Оценка как явление антрополингвистики: аксиологические аспекты преподавания языка, - Петришина Е.Ю.




Аксиология иноязычного образования

Аксиология = ценностный аспект

Оценка как явление антрополингвистики: аксиологические аспекты преподавания языка, - Петришина Е.Ю.

На протяжении истории человечества все сотворенное человеком происходит для Человека и во имя Человека. Человек видит себя центром, вокруг которого происходят события. Это видение как нельзя лучше отражает язык. Прежде всего, в нем наличествует объективная действительность: предметы, их свойства, сам человек, его мысли, чувства, поступки и их соотношение. В языке также отражается взаимодействие действительности и человека посредством сравнения, оценки, т.е. объективный мир членится говорящим с точки зрения ценностного характера: добра и зла, пользы и вреда. Подобное деление обусловлено социально.

Преподаватели ИЯ имеют множество возможностей конструировать и моделировать языковую личность обучаемого именно с аксиологических позиций. Представляется особенно актуальным внедрение ценностных ориентиров посредством изучения аутентичных авторских текстов в процессе освоения таких дисциплин, как «Аналитическое чтение» и «Интерпретация текста». Исследование оценочных значений представляет особый интерес на современном этапе развития когнитивной лингвистики.

2. К вопросу о самореализации личностив условиях непрерывного иноязычного образования - Подуражная О.В.

Предмет «иностранный язык» за последнее десятилетие приобрел дополнительную функцию – функцию формирования успешной, востребованной в профессиональном плане личности, т.е. помимо ценности профессионального характера, приобрел ценность социального характера, которая, как отмечает Н.Д. Гальскова, «... вне личности и без личности существовать не может... Но имеет социальный характер, поскольку ценности являются общественно значимы для человека». Идея непрерывного образования «Life-Long Learning», известная сегодня как глобальный подход, позволяющий своевременно и полно отвечать вызовам эпохи информации, глобализации и межкультурного проникновения - нашла свое отражение в Болонском процессе, в котором говорится о реализации принципа обучения в течение всей жизни.

Концептуальное оформление идей непрерывного образования как «образования через всю жизнь» и их активное распространение в нашей стране началось более 30 лет тому назад, но, как отмечает H.H. Нечаев, до сих пор, к сожалению, непрерывное образование рассматривается, прежде всего, с точки зрения своей «внешней», формальной стороны, и таким образом выступает лишь как институциализированная система образовательных учреждений, объединяющая их в некую последовательность ступеней образования [5, с. 12]. Cледует отметить, что системообразующим фактором непрерывного образования является осознанная потребность в постоянном развитии личности каждого человека. Таким образом, осознание необходимости «образования через всю жизнь» позволит каждому человеку отслеживать реалии и изменения действительности, создаст условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации.

3. Аксиологический компонент оценочной компетенции преподавателя иностранного языка, - Прилипко Е.В.

В качестве основных компонентов оценочной деятельности преподавателя были выделены следующие: аксиологический компонент, описывающий ценностные установки преподавателя относительно его оценочной деятельности, когнитивный компонент, описывающий знания в области современных технологий оценивания и праксиологический компонент, описывающий реализуемые в образовательной деятельности навыки и практики оценивания. Все три компонента оценочной компетентности состоят в неразрывной связи.

Личная система ценностей играет огромное значение в оценочной деятельности педагога. То, какие ценности исповедует педагог, легко читается через его деятельность и расшифровывается другими участниками образовательного процесса: обучающимися, коллегами, руководством вуза.

Аксиологический компонент оценочной компетенции преподавателя описывает его ценностные отношения по нескольким векторам образовательного процесса: как он относится (1) к собственной профессиональной компетентности (рефлексия), (2) к студентам и их деятельности – как к равноправным участникам процесса научения или как к объектам педагогического воздействия, (3) какое место отводит оцениванию как составляющей учебного процесса, (4) готов ли к качественному изменению характера оценочнойдеятельности в новой – компетентностной – образовательной парадигме.

4. Ценностные аспекты обучения технике письма и лексике при изучении языков с нелатинизированными типами графики (на материале новогреческого и китайского языков) Сарафанников Н.В.

В статье рассматриваются трудности, возникающие при изучении языков с нелатинизированной графической системой (алфавиты, отличные от латинского и иероглифические системы письма). Преодоле- ние этих сложностей видится возможным при использовании ценностных ориентиров в учебном процессе. Близость и даже некоторое родство рус- ской и греческой культур, традиционализм и «консерватизм» русской и китайской культур – создают полноценные основания для нахождения ценностных общекультурных реалий и абстракций, выраженных в лексике и письменности и способствующих естественному, непринуждённому вхождению обучаемого в непривычный и кажущийся непостижимым мир языков со столь своеобразными системами письма.

Освоение человеком социокультурного опыта в процессе образования определяется спецификой различных дидактических подходов, в числе которых подход аксиологический, определяющий меняющиеся ценностные ориентации социума, «нацеленность на формирование общественного идеала личности» [5, с.27]. Личностно-индивидуальные и культурно-исторические ценности отражаются в ментальности индивидуума, приобщающегося в ходе саморазвития к мультикультурной среде, среде субкультурных сообществ. Признание систем ценностей, характерных для различных культур основных исторических этапов развития цивилизаций находит отражение в теоретической системе целеполагания и практически реализуется в системе подготовки будущего специалиста для определённой сферы профессиональной деятельности.

Трудности и возможности их преодоления: 1) большое число графических элементов (214 ключей-детерминативов); 2) неограниченная вариативность основных графических элементов в составе иероглифа; 3) необходимость преодолевать трудность разорванной привычной связи «знак – звучание» и стремиться к установлению прямой ассоциации «знак – значение» [3, с.26]. Иероглиф необходимо рассматривать одновременно как зрительный и звуковой образ. Запоминанию иероглифов способствует их объединение не только по графическим и фонетическим ассоциациям, но и смысловым. Смысловые ассоциации в изучении иероглифики соотносятся с ценностными категориями, общими для русской и китайской культур, что облегчает процесс обучения, но отдельные ценностные феномены китайской культуры, бесспорно, требуют комментариев и дополнительного изучения учащимися, осваивающими сложную культуру.

В ценностно- ориентированном содержании можно выделить эмоциональную деятельность обучаемых, вызванную предметом (графемы, идеограммы, буквы – слова) и процессом его усвоения, она связана с позитивным отношением обучаемых к информационному наполнению учебного процесcа. Учебный материал должен прогнозировать желание учиться и интерес к языку. Формирование позитивных ценностных ориентаций по отношению к языку и его изучению позволяет воспитать стремление к самообразованию и саморазвитию.

5. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГОЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ,- Рубцова, А.В

«По нашему мнению, разработка и внедрение в содержание обучения аксиологических установок, обоснование аксиологических принципов, с помощью которых процесс обучения будет обусловлен нормативно-ценностными категориями, разработка целостного аксиологического подхода в продуктивном обучении ИЯ позволит «реанимировать» традиционные для российского сознания мировоззренческие позиции и его системно-ценностные основы».

Необходимо осознать и признать тот факт, что в разряд приоритетных входят религиозно-философские проблемы человека. Возникает кризисное сознание современного российского общества, которое характеризуется противоречивостью, разрозненностью, незавершенностью структуры ценностных норм и установок. «Система ценностей организованной человеческой деятельности утратила свою очевидность, притягательность, императивность... человек заболел ярко выраженной дезориентацией, не зная больше, по каким законам жить».

Невозможно выстроить полноценную учебно-воспитательную систему в рамках университета или школы без понимания того, что индивидуальная система ценностных ориентаций человека является важнейшей подсистемой личности. Эта система обеспечивает устойчивость личности, преемственность поведения, определяет направленность потребностей и интересов. Целостность, устойчивость системы ценностей определяет зрелость личности. Таким образом, ценности, выполняя функцию перспективных стратегических жизненных целей и главных мотивов жизнедеятельности, определяют нравственные устои и принципы поведения. Поэтому любое общество заинтересовано в том, чтобы люди придерживались тех, а не иных принципов поведения, и человек неминуемо оказывается объектом целенаправленного воспитания.

Чаще всего современная методика обучения ИЯ в принципе отходит от проблемы воспитания подрастающего поколения в русле традиционных для российского общества ценностях (т.к. начинается насаждаться культура языка.

Именно продуктивное иноязычное образование в наибольшей степени отвечает требованиям развития нормативно-ценностных категорий в процессе обучения ИЯ, по-тому как продуктивная иноязычная деятельность включает в себя два взаимосвязанных аспекта, способных реализовать аксиологическую составляющую учебно-воспитательной системы — методологию изучения ИЯ и субъектные качества личности. Владение методологией учебно-познавательной деятельности характеризуется как учебная компетенция — способность эффективно самостоятельно учиться, учить себя.

В свою очередь, реализация аксиологического подхода позволит рассматривать самостоятельность учащегося в учебной деятельности как с точки зрения внешнего проявления (учебные стратегии, действия), так и с точки зрения внутреннего проявления (протекающие параллельно с учебными действиями процессы осознания, отражения самого себя в деятельности, в «саморегуляции»).

Нормативно-ценностный компонент в продуктивном обучении ИЯ позволяет рассматривать язык как нормативно-ценностную категорию, осмысление которой, с обозначенной точки зрения, должно ориентировать процесс изучения ИЯ, прежде всего, на «культурную самоидентификацию» обучаемого, а не на переориентацию на культурно-исторические ценности страны изучаемого языка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: