Отец в современной российской семье: представления студентов




 

Одним из социальных институтов, относящихся к сфере семейно-брачных отношений, является отцовство. Однако социология семьи на протяжении многих десятилетий не уделяла должного внимания данному феномену. Исследователями констатировалось ценность семьи и брака исключительно для женщин, а семейная проблематика разрабатывалась, прежде всего, в контексте женских исследований.

В процессе модернизации семьи, происходящем на протяжении последних десятилетий, существенно изменились статус и роль отца в семье и в обществе в целом. Трансформация института отцовства усилила интерес социологов к этому социальному явлению. Например, внимание к проблемам мужчин-родителей возросло в связи с высокой разводимостью, в ходе исследований выяснилось, что для современных мужчин брачные, отцовские, семейные отношения не менее важны, чем для женщин, а неудовлетворенность одиночеством у мужчин даже более остра и длительна. До сих пор, женские, материнские проблемы ставятся во главу всех мер и рекомендаций в области семейной политики, проблемы мужчин, отцов не рассматриваются и не учитываются в рамках семейной, демографической политики, а если и обсуждаются, то только в контексте борьбы с алкоголизмом, насилием и другими пороками, носителями которых считаются мужчины.

Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации очевидна. Он обеспечивает усвоение детьми моральных норм. В неполной семье, где отсутствует отец, нарушается процесс социализации ребенка. С другой стороны именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине возможность социализироваться самому. Показателем изменений, происходящих в сфере отцовства, является появление нового типа родителей-мужчин, которых социологи назвали «новыми отцами». По мнению исследователей, "Новый отец" не только зарабатывает деньги на содержание семьи, но и сам ухаживает за детьми и активно интересуется их проблемами. "Новых отцов" характеризуют следующим образом: они больше заботятся о домашних делах, чаще гуляют и играют с детьми, чем "традиционалисты", которые готовы материально обеспечивать семью, но эмоциональную заботу о детях передоверяют матери. Все большую ценность для "новых отцов" приобретает семья и семейные отношения. Существует мнение, что "постиндустриальное общество создало особенно благоприятные условия для возвращения отцов в семью. Многие современные мужчины стремятся активно участвовать в воспитании детей, и этот процесс наблюдается не только на Западе но и в России (Бескаравайная, 2006).

Функции отцовства в общей системе семейно-брачных отношений, а также трансформации этого института в современном обществе обусловливают необходимость глубокого социологического анализа «отцовской проблематики». В мае 2007 года в Тверском государственном техническом университете (ТГТУ) было проведено социологическое исследование на тему «Представления студентов ТГТУ об отцовстве». Были опрошены студенты только мужского пола разных курсов и специальностей (100 человек по репрезентативной выборке). В ходе исследования были получены следующие данные.

Большинство студентов мужского пола (48%) хотят быть похожими на своего отца, 25 % респондентов не желают этого, 27% молодых людей затруднились ответить. На вопрос «Кто из родителей оказал большее влияние на становление Вашей личности?» ответы респондентов распределились следующим образом: 42 % студентов заявили, что на становление их личности равное влияние оказали оба родителя, примерно 36 % считают, что - мать и лишь 13% ответили, что решающую роль в их личностном развитии сыграл отец. Небольшая часть респондентов ответила, что повлияли другие родственники или затруднилась ответить.

Отвечая на вопрос о главе в их семье, примерно треть студентов заявила, что в их семье «нет четко выраженного главы» (34%), 33% считают что, главой в их семье является отец, 24% считают, что – мать. При оценке роли отца в своей собственной семье студенты заявили, что отец это: главный “добытчик” и кормилец семьи (24) %; мастер на «все руки»(22%); опора в семье (16%); глава рода (15%); воспитатель детей (7%); затруднились ответить(6%); «душа семьи» (5%); «пустое место»(4%); «массовик – затейник» (3%). Был задан также вопрос об идеальной роли отца в семье. Респонденты считают, что идеальный отец является главным «добытчиком» и кормильцем семьи (26%), «опорой семьи» (21%), главой рода (16%), мастером на все руки (15%). С другой стороны респонденты отмечают что, отец в идеале должен быть - воспитателем детей (13%), «душой семьи» (6%), «массовиком затейником» (2%).

Какую роль хотели бы выполнять в своей собственной семье молодые люди, обучающиеся в ТГТУ? Студенты ответили следующим образом – быть главным “добытчиком” и кормильцем семьи хотели бы 30% студентов, “опорой семьи” (17%), главой рода (14%), мастером на все руки (13%).

Каковы репродуктивные планы студентов мужского пола? Среди опрошенных 54% хотят иметь в будущем 2 детей, 17% - одного ребенка, 14% респондентов заявили - «сколько Бог даст». На вопрос: «В каком возрасте, по Вашему мнению, молодому человеку следует заводить первого ребенка?» большинство студентов ответили, что следует заводить первого ребенка в возрасте 26-30 лет (52%), некоторые считают, что в возрасте 20-25 лет (39%). Немногие говорят, что стоит заводить первого ребенка в 30-35 лет (5%), 18-20 лет (1%), и лишь 3% затруднились ответить.

По мнению большинства студентов, российская система образования и воспитания вообще не готовит молодого человека к выполнению роли отца (48%), 27% заявили, что готовит плохо, и только 11% опрошенных считают, что готовит хорошо. 14% студентов затруднились ответить на данный вопрос.

Готовы ли студенты ТГТУ к выполнению роли отца? 42% студентов заявили, что совершенно не готовы к выполнению этой роли; 40% - частично готовы; только 14% молодых людей полагают, что полностью готовы; 4% - затруднились ответить.

Студентам было также предложено согласится с одним из двух следующих суждений: 1). Главная задача отца в семье – обеспечить жену и детей всем необходимым. С этим тезисом согласились 70% респондентов. 2). Оба супруга в равной степени отвечают за ее материальное обеспечение. Эту идею поддержали 30% респондентов.

На вопрос: «В случае развода супругов с кем, по вашему мнению, должен остаться ребенок?» ответы распределились следующим образом, 72% респондентов сказали, что это зависит от конкретных обстоятельств, и супруги имеют равные права на ребенка. 13% считают, что ребенок должен остаться только с матерью, а 8% уверены, что ребенок должен остаться с отцом. 7% студентов затруднились ответить на вопрос.

Таким образом, исследование показало, что семейные ценности и представления об отцовстве студентов мужского пола, обучающихся в ТГТУ, несут на себе отпечаток трансформаций института отцовства, характерных для современного общества, происходит постепенное размывание традиционных идей о главной роли и ответственности мужчины за положение его семьи, однако подобные стереотипы, восходящие к многовековой истории патриархальной семьи еще достаточно сильны.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: