#1. Укажите структуры, которые образуют центральную нервную систему:
-а) спинной мозг и спиномозговые ганглии;
-б) головной мозг и ганглии автономной нервной системы;
+в) головной мозг и спинной мозг;
-г) симпатический и парасимпатический отделы мозга
#2. Укажите структуры, которые образуют периферическую нервную систему:
-а) ганглии и нервы;
-б) спинной мозг и спиномозговые ганглии;
-в) головной мозг и ганглии автономной нервной системы;
+г) спино- и черепномозговые нервы;
#3. Значение нервной системы:
-а) часть иммунной системы человека, предохраняет внутренние органы от повреждения
+б) перерабатывает и хранит информацию, выполняет регуляторную функцию, материальная основа психических процессов;
-в) воспринимает информацию из окружающей среды, регулирует деятельность органов;
-г) обеспечивает постоянство внутренней среды и ритмическую работу сердца.
#4. Элементы рефлекторной дуги:
-а) рецепторы, ганглии, спинной мозг, восходящие пути, участок коры больших полушарий;
-б) рецепторы, ганглии, ЦНС, проприорецепторы;
-в) афферентные и эфферентные пути;
+г) рецепторы, афферентные пути, пути в ЦНС, эфферентные пути, эффекторы.
#5.Определение рефлекса:
-а) ответная реакция организма на раздражение;
+б) ответная реакция организма на раздражение при участии ЦНС;
-в) ответная реакция нейрона на раздражение;
-г) отдергивание руки от горячего предмета.
#6. Запредельное торможение
1. -способствует различению условного раздражителя от безусловного;
2. -способствует концентрации внимания;
3. -предохраняет организм от излишних энерготрат;
4. +выполняет защитную функцию
#7. Нервная ткань состоит из:
|
-а) нейронов;
-б) глиальных клеток;
-в) нейронов и эпителиальных клеток;
+г) нейронов и глиальных клеток.
#8. Определение синапса:
-а) место физического контакта клеток;
-
-в) место взаимодействия нейрона и глиальной клетки;
+г) место функционального контакта клеток.
#9. Медиаторы синтезируются:
-а) на пресинаптической мембране;
-б) в синаптической щели;
-в) на постсинаптической мембране;
+г) в соме пресинаптического нейрона.
#10. Структуры синапса:
+а) пресинаптическое окончание, синаптическая щель, постсинаптическая мембрана;
-б) пресинаптическая и постсинаптическая мембраны;
-в) пресинаптическое окончание и везикулы;
- г) синаптическая щель и ацетилхолиностераза.
#11. Оболочки спинного мозга:
-а) твердая;
-б) паутинная;
-в) твердая и мягкая;
+ г) твердая, паутинная и мягкая.
#12. Запредельное торможение
-1. -увеличивает скорость выработки отрицательных условных рефлексов;
-2. -способствует различению условного раздражителя от безусловного;
-3.- способствует концентрации внимания;
+4. выполняет защитную функцию.
#13. Какой механизм, по мнению И.П. Павлова, является ведущим при выработке условного рефлекса
1. -доминанта;
2. -отрицательная одновременная индукция;
3. -положительная последовательная индукция;
4. +суммация возбуждения.
#14. В чем биологическое значение условных рефлексов
1. -обеспечивают адаптацию организма к экстренно изменившимся условиям;
2. +обеспечивают адаптацию организма к временно-постоянным условиям;
|
3. -обеспечивают адаптацию организма к длительно сохраняющимся постоянным условиям;
4. -сохраняют целостность организма;
#15. Могут ли условные рефлексы передаваться по наследству
1. +не передаются ни при каких условиях;
2. -передаются всегда;
3. -передаются только в том случае, если они стойкие;
4. -передаются по наследству только у человека.
#16. Какой способ является основным при определении уравновешенности нервных процессов
1. -скорость выработки положительных условных рефлексов;
2. -скорость выработки отрицательных условных рефлексов;
3. +сравнение скорости выработки положительных и отрицательных условных рефлексов;
4. -действие сверхсильных раздражителей.
#17. Чем характеризуется мыслительный тип высшей нервной деятельности по И.П. Павлову
1. -преобладанием деятельности подкорки над корой;
2. -уравновешиванием деятельности коры и подкорки;
3. -высоким уровнем возбудимости мозга;
4. +преобладанием деятельности коры над деятельностью подкорки.
#18. Что такое первая сигнальная система действительности
1. -устная речь;
2. -зрительные образы;
3. -слуховые образы;
4. +все раздражители окружающей среды.
#19. Что такое вторая сигнальная система
1. -раздражители внутренней среды организма;
2. -музыка;
3. +речевые сигналы с учетом их смыслового значения;
4. -крики.
#20. Понятие «модальности ощущения» обусловлено:
1. +специфичностью органа чувств;
2. -адекватностью раздражителя;
3. -низкими порогами раздражения
4. -неспецифичностью органа чувств.
|
#21. Какие оболочки глаза имеют отношение к восприятию света и
цвета
1. -три оболочки: сетчатка, сосудистая, белочная;
2. +только сетчатка;
3. -сетчатка и сосудистая оболочка
4. -только сосудистая оболочка.
#22. Где находятся рецепторы слухового нерва, как называется этот
орган
1. -в среднем ухе. Евстахиева труба;
2. -в полукружных каналах. Статолиты;
3. +в улитке. Кортиев орган;
4. -во внутреннем ухе.
#23. Какие разновидности чувствительности в коже
1. -осязание, боль, тепло, холод;
2. -температура, осязание, боль;
3. +осязание, боль, тепло, холод, давление;
4. -давление, температура.
#24. Вид электрической активности нейронов, регистрируемый внутриклеточным микроэлектродом называется
+1. пейсмекерным потенциалом
-2. потенциалом покоя;
-3. потенциалом действия
-4. тоническим рефлексом.
#25. Мозг человека состоит из _ нервных клеток
+1.1012
-2. 102
-3. 1011
-4. 1210
#26. Метод регистрации колебаний электрических потенциалов мозга с поверхности черепа называется
+1. электроэнцефалографией
-2. магнитоэнцефалографией
-3. позитронно-эмисионной томографией
-4. ядерно-магнито-резонансной интроскопией.
#27. Постганглионарные волокна парасимпатического отдела выделяют на эффекторы иннервируемых органов
+1. ацетилхолин
-2. норадреналин
-3. адреналин
-4.дофамин
#28. Постганглионарные волокна симпатического отдела выделяют на эффекторы иннервируемых органов
-1. ацетилхолин
+2. норадреналин
-3. адреналин
-4.дофамин
#29. Метод изучения эмоций, отражающий изменения кожной проводимости и регистрируемый с кончиков пальцев или с ладони
+1. кожно-гальваническая реакция
-2. лицевая экспрессия
-3. электрокардиограмма
-4. электроэнцефалограмма
#30. Теория происхождения эмоций, где решающая роль отводится механизму аффекта, принадлежит
+1. психоаналитической концепции З.Фрейда
-2. адаптационной теории Р. Плутчека
-3. соматической теории Джемса-Ланге
-4. эволюционной теории Ч.Дарвина
#31. Стресс- это …
+1. неспецифическая реакция организма
-2. воздействие, нарушающее гомеостаз
-3. перенапряжение нейроэндокринных механизмов
-4. факторы, нарушающие безопасность
# 32. Последовательность сложных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение и воспроизведение информации называется
-1.память
-2.энграмма
-3.ретроактивное торможение
+4. научение
#33. След памяти, сформированный в результате обучения называется
-1.память
+2.энграмма
-3.ретроактивное торможение
-4. научение
#34. Постепенное, со временем полное и необратимое опустошение всех запасов знаний и приобретенного опыта называется
+1. прогрессирующая амнезия
-2. гипомнезия
-3. Корсаковский амнестический синдром
-4. слабоумие
#35. Основными в концепции временной организации являются понятия о … памяти.
-1. восстановлении
-2. фиксации
+3. кратковременной и долговременной
-4. распределенности
#36. Сон –это …
-1. пассивное состояние отсутствия бодрствования
-2.прекращение действия определенных факторов
-3. прекращение потока сенсорных импульсов
+4. результат активного торможения деятельности мозга
#37. Процессы медленного сна связаны со структурами
+1. промежуточного мозга
-2. ствола мозга
-3. ретикулярной системы
-4. среднего мозга
#38. Весь ночной сон состоит из _ циклов.
-1. 1-2
-2. 10-12
+3. 4-5
-4. 20-30.
#39. Каждый цикл ночного сна продолжается _ минут.
-1. 10-20
+2. 90-100
-3. 45-50
-4. 240- 300.
40. Наиболее глубокой является стадия _ сна.
-1. медленного
-2. быстрого
+3. дельта-
-4. альфа-
#41. Последней в цикле сна является стадия _ сна.
+1. быстрого
-2. дельта-
-3. альфа
-4. медленного
#42. Чувство разбитости и повышенной утомляемости обусловлено дефицитом _ сна.
-1. медленного
-2. быстрого
+3. дельта-
-4. альфа-
#43. Какие факторы определяют становление функциональной асимметрии мозга:
а) наследственные;
б) средовые;
+в) индивидуальный опыт
г) социальные.
#44. Какова закономерность изменения рефлекторных реакций с увеличением возраста:
-1. торможение рефлексов
+2. угнетение одних форм рефлекторной деятельности и появление новых
-3. появление новых форм рефлекторной деятельности
-4. появление оборонительных рефлексов
#45. Для какой стадии адаптационного синдрома характерны усиленный выброс адреналина в кровь, повышение инсулина в крови, усиление каталитических процессов в тканях?
+1. тревоги
-2. резистентности
-3. истощения
-4. дистресса
#46. Для какой фазы процесса адаптации характерно создание дополнительной функциональной системы?
-1. начальной
+2. переходной
-3. устойчивой адаптации
-4. дезадаптации
#47. Как называется начальный этап пограничной зоны между здоровьем и патологией?
+1. состояние функционального напряжения механизмов адаптации
-2. состояние неудовлетворительной адаптации
-3. состояние срыва адаптации
-4. предболезнь
#48. Дополнительные затраты организма, необходимые для осуществления адаптационных реакций называют …
-1. дезадаптацией
-2. функциональный резерв
+3. ценой адаптации
-4. функциональное напряжение
#49. Для оценки эффективности адаптационных процессов разработаны …
-1. критерии диагностики предболезни
+2. критерии и методы диагностики функциональных состояний организма
-3. степени напряжения регуляторных механизмов
-4. степени компенсации
#50. Эмоциональная память обеспечивается структурами _ головного мозга.
-1. гипофиза
-2. коры
+3. лимбической системы
-4. ствола
#51. Функциями чувств являются:
-1. сигнальная
-2. регулятивная
-3. экспрессивная
+4. все утверждения верны
#52. Видами воображения являются:
-1. грезы
-2. мечты
-3. репродуктивное
+4. все утверждения верны
#53. Разновидностями мышления являются:
-1. аутичное
-2. абстрактное
-3. творческое
+4. все ответы верны
#54. К свойствам внимания относятся:
-1. устойчивость
-2. колебание
-3. переключение
+4. все перечисленное
#55. Ощущения классифицируются:
-1. экстероцептивные
-2. интероцептивные
-3. проприоцептивные
+4. все перечисленное
#56. Для возникновения ощущения необходима следующая физиологическая основа:
+1. работа всего анализатора как целого
-2. работа афферентной части анализатора
-3. все утверждения верны
-4. все утверждения не верны
#57. Функции ощущений как процессов:
-1. обеспечение поддержания сознания
+2. накопление и передача в мозг первичных субъективных отражений объективного мира
-3. все утверждения верны
-4. все утверждения не верны
#58. Психология как наука изучает такие категории как:
-1. сознание
-2. бессознательное
-3. поведение
+4. все ответы верны
#59. Психика многообразна в своих проявлениях и формах и представляет собой:
-1. чувства и переживания человека
-2. мысли и намерения человека
-3. внутренний мир человека
+4. все утверждения верны
#60. Процесс, приводящий к физическому закреплению следа памяти называется
+1.консолидация
-2.энграмма
-3.ретроградная амнезия
-4. реверберация
#61. Согласно определению Г. Селье, стресс представляет собой общий адаптационный синдром, обеспечивающий мобилизацию организма и имеет три стадии развития:
+1. тревоги, резистентности, истощения
-2. мобилизации, тревоги, болезни
-3. приспособления, мобилизации, истощения
-4. приспособления, мобилизации, дистресса
#62. Какие общебиологические процессы возникают при раздражении
любого органа чувств?
1. -потенциал покоя;
2. +потенциал действия;
3. -движение крови
4. -ответная реакция нейрона на раздражение
#63. Укажите основную цель курса «Психофизиология»
Познакомить студентов с:
-1. морфо- функциональной организацией мозга;
+2. физиологическими основами психических процессов;
-3. основными принципами мозговой деятельности;
-4. закономерностями формирования психики в онтогенезе;
#64. Какой из перечисленных ритмов ЭЭГ соответствует активному бодрствованию?
-а. альфа-ритм;
+b. бета-ритм;
-с. гамма-ритм;
-d. тета- ритм;
#65. Основное преимущество психофизиологических исследований в модельных опытах на животных?
-а. возможность проведения серийных исследований;
-b. непосредственное наблюдение за поведением;
-с, применение объективных электрофизиологических методов;
+d. возможность проведения лонгитюдных исследований
#66. Каково основное значение сна?
-а. отдых для нейронов;
-b. отдых для глиальных клеток;
-с. период восстановления запасов АТФ;
+d переход кратковременной памяти в долговременную
#67. Во время сна:
-а. функциональное состояние человека не изменяется;
+b. функциональное состояние организма изменяется циклично;
-с. повышается возбудимость рецепторов;
-d. ЭЭГ становится уплощенной и нерегулярной;
#68. Какая из перечисленных мозговых структур обеспечивает бодрствование?
-а. спинной мозг;
-b. мозжечок;
+с. неспецифическая восходящая система мозга;
-d. ядра четверохолмия;
#69. Центр голода и насыщения расположен в:
-а. желудке;
-b. спинном мозге;
+с. гипоталамусе;
-d. гипофизе;
#70. В чем заключается биологическое значение половой мотивации:
-а. сохранение жизни индивида;
+b. сохранение вида;
-с. эмоциональная разрядка;
-d. эгоцентризм;
#71. Первые эмоциональные реакции ребенка связаны с качеством удовлетворения:
+а. биологических потребностей;
-b. познавательной деятельностью;
-с. развитием двигательной активности;
-d. социальных потребностей
#72. Какие структуры мозга рассматриваются в качестве морфологического субстрата эмоций?
-а. специфические проводящие пути;
-b. ганглии;
-с. ретикулярная формация;
+d. лимбическая система;
#73. Где расположены центры зрительной ориентировочной реакции?
-a. в коре больших полушарий;
-b. в коре мозжечка;
-c. в подкорковых ядрах;
+d. в верхних буграх четверохолмия;
#74. Где расположены центры слуховой ориентировочной реакции?
-а. во внутреннем ухе;
-b. в верхних буграх четверохолмия;
+с. в нижних буграх четверохолмия;
-d. в височной коре;
#75. При каких условиях возникает депрессия альфа-ритма?
-а. при действии нового раздражителя;
-b. при повторных действиях раздражителя;
-с. во время сна;
+d. в состоянии покоя
#76. В дошкольном периоде:
-а. непроизвольное внимание отсутствует;
-b. произвольное внимание отсутствует;
+с непроизвольное внимание преобладает над произвольным;
-d. произвольное внимание преобладает над произвольным;
#77. Индивидуальная память - это:
-а. восприятие информации;
-b. переработка информации;
-с. хранение информации;
+d. восприятие, переработка, хранение и воспроизведение информации
#78. Ухудшение с возрастом памяти связано в основном:
-а. структурными изменениями мозга;
-b. уменьшение массы мозга;
-с. гибелью нейронов;
+d. нарушением кровоснабжения мозга в результате атеросклероза
#79. Дайте определение речи (языка)
-а. система знаков;
-b. система символов;
-с. система знаков или символов;
+d. система сигналов, подчиненных грамматическим правилам
#80. У большинства людей ведущим по речи является:
-а. правое полушарие;
+b. левое полушарие;
-c. мозолистое тело
-d. зрительный бугор
#81. Центр Вернике расположен в коре
-а. лобной левого полушария;
-b. лобной правого полушария;
+с. височной левого полушария;
-d. височной правого полушария
#82. Центр Брока - это центр:
+а. моторной речи;
-b. сенсорной речи;
-с. расположен в теменно-затылочной доле левого полушария;
-d. расположен в височной доле левого полушария;
#83. Сознание как восприятие окружающей среды характерно;
-а. только для высших животных;
-b. только для человека;
+с. и для животных, и для человека.
-d. для беспозвоночных животных
#84. Сознание как восприятие окружающей среды связано:
-а. с продолговатым мозгом;
-b. Вариолиевым мостом;
-с. средним мозгом;
+d. корой полушарий
#85. Сознание как восприятие собственно «я» характерно:
-а. для высших позвоночных животных;
-b. для приматов;
-с. для человекообразных обезьян;
+d. только для человека
#86. Мышление связано с:
-а. продолговатым мозгом;
-b. Вариолиевым мостом;
-с. средним мозгом;
+d. корой полушарий большого мозга
#87. Различия функций правого и левого полушарий – это … (допечатать)
+ межполушарная ассиметрия
#88. Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы – это … (допечатать)
+ ощущение
#89. Нейрон с эндогенным потенциалом, возникающим в процессе обмена циклических нуклеотидов– это … (допечатать)
+пейсмекер
#90. Специализированная часть анализатора, где определенный вид энергии раздражителя трансформируется в процесс возбуждения (биопотенциал)
+ рецептор
#91. Процесс или явление с сообщением для ориентации биосистемы об этом событии – это … (допечатать)
+сигнал
#92. Ритмический процесс в организме с экзогенными и эндогенными «датчиками» ритмов (напр., сон-бодрствование) – это … (допечатать)
+циркадный процесс
#93. Избирательное выделение сенсорным нейроном признака, имеющего поведенческое значение – это … (допечатать)
+опознание
#94. Начальный сегмент аксона, отличающийся наибольшей возбудимостью и являющийся местом генерации нервных импульсов – это … (допечатать)
+аксонный холмик
#95. Расширение просвета кровеносных сосудов, связанное с уменьшением числа импульсов в сосудодвигательных нервных волокнах – это … (допечатать)
+вазодилятация
#96. Сужение просвета кровеносных сосудов при помощи сосудодвигательных нервов– это … (допечатать)
+ вазоконстрикция
#97. Уменьшение разности потенциалов у находящейся в состоянии физиологического покоя клетки между ее цитоплазмой и внеклеточной жидкостью – это … (допечатать)
+ деполяризация
#98. снижение возбудимости клеток, сопровождающее возникновение потенциала действия – это … (допечатать)
+рефрактерность
#99. Динамическая характеристика психической деятельности личности – это … (допечатать)
+темперамент
#100. Ветви нервных волокон позвоночных животных и человека, идущих в обход основного нервного ствола – это … (допечатать)
+коллатерали