ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ




 

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В.А.

 

 

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение с точки зрения задач коррекционно-восстановительной работы. В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.

У детей с нарушением зрения система сенсорных эталонов и перцептивных действий затруднена, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью.

В своей работе мы очень много используем дидактических игр, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она же является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством воспитания ребенка.

Структурные составляющие дидактической игры:

1. Дидактическая задача определяется целью обучающегося и воспитательным воздействием. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

2. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

3. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

4. Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

5. Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Дети дошкольного возраста с нарушениями зрения имеют особенности зрительного восприятия. При подборе дидактических игр необходимо обязательно учитывать эти особенности. Перечислим значительные трудности, которые испытывают дети с нарушениями зрения:

- в выделении формы и величины предметов;

- в определении месторасположения предметов в пространстве;

- в обозначении сенсорных признаков предметов;

- в выделении расстояния до предметов;

- овладения навыками ориентировки в пространстве.

У этих детей достаточно низкий уровень предметных представлений, нарушены процессы анализа и синтеза, недостаточно развито зрительное восприятие. У детей с нарушениями зрения недостаточный уровень развития таких функций зрительного восприятия, как: зрительно-моторной интеграции, зрительно-пространственное восприятие и зрительная память. Поэтому важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптирует к условиям восприятия. Так как у детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличений и т.д.), к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляют специальные требования:

· Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;

· Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 – 95 %);

· Чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.

· Дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.

· Величина картинок определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей с учетом офтальмолога.

· Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.

· Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.

· В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.

· Величина раздаточного материала:

Дидактические игры и упражнения для развития, активизации, стимуляции зрительных функций не только доставляют удовольствие детям, развивают способности, формируют знания, умения и навыки, но и имеют коррекционную направленность.

«Волшебная полянка». Цель: развитие зрительного внимания, мышления, сенсорных эталонов (цвета, формы), мелкой моторики; развитие зрительных функций: фиксации взора, локализации из множества.

Игра представляет собой поле с одноцветными гвоздиками и съемной панелью, на которой изображены геометрические фигуры разного цвета.

Условие игры - надеть цветные колечки в соответствии с указаниями педагога: «На все синие фигуры – синие колечки, на красные – красные колечки, на желтые – желтые колечки, на зеленые – зеленые колечки, на оранжевые – оранжевые колечки». Усложнение: «На все круги – желтые колечки, на овалы – зеленые колечки, на прямоугольники – синие колечки, на квадраты – красные колечки, треугольники – оранжевые колечки».

«Найди пару». Цель: развитие зрительного внимания, предметных представлений; активизация зрительных функций: фиксации взора, локализации из множества.

Игра состоит из предметных картинок нарисованных контуром на листе бумаги и вырезанных силуэтов тех же предметов. Условия игры – наложить силуэт предметной картинки на его контурное изображение.

Вариант игры: соотнести силуэт и его контурное изображение

«Цветные пробки». Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики; активизация зрительных функций: фиксации взора, локализации, прослеживания, тренировка бинокулярного зрения.

Игра представляет собой поле с горлышками от бутылок, расположенных в определенной последовательности. Условия игры – накрутить пробки на горлышки от бутылок в соответствии с образцами.

«Волшебная ниточка». Цель: Развитие зрительного внимания, зрительно – моторной координации; активизация зрительных функций: повышение остроты зрения, фиксации взора, прослеживания,

Игра представляет собой поле – ковролин, силуэты предметов из драпа, клубок тонких ниток. Условия игры – выложить по контуру предмет с помощью ниточки.

«Угадай животных». Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

Материал: набора картинок: 1). Предметные картинки, на которых изображены животные (дикие); 2). Картинки с изображением теней животных (диких); 3)Картинки с силуэтными изображениями диких животных; 4) Картинки с силуэтным выпуклым изображение диких животных.

Ход игры: 1. Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и назвать их. 2. Взрослый просит ребенка подобрать картинку, на которой изображена тень животного, к предметной картинке, на которой изображено само животное. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и отгадать, какого животного тень изображена на ней, без опоры на предметные картинки. 3. Затем найти контурное изображение животного. 4. И самое сложное, надеть темные непрозрачные очки и на ощупь угадать дикое животное.

«Веселый контур». Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать

«Балансир». Прежде всего, игра направлена на умение играть в команде, если ты неправильно поставил фишку, то вся конструкция разрушится. Игра состоит из самого балансира, фишек и кубика. На балансире есть цифры, какое число выпало на такую цифру и ставят фишку.

«Перфокарты» - детям очень нравится с ними играть, так как самостоятельно могут проверить, как они справились с заданием.

Также мы используем различные мозаики, но детям больше всего нравится магнитная мозаика.

«Путаница». Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Для развития мелкой моторики, мы используем всевозможные шнуровки.

И одна из любимых игр «Угадай по запаху», подобрана коллекция не только наиболее знакомых запахов, но и таких, как запах грибов, перца, мяты. Как правило, дети хорошо узнают запах шоколада, лимона, чеснока.

«Узнай друга». Цель:Развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти.

Ход игры: Одной половине детей завязывают глаза и дают возможность походить. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук. Затем дети меняются местами.

При подборе дидактической игры необходимо помнить, что игра должна сохранять свойственный играм занимательный и эмоциональный характер.

Список литературы

1. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.

2. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

3. Нагаева Т.И. Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: