Тема. Организация взаимодействия в воспитательной организации




Тема. Средства массовой коммуникации (СМК) как мезофактор социализации

Вопросы для обсуждения:

1. СМК как социальный институт.

2. СМК как фактор социализации.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. С. 62 – 66.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 1998. – с. 152.

Дополнительная

  1. Фролов С.С. Основы социологии. – М.; 1997. – с. 52 – 55, 265 – 267.

4. Материалы в папке «Социальная педагогика» (каб. 14).

5. Зазнобина Л. С. Школа и СМИ // Педагогика. – 1999. - № 5. – с. 72 –75.

6. Назаров М. М. СМК и российское общество на пороге 21 века // Социально-гуманитарные знания. – 1999. № 5. – с. 11 – 21.

7. Потрубач И. Н. Проблемы информационной безопасности. // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - № 2 – с. 264 – 273.

Задания:

  1. Изучить литературу, подготовиться к вопросам семинара.
  2. Повторить материал по темам «Социальные институты» и «Процесс институализации».
  3. Охарактеризовать СМК как социальный институт: определить признаки и функции СМК как социального института.
  4. Выделить основные социализирующие функции СМК.
  5. Охарактеризуйте влияние СМК на социализацию человека как позитивное и негативное (здоровье, уровень информированности и образованности, мировоззрение др.). Проиллюстрируйте это примерами, фактами.

Семинар 4

Тема. Влияние группы сверстников и субкультур на социализацию человека

Вопросы для обсуждения:

  1. Группа сверстников как фактор социализации.
  2. Субкультура как фактор социализации.
  3. Характеристика современных молодежных субкультур.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. С. 66 – 73.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. С. 364 – 369.

Дополнительная

3. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение. 1983. – 255 с.: ил.

4. Иванова И. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С.34-37.

Задания:

1. Раскрыть понятие группы сверстников (ист.2, С.95).

2. Выделите и опишите подходы к классификации групп сверстников (ист.2, С. 95-96; ист.3,С. 139-140).

3. Выделите и опишите возможную структуру групп сверстников (ист.2,С. 95).

4. Выделите и опишите социализирующие функции группы сверстников (ист. 2, с.96-100; ист. 3,С.128-136).

5. Раскройте понятие субкультуры (ист.2, С. 62-63).

6. Выделите и опишите характеристики субкультуры (ист.2,С. 63-67)

7. Охарактеризуйте социализирующие функции субкультуры (ист.2, С.68).

8. Охарактеризуйте детскую субкультуру (ист.4).

9. Подготовьте сообщение о какой-либо молодежной субкультуре в соответствии с выделенными признаками субкультуры (см. задание 6), (ист.1, С.364). Можно воспользоваться материалом, представленным в папке вместе с планом к семинару. Поощряется самостоятельный поиск литературы по данному вопросу.

Семинар 5

Тема. Организация взаимодействия в воспитательной организации

Вопросы для обсуждения:

  1. Организация группового взаимодействия.
  2. Организация межгруппового взаимодействия.
  3. Организация массового взаимодействия.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. С. 37 – 56, 98 – 109.

2. Педагогика: пед. теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. -М.: Академия, 1998. – с. 49 – 53.

Дополнительная

3. Бутин Ю. Нужна единая социально-педагогическая система // Воспитание школьника. – 1994. – №2.

4. Вульфов Б.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. – 1992. – № 5, 6.

5. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы // Педагогика. –1993. – № 3.

6. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М., 2004.

Задания:

  1. Проанализируйте понятие взаимодействие;
  2. Выделите этапы группового взаимодействия;
  3. Охарактеризуйте понятия: кооперативное взаимодействие, конкурентное взаимодействие, деструктивный конфликт, конструктивный конфликт;
  4. Дайте характеристику типам организации межгруппового взаимодействия;
  5. Выделите этапы организации массового взаимодействия;
  6. Разработайте план организации группового или массового взаимодействия, подготовьте презентацию плана.

 

Самостоятельная работа 1

Вопросы для изучения:

1. Этнос как социокультурный феномен.

2. Этнос как фактор социализации.

3. Язык как средство социализации.

Литература

Основная

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. – С.37-42.

Дополнительная

2. Бао Хун Национально-культурная специфика фразеологизмов в русском и китайских языках // Фразеология в контексте культуры. – М.: Языки русской культуры,1999. – С.305-310.

3. Кукушин В.С. Этнопедагогика: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 304с.

4. Маслова В.А. Связь мифа и языка // Фразеология в контексте культуры. – М.: Языки русской культуры,1999. – С.159-163.

5. Неустроев Н. Как воспитывали северян // Воспитание школьников. – 2001. - № 2. – с. 32 – 34.

6. Щекина СС. Этикетные качества личности поморов // Пед. культура Европейского Севера: Сб. н. ст., - Арх., ПГУ, 2000. – с. 22 – 32.

7. Язык – Культура – Этнос / С.Л. Арутюнов, А.Р. Багдасаров и др. – М.: Наука, 1994. – 223 с.

Задания:

1. Опишите воспитательные традиции одного из народов России по выбору.

2. Раскройте влияние менталитета на социализацию человека

3. Выделите основные функции языка, его роль в формировании этнической принадлежности.

Количество часов на выполнение самостоятельной работы – 2.

Форма контроля – анализ текстового материала

Самостоятельная работа 2

Вопросы для изучения:

3. СМК как социальный институт.

4. СМК как фактор социализации.

Литература

Основная

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. С. 62 – 66.

9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 1998. – с. 152.

Дополнительная

10. Зазнобина Л. С. Школа и СМИ // Педагогика. – 1999. - № 5. – с. 72 –75.

11. Назаров М. М. СМК и российское общество на пороге 21 века // Социально-гуманитарные знания. – 1999. № 5. – с. 11 – 21.

12. Потрубач И. Н. Проблемы информационной безопасности. // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - № 2 – с. 264 – 273.

Задания:

6. Изучить литературу.

7. Охарактеризовать СМК как социальный институт: определить признаки и функции СМК как социального института.

8. Выделить основные социализирующие функции СМК.

9. Охарактеризуйте влияние СМК на социализацию человека как позитивное и негативное (здоровье, уровень информированности и образованности, мировоззрение др.). Проиллюстрируйте это примерами, фактами.

Количество часов на выполнение самостоятельной работы – 2.

Форма контроля – собеседование на СМ № 2.

Самостоятельная работа 3

Вопросы для изучения:

1. Группа сверстников как фактор социализации.

2. Характеристика современных молодежных субкультур.

3. Субкультура как фактор социализации.

Литература

Основная

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. С. 66 – 73.

4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. С. 364 – 369.

Дополнительная

3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение. 1983. – 255 с.: ил.

4. Иванова И. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С.34-37.

Задания:

1. Раскрыть понятия группы сверстников и субкультуры.

2. Выделите и опишите подходы к классификации групп сверстников.

3. Выделите и опишите возможную структуру и социализирующие функции групп сверстников.

4. Выделите и опишите характеристики и социализирующие функции субкультуры.

5. Подготовьте сообщение о какой-либо молодежной субкультуре в соответствии с выделенными признаками субкультуры

Количество часов на выполнение самостоятельной работы – 2.

Форма контроля – собеседование на СМ № 2.

Самостоятельная работа 4

Вопросы для изучения:

1. Организация взаимодействия в воспитательной организации.

Литература

Основная

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000.

2. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. – М., 2004.

Дополнительная

4. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000.

5. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение. 1983.

Задания:

1. Повторить: понятия взаимодействие, виды взаимодействия

2. Сформулируйте цели и задачи предстоящего мероприятия.

3. Определите тему и содержание мероприятия.

4. Выделить этапы взаимодействия, их содержание

5. Продумайте содержание и способы организации деятельности воспитанников, приемы активизации их деятельности на каждом этапе работы (целеполагания, распределения обязанностей, осуществления деятельности, анализа).

6. Подготовьте презентацию сценария мероприятия

Количество часов на выполнение самостоятельной работы – 2.

Форма контроля – анализ презентации на СМ № 3.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: