Вопросы и задания для самостоятельной работы к экзамену по курсу «Тьюторское сопровождение семьи» (120 часов)
1. Найдите определение понятий «тьютор», «тьюторское сопровождение семьи». Обоснуйте свой выбор. (ссылки на источники обязательны!)
2. Составьте перечень наиболее актуальных вопросов, часто задаваемых родителями по воспитанию детей дошкольного возраста (не менее 5 вопросов). Ранжируйте вопросы по степени актуальности для родителей.
Составьте конспект мероприятия используя активные формы и методы работы с родителями: напрмер – модерация, Открытое пространство, фасилитация, карта-ума, 6 шляп мышления и т.д..
6. Подготовленные карточки с проблемными ситуациями для обсуждения с родителями.
Карточки могут быть несколько видов:
А) с вопросами к родителям, после описания какой-либо проблемной ситуации;
Б) с вариантами ответов или резюмирования для педагога после обсуждения вопроса родителями.
Таблица 1.
Пример карточки с вариантом А
Проблемная ситуация: Отец, поддавшись доводам воспитателя о влиянии мужчины на воспитания личности ребенка, берет пятилетнего Славика на рыбалку. Невыспавшийся и проголодавшийся ребенок, просидев неподвижно на мостике полчаса, начинает вертеться и задавать вопросы отцу. Тот нервничает: «Ты мне всю рыбу распугаешь – помолчи». Еще через полчаса сын просится домой, на что отец раздражается еще больше. «Я так и знал, нельзя слушать эту воспитательницу, я ведь говорил, вырастит, вот тогда и буду им заниматься!». | Вопросы для обсуждения: Знакома ли вам такая ситуация, когда вы берете ребенка с собой (например, на футбол, концерт), а потом попадаете впросак? Как вы считаете, нужно ли было отцу брать ребенка с собой на рыбалку? Если да, то, к чему должен был быть готов отец мальчика? Как можно было бы организовать досуг ребенка на рыбалке? Если нет, то что бы вы предложили отцу для совместного «мужского» досуга с сыном? А с дочерью? |
Таблица 2.
|
Пример карточки с вариантом Б
Вопрос для обсуждения: «Мой муж считает, что если ребенок будет занят делом (например ухаживать за «скотом», заниматься спортом, делать уроки), то ему будет некогда «заниматься глупостями», в том числе и употреблять алкоголь. Мне бы хотелось знать, достаточно ли будет этого для того, чтобы ребенок не заинтересовался алкоголем?» | Вариант ответа: Правильно организованный детский досуг, является одним из факторов профилактики вредных привычек. При этом важно грамотно организовать детский досуг: если ребенок увлеченно рисует, собирает конструктор, пазлы, играет на скрипке, то, очевидно, что его досуг грамотно организован, в первую очередь родителями. Если же ребенка насильно усаживают за фортепиано, или уговаривают пойти в изостудию, то на лицо деструктивно организованная деятельность, которая разрушает доверительные отношения между детьми и родителями. К факторам профилактике вредных привычек относятся также: эффективное, личностно-ориентированное, доверительное общение с ребенком; удовлетворение потребностей ребенка; обучение ребенка безопасному поведению; развитие самостоятельности и самоконтроля; соблюдение прав и свобод ребенка; формирование адекватной самооценки; ориентирование на здоровый образ жизни. |
|
Разработайте 1 ресурсную карту по любому актуальному для родителей детей-дошкольников направлению (см. задание 2).
См. Давыдова О.И. Использование «ресурсных» карт в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 11.
Давыдова О.И. Сопровождение семейного досуга педагогами ДОО / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2016. – № 4. – С. 30-43.
8. Подготовить 1 Кейс по теме (на выбор):
«Тьюторское сопровождение родителей ребенка при поступлении в детский сад».
«Тьюторское сопровождение родителей ребенка в период пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении».
«Тьюторское сопровождение родителей ребенка при поступлении в школу».
«Сопровождение досуга семьи ребенка педагогами дошкольной образовательной организации».
«Тьюторское сопровождение одаренного ребенка» и т.д.
Тему можно выбрать самому, предварительно обсудив с преподавателем.
Литература:
1. Богославец Л.Г., Давыдова О.И Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений: методическое пособие. – М.: Сфера, 2013. – 125 с.
2. Гордон Эл, Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. – Ижевск: ERGO, 2008.
3. Давыдова О. И. Богославец Л. Использование коучинг-сессий при аттестации педагогических кадров // Управление ДОУ – № 2. – 2007. – С.19-27.
4. Давыдова О.И. Игры и упражнения для детей и родителей: исторический подход // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 1. – С. 12-16.
5. Давыдова О.И. Использование «ресурсных» карт в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 11.
|
6. Давыдова О.И. Использование технологии тьюторского сопровождения при взаимодействии с семьей воспитанников дошкольного образовательного учреждения: практикум / О.И. Давыдова. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – 106 с.
7. Давыдова О.И. Майер А.А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительском собрании в ДОУ учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.
8. Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей: методическое пособие / Давыдова О.И., Богославец Л.Г, Майер А.А. – М.: Сфера, 2012. – 128 с.
9. Давыдова О.И., Майер А.А. Тьюторское сопровождение самообразования педагога в ДОУ // Управление ДОУ. – 2012. – № 1. – С. 92-99.
10. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ (методика организации, сценарии, притчи, аффирмации). – Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. – 2010. – 176с.
11. Давыдова, О.И. Индивидуализация пространства группы детского сада // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2017. – N 1. – С. 16-26.
12. Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва 18-19 мая 2009г. / Науч.ред. Т.М. Ковалева; Отв.ред. А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. – М.: АПКиППРО, 2011. – 208с.
13. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». – М.-Тверь: «СФК-офис», – 2012. – 246с.
14. Коврижных Е.В. Проект индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. – № 2.
15. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб. – 2000.
16. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с.
17. Петрова Г. И. Педагог-тьютор – новая профессия в сфере образования // Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. – Томск, 2009. — С. 12-15.
18. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов [Текст] / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 155-157.
19. Сатир В. Как строить себя и свою семью, М, 1992.
20. Социально-психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности: Учебное пособие / Ромашина С.Я., Давыдова О.И., Шарапановская Е.В., Атемаскина Ю.В., Майер А.А.. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 298 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
22. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
23. Фуряева Т.В., Старосветская Н.А. Детско-родительское сообщество: теория и практика социально-педагогического сопровождения: Учебное пособие к спецкурсу «Технология работы семьей». – Красноярск: РИО КГПУ, 2003.
24. Шилов И. Ю. Фамилистика. Психология и педагогика семьи. Практикум. – Санкт-Петербург, 2000. – 416 с.
25. Эльконин Б.Д. Посредническое действие – основные вопросы // Тьюторское сопровождение. – 2013. – № 1 (8), – С. 1-3.
Интернет-ресурсы
https://thetutor.ru/ - Тьюторская Ассоциация
https://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»
https://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html - Тьюторство в образовательном процессе
ru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор - Тьютор – Википедия
www.alteredu.ru - Открытый авторский институт альтернативного образования имени Януша Корчака (Санкт-Петербург)
www.fondedu.ru - Образовательный центр «Участие» (Санкт-Петербург)
Перекрестки психологии и педагогики, Роль и место тьютора/ Екатерина Александрова/ «1 сентября» https://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200700306
Институт психолого-педагогических проблем детства (опыт работников экспериментальных площадок «Опытно-экспериментальное обеспечение реализации национальной инициативы «Наша новая школа»).- https://ippdrao.ru
Корнеева Т. Б. Настоящие и перспективные задачи тьюторского сопровождения в проекте «ИТ-профи» образовательного портала ОЦ «Школьный университет». URL: https://www.thetutor.ru/distance/article001.html
Чернявская А. Г. Методические основы деятельности тьютора. — МИМ ЛИНК, 2006. URL: https://edu.of.ru/attach/17/18185.pdf