Современное состояние и специфические черты мусульманской юридической науки




Корни мусульманской правовой семьи восходят к периоду формирования ислама в VI – VII вв. н.э.

В V веке в арабском мире разразился социально-экономический и политический кризис. Арабы были разобщены. «Разрешить кризис арабов и объединить разные племена в народность было возможно лишь путём устранением многобожия и смягчением социальных противоречий».

Духовной основой создания единого арабского государства стал ислам – религиозное откровение, которое бог (Аллах) передал пророку Мухаммеду (570 – 632 гг. н.э.).

Пророк стал духовным лидером (имамом) города, а впоследствии – правителем Медины, военачальником и судьёй. Сосредоточение духовной и светской власти в руках Мухаммеда (а после его смерти халифов – преемников) привело к смешению общины и государства, религии, права и политики.

Проповеди Мухаммеда не были при его жизни отражены на письме. После смерти Мухаммеда его преемник Абу Бекр решил собрать все существующие тексты проповедей и привлечь оставшихся в живых Хафизов для подготовки сборника откровений. Первый вариант писаного священного текста мусульман получил название «листов» и не был признан в качестве обязательного для верующих мусульман. Лишь вторая редакция книги под названием Мусхаф (свиток) стала канонической и вошла в историю под именем Корана.

«Коран (куръян) состоит из 114 сур (вероятно, «откровений») и 6000 стихов (аятов). Собственно правовыми в Коране выступают не более двухсот стихов. их оказалось далеко недостаточно для удовлетворения потребностей мединского общества.

В силу пр отиворечивости и недостаточности предписаний Корана для упорядочения жизни мусульманского общества появилась потребность в создании необходимых правил поведения, опиравшихся на религиозный авторитет пророка. Данные правила стали собираться в сунны – предания (обычая, традиции), которые отражали слова и поступки пророка и его сподвижников. Сунна по своему юридическому действия близка к правовому обычаю, поскольку реализация хадисов представляет повторение (воспроизведение) поступков пророка и его сподвижников как идеальной нормы.

До VIII века мусульманское право действовало в виде Корана, сунны и решений по конкретным делам халифов и кади (судей). Поскольку писаное мусульманское право было пробельным, появился институт «раи – свободного усмотрения судьи при решении конкретного казуса при молчании Корана и сунны.

До X века мусульманские судьи пользовались свободой усмотрения для восполнения пробелов в регулировании отношений в арабском обществе. Со временем иджтихад (свобода усмотрения при решении юридических споров) закрепился не только за судьями и халифами, но и учёными-правоведами, к которым обращались для получения советов по поводу толкования преданий о жизни Мухаммеда.

В период правления халифа Омара (634 – 644 гг.) при кади появились советники из факихов (учёных-юристов), которые обеспечивали вынесение судьёй решению по делу на основе согласия авторитетных знатоков мусульманского права. Заключение юристов по конкретному спору получила название фетвы, и по своей природе стало выступать в качестве источника права.

Наконец, возникновение мусульманского правоведения (фикха) и признание его в качестве источника права было обусловлено тем, что с точки зрения ислама Коран и сунна как собственно религиозные источники мусульманского права считаются незыблемыми, вечными и непререкаемыми, тогда как общественная жизнь требует адекватных средств и способов регулирования.

Таким образом, причинами возникновения мусульманской правовой доктрины, ставшей источником права, являются:

1. Противоречивость и пробельность Корана и Сунны;

2. Догматизм, неизменность Корана и Сунны и как следствие их неспособность упорядочивать возникающие социальные отношения

3. Многочисленность и разноречивость хадисов требовали интеллектуальной работы по собиранию, устранению противоречий между сказаниями о поступках пророка его сподвижников, что выразилось в изложении мусульманскими учёными (муджтахидами) в своих произведениях сунн.

В отличие от религиозных источников шариата (Корана и сунны) мусульманское правоведение покоится на принципах рациональности, создаётся с согласия Аллаха сведущими людьми и способно меняться с течением времени.

«Золотой век» мусульманского правоведения продолжался в течение двух с половиной веков с VIII по X вв. и называется периодом кодификации и имамов (мазхабов – мусульманских школ права).

Таким образом, школы мусульманского права отличаются друг от друга по таким вопросам как:

- Источники мусульманского права;

- Порядок перехода власти имама;

- Роль и значение иджтихада;

- Пределы использования иджмы и кияса;

- Толкование Корана и сунны в соответствии с буквой или духом.

Прежде всего, мусульманское правоведение разделилось в VIII веке на:

- Суннитов;

- Шиитов.

Различие между суннитами и шиитами связано с разными подходами в преемстве верховной власти в арабском теократическом государстве. По мнению шиитов, власть имама (главы государства) должна быть наследственной и иметь божественное происхождение и передаваться от Мухаммеда его родственникам. В действительности, после смерти четвёртого халифа Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, власть перешла к мекканской аристократии – Омейядам, считавших себя преимущественно государственными деятелями, а не духовными лидерами. В силу чего относили первых имамов и Омейядов к узурпаторам. Кроме того, шииты для юридической аргументации принимаемых решений ссылаются не только на предание пророка, но и на заключения имамов, так как последние ведут своё происхождение к пророку.

Другой отличительной чертой шиитиской школы права выступает непризнание кияса источником права. Наконец, шииты не признаёт в качестве источника права хадисы, которые не исходят от пророка и членов его семьи. Шиитское мусульманское право распространено в Ираке, Йемене и Иране, ряде среднеазиатских государств и охватывает не более 8 % всех мусульман. Шииты в свою очередь разбиваются на 20 школ, среди которых известны зейдиты и джафариты.

Первая суннитская школа правоведения была создана Абу Ханифой ибн Сабитом (699 – 767 гг.). К источникам права великий имам относил Коран, сунну, иджму и кияс. При разрешении юридических споров Абу Ханифа советовал руководствоваться киясом и личным мнением. Кроме того, ханифитская школа учитывает смысл, а не букву права, а также местные условия развития права (так называемый истихан – использование местных обычаев и общего практического интереса.

В настоящее время ханифитское учение распространено среди 350 миллионов мусульман в Сирии, Египте, Иордании, Турции, Пакистане, Индии, Афганистане, а также бывших среднеазиатских республиках Советского союза.

Другим ортодоксальным толком в мусульманской юриспруденции стало учение Малик ибн Анаса (713 – 795 гг.). Свой рассуждения автор основывал на иджме учёных Медины, а к киясу и толкованию прибегал лишь в случае крайней необходимости. Впоследствии ученики Малика ибн предпочитали основываться на Коране и сунне, редко обращались к рациональным аргументам и не признавали кияс».

Вместе с тем, они разработали один из методов применения иджтихада – истимах – возможность решения отдельных вопросов вопреки общим установкам, если того требуют здравый смысл и общие интересы мусульман.

Школа маликитов получила распространение в Западной Африке и Испании, в наследственном и семейном праве Марокко, Алжира, Туниса и Ливии. К настоящему времени маликитского толка придерживается около 50 миллионов мусульман.

Ученик Абу Ханифы и Малика ибн Анаса Мухаммед ибн Идрис аш-Шафии (767 – 820) создал собственную школу права, получившую название шафиитиской. По мнению учёных-арабистов шафииты занимают промежуточное положение между ханифитами и маликитами, поскольку они с почтением относятся к преданиям и в необходимых случаях используют рациональное рассуждение для восполнения пробелов в мусульманском праве. аш-Шафии попытался установить правила, при помощи которых из Корана и сунны можно было вывести нормы мусульманского права. Аш-Шафии первый создал учение о «четырёх корнях» исламского права. Немецкие правоведы К. Цвайгерт и Х. Кётц отмечают: «согласно этому учению, первый «корень», разумеется, Коран; второй «корень» - сунна как воплощение боговдохновенной практики пророка, которая имеет решающее значение для толкования и разъяснения заповедей Корана; третий «корень» - иджма, то есть единое мнение всей исламской общины, неспециалистов и юристов по какому-либо вопросу исламского учения об обязанностях правоверных; четвёртый, и последний, «корень» - принцип суждения по аналогии «кияс», то есть применение соответствующих норм, сформулированных в Коране, сунне или иджме, к новым аналогичным случаям».

Шафиитского толка в современном мире придерживается около 100 миллионов человек в Палестине, Адене, Индостане, Пакистане, Малайзии, Цейлоне, Филиппинах, Индии и Восточной Африке.

Четвёртым и последним мусульманским мазхабом стал ханбализм, основателем которого является ученик аш-Шафии Ахмад ибн Ханбал аш-Шейбани (780 – 885 гг.). Ибн Ханбал единственными источниками мусульманского права считал Коран и сунну пророка, а кияс и другие способы устранения пробелов в мусульманском праве отвергал как противоречащие исламу. Иджма ханабалитами ограничивалась единодушным мнением только сподвижников пророка.

. В настоящее время учение Ибн Ханабала распространено среди 3 миллионов человек в Саудовской Аравии, Ливане и Сирии. В Саудовской Аравии ханбализм выступает государственной идеологией и называется ваххабизмом.

Суннитские мазхабы признают законным существование друг друга, а верующий мусульманин сохраняет за собой право выбора того или иного учения в течение своей жизни. Главе государства в мусульманских странах предоставлена возможность установления для судей в качестве обязательного одного из мазхабов, в том числе такого мазхаба, который противоречит традиционно исповедуемому в стране.

В конце X века – начале XI века принцип иджтихада – свободного усмотрения при решении юридических споров стал восприниматься как выход за пределы Корана и сунны и стал считаться недопустимым. В силу чего иджтихад сменился таклидом (подражание, традиция), предполагавшим в случае молчания Корана и сунны следовать не собственному усмотрению, а опираться на один из признанных мазхабов - школ мусульманского права.

В связи с этим появилось представление, что творческая разработка мусульманского права недопустима.

По словам Рене Давида «фикх стал неизменяемым. Произошла канонизация мусульманского права в виде четырёх мазхабов. в Средние века и вплоть до XIX столетия мусульманское право перестало изменяться.

Религиозно-правовой запрет на юридическое творчество повлекли за собой развитие мусульманской юриспруденции путём:

Во-первых, создания теоретических основ мусульманского права. Иными словами, исламские учёные-юристы стали заниматься систематизацией права в условиях формальной неопределённости противоречивости доктринальных норм права

сформулированные юристами принципы мусульманского права позволяли верно истолковывать мусульманское право, а также в необходимых случаях правильно разрешить юридический спор при отсутствии чётких и определенных норм права.

Во-вторых, развитие юридических уловок, хитростей, позволяющих обойти букву жёсткого мусульманского права, не терпящего перемен. Вся суть – хийал – этих юридических уловок, полностью соответствующих букве шариата, - может быть определена как применение законных средств для достижения незаконных целей. Дело заключается в том, чтобы изменить предначертанные правила, не оскорбив при этом аллаха. С помощью таких уловок был обойдён запрет ростовщичества. Кроме того, разрешения полигамии и развода с женой для мужчин было ослаблено предоставлением женщине права требовать возмещения ущерба при разводе без достаточных оснований или неподобающем обращении по сравнению с другими жёнами. Запрет аренды земли.

Тремя веками позднее в девятнадцатом столетии произошло два события, отразившихся на развитии мусульманского права и доктрины:

1. Кодификация мусульманского права как выражение новой тенденции в истории ислама – возрастание роли светского права и государства. В 1869 – 1877 гг. в Османской империи была проведена систематизация институтов гражданского и процессуального мусульманского права под названием Маджалла. Данный кодифицированный акт, содержащий 1850 статей, сводил воедино многие принципы и нормы мусульманского права, придавая им определённость и доступность. Маджала продолжала действовать до середины XX века и после падения Османской империи в 1923 г. Ливане, Иордании и Кувейте.

2. Вестернизация и модернизация мусульманского права – восприятие и рецепция европейских концепций, ценностей и институтов права арабскими государствами в связи с развитием торгово-экономических связей и процессом колонизации Западом ряда восточных государств. Но, со второй половины XX века началось возрождение мусульманского права после краха колониальной системы и обретения свободы многими арабскими государствами. Более того, по словам профессора В.Е. Чиркина «во многих странах новые конституции (Сирии – 1973 г., Ирана – 1979 г. и др.) объявляют шариат источником законодательства.

Иными словами, в современных государствах исламской культуры восстановлено действие традиционных источников мусульманского права, в том числе и доктрины в форме иджмы, кияса и фетвы. Религиозные представления сказываются и на принимаемых арабскими государствами юридических актах, которые по форме должны были бы соответствовать европейским аналогам. К примеру, арабские страны 19 сентября 1981 года приняли Всеобщую исламскую декларацию прав человека, основанную на священном писании мусульман и закрепляющую личный статус мусульман. К тексту декларацию авторы специально приложили таблицу соответствий Корану положений данного документа.

Таким образом, к характерным чертам мусульманской правовой доктрины необходимо отнести:

1. Мышление мусульманских юристов, создаваемые ими нормы права и юридические конструкции имеют источник в религии – исламе, по содержанию должны основываться на предписаниях Корана и сунны.

2. Религиозная природа мусульманского права выражается в особом механизме действия шариата и своеобразии сознания мусульман. Божественное происхождение и непререкаемость мусульманского права обусловили добровольный механизм действия мусульманского права. Соблюдение мусульманского права зиждется на религиозных убеждениях и чувствах верующих, согласно которым реализация положений мусульманского права является богоугодным делом и выступает добродетелью, ценимой Аллахом. Естественно, что в случае нарушений права (весьма нечастых в арабских странах) к виновному будут применены государственные меры принуждения.

3. Мусульманское правоведение отличается приверженностью традиции, порядку жизни предков, преклонением перед древними священными текстами, и в то же время юристы не пренебрегают скрытой возможностью – гибкостью доктрины, её возможностью приспосабливаться к новым социальным отношениям.

4. Своеобразие исламского правоведения выражается в существовании доктринально допустимых и соответствующих религии способов обхода буквы закона, хитростей и уловок – стратагем и хийала.

5. В мусульманских странах допускается существование разных и противоположных школ права – мазхабов, один из которых волен выбирать верующий, а глава государства устанавливать как обязательный. При этом мусульманская юридическая доктрина разработала теорию соотношения различных учений, устранения противоречий между учёными и классификацию муджтахидов, а также правила применения источников права.

6. Мусульманская правовая доктрина является преобладающим и, по сути, главным источником мусульманского права после Корана.

8. Мусульманская правовая доктрина как источник права имеет три формы проявления:

- Иджму – единодушное мнение мусульманской общины или учёных-юристов.

- Кияс – умозаключение по аналогии – распространение положений Корана, сунны, доктрины на отношения, ими прямо неурегулированные, но совпадающие, подобные по своему характеру и природе;

Фетва – заключение авторитетных богословов и юристов пот конкретных юридическим делам.

9. Наконец, своеобразием отличается язык мусульманского правоведения, который, пренебрегая абстрактными теоретическими конструкциями и понятиями, в то же время пронизан метафорами, аллегориями и поэтическими выражениями и приёмами. В отличие от европейского мышления склад ума мусульманских учёных гармонично сочетает философию, богословие, правоведение и поэзию.

Это интересно: Современные мусульманские правоведы признают, что есть неоднозначные положения в Шариате, которые используются как основа для экстремизма. Поэтому в 2012 г. была созвана конференция богословов из 23 государств, которые дали толкования таким понятиям, как тафир – обвинение в неверности исламу, джихад – священная война против иноверцев, идея вселенского халифата.

По результатам конференции была принята декларация с разъяснениями неправильно понимаемых положений ислама. В выводах конференции 18 пунктов. Ислам запрещает проливать кровь и причинять ранения. Джихад – понятие многостороннее и не сводится к вооруженным действиям. Приказ о военном джихаде может отдавать только законный правитель. Халифат не может создаваться на территории суверенного государства. Посягательства на жизнь и имущества людей не могут быть вызваны их неверием. Обвинение в неверии и все последствия – право Аллаха. Люди не могут.

Нельзя чинить препятствия немусульманам, которые живут среди мусульман. Проявления дружбы не запрещены.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: