Институт отцовства и неполная семья
Введение
На протяжении многих веков проблемы семьи и брака вызывают к себе достаточно высокий интерес социологов, психологов, философов и ряда других ученых, поскольку семья находится в тесной зависимости от состояния других институтов и культурно-символических ценностей, идеалов, представлений и традиций общества.
За последние 30-40 лет все чаще наблюдаются кризисные явления в семейно-брачных отношениях. Они дают о себе знать в участившихся распадах брачных союзов, обострении семейных конфликтов, росте числа неблагополучных семей и т.д. Как правило, дети после развода остаются с матерью. Расторгнутый брак суживает институт отцовства т.к. отдельно проживающий отец зачастую абсолютно не участвует в процессе воспитания своих детей.
Проблема отцовства и возможности ее отражения в региональной демографической политике
Проблема отцовства – одна из составляющих общей проблематики демографической и семейной политик. Демографическая политика Ярославской области представляет собой «комплекс мер, закрепленных федеральным и региональным законодательством, направленными на улучшение демографической ситуации, поддержку семьи, сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, обеспечение устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирование занятости и миграционных процессов». Может показаться, что проблема отцовства не является самой важной и актуальной для государственной политики: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства», - читаем мы в Конституции РФ, о проблеме отцовства в Основном законе нет ни слова. Почему же проблемы отцовства не отражены в Конституции? В значительной мере положения ст. 38 Конституции РФ развивают и гарантируют принцип равноправия женщины и мужчины, но направлены на обеспечение учета функций, выполняемых в силу природы и по традиционному общественному раскладу женщиной. Поэтому конституционное законодательство содержит широкие гарантии в связи с материнством, включая получение финансовой поддержки многодетными и малообеспеченными семьями.
|
Можно привести простой пример со смертностью «потенциальных отцов» и «реальных отцов», которые вытекают из проблемы мужской смертности. Начнем с проблемы смертности «потенциальных отцов». В Ярославской области, как подчеркивается в Концепции демографической политики ЯО, на 1000 человек 2159 умерших в год. Однако сколь бы кощунственно это не звучало, с точки зрения пронаталистской демографической политики смертность как таковая не столь важна для сохранения нации, сколь тот возраст, когда люди умирают. Среди умерших людей в трудоспособном возрасте число мужчин в четыре раза превышает число женщин. Возраст, в котором рожают свыше 90% женщин и немногим менее 90% мужчин (т.н. «репродуктивный возраст») считается с 15 до 49 лет. В этом возрасте как раз проявляется проблема дифференциации смертности: до 50-летнего возраста, т.е. до окончания статистического репродуктивного возраста женщин доживает больше, чем мужчин. Если брать по России, то из всего числа женщин в возрасте 15-49 лет (39 млн.), которые могут и хотят родить ребенка, примерно 2 млн. женщин или около 5% не смогут удовлетворить свою потребность в детях из-за мужской смертности и физического отсутствия адекватного числа мужчин. Это объясняет одну из причин того, что в мусульманских странах численность населения растет. Коран разрешает иметь несколько жен, поэтому потенциально все женщины могут стать мамами. Правда для мусульманских стран существует другая проблема – не все мужчины могут стать отцами: во-первых, потому из-за практики многоженства, а, во-вторых, потому что мужчин в этих странах попросту больше, чем женщин.
|
Для того чтобы выйти из зоны демографической катастрофы, необходимо поднять уровень рождаемости значительно выше величины 2,6 ребенка на одного мужчину, или выше 2,6 ребенка на один эффективный брак. А для этого необходимо повлиять на репродуктивные потребности и поднять среднее желаемое число детей у мужчин и женщин до 3-4. Такие семьи в России считаются многодетными. В Ярославской области из 90 тысяч семей лишь 4141 – многодетные или 4,6%, причем за последнее десятилетие их число сократилась в 3 раза. Демографическая политика Ярославской области включает в себя меры по материальному стимулированию таких семей. Обоснованно использование также методов морального стимулирования: губернаторских знаков «Признательность» – за вклад родителей в воспитание детей; «Материнская слава» – многодетным матерям, воспитавшим пять и более детей. Целесообразно введение такого же знака и для отцов, снижение числа детей для его получения (ведь и три ребенка – это уже многодетная семья).
Проблема признания биологического отцовства лежит в области морали и поэтому должна основываться на обоюдном согласии родителей завести ребенка. Возможно, было бы более правильно осведомляться у мужчины о его желании завести ребенка, естественно в письменной форме, чем ставить его перед фактом рождения ребенка. Это может снизить остроту проблемы неполных семей в Ярославской области, ведь правильно замечается в Концепции демографической политики ЯО: «Высокий уровень разводимости, внебрачной рождаемости – основные причины увеличения количества неполных семей». Тогда, если мужчина отказывается от ребенка еще до его рождения (в период, когда можно произвести аборт), то он лишается и прав на ребенка, а мать решает, будет ли она рожать этого ребенка. Если в соответствии с Семейным кодексом РФ, мужчина дает согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, то почему бы не расширить эту практику? Ведь по тому же Семейному кодексу дети, рожденные с помощью искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, имеют равные права с детьми, рожденными от обоих родителей. Но у «искусственных» детей нет права иметь отца, если он не дал письменного согласия на их появление! Так где же равенство детей, полученных с использованием методов оплодотворения и без них? Появление практики использования письменного согласия на появление ребенка, возможно, снимет эту проблему. Правда, этот вопрос должен решаться не на региональном, а на федеральном уровне. Конечно, этот вопрос является этически спорным и, скорее всего, не будет реализован на практике. Но его поднятие является целесообразным. Правильно ли возлагать бремя отцовства (в том числе и материального) на мужчину, если он изначально не был согласен стать отцом? Здесь следует упомянуть, что ежегодно в Ярославской области четыре тысячи человек остаются в результате развода с одним из родителей, т.е. почти каждый третий.
|
Возможность сглаживания другой проблемы – проблемы взаимоотношений отцов и детей, которые, по сути, являются носителями различных культурных ценностей, есть и на региональном уровне – в использовании социальной рекламы и пропаганды, что предусматривается существующими нормативными актами Ярославской области.