Горизонтальный тип карьеры




Горизонтальная VS вертикальная: какая карьера ваша?

Многие считают, что карьера — это процесс постоянного повышения в должности. От младшего специалиста к старшему, от эксперта — к руководителю отдела, от руководителя отдела — к топ-менеджеру. Но ведь руководить людьми и брать ответственность за бюджеты любят далеко не все. Что же, у таких карьеры не бывает? Бывает!

На самом деле есть два главных принципа карьерного роста. Их называют вертикальным и горизонтальным типами карьеры. У каждого типа свои плюсы и минусы. И кому-то больше подходит один, кому-то — другой. Расскажем о них подробнее.

Вертикальный тип карьеры

Это карьера в общепринятом понимании: от низшей должности к высшей. Например, вы приходите в компанию стажером или ассистентом, а становитесь руководителем отдела.Как правило, рост происходит внутри одной и той же компании либо в одной и той же области. Вместе с должностью повышаются объем ответственности и, конечно, уровень зарплаты.

Ошибочно думать, что вертикальный тип карьеры — единственный правильный способ развиваться на работе. Это мнение особенно распространено среди людей среднего и пожилого возраста во многом потому, что повышение в должности всегда заметно со стороны.

Плюсы вертикального типа карьеры

— В сознании большинства такая карьера — синоним успеха.

— Вы решаете амбициозные задачи, у вас большая ответственность, вы управляете другими людьми и принимаете финансовые решения.

— Вы лицо отдела (или департамента, или регионального представительства).

— Это большие возможности для развития и вас как личности, и бизнеса, которым вы занимаетесь.

— Высокая зарплата.

— Хорошо подходит экстравертам.

— Вертикальный рост возможен в любой компании, в любой профессиональной сфере.

Минусы вертикального типа карьеры

— Вы отвечаете уже не только за свою работу, но и за чужую. Иногда ответственность бывает слишком большой. Из-за этого возможно переутомление или выгорание.

— Вам придется принимать непростые кадровые решения — выбирать, кого принять на работу, а с кем-то расставаться, если они плохо справляются со своими обязанностями (при этом они могут быть прекрасными людьми), постоянно чего-то требовать от подчиненных. Это по душе далеко не всем.

— Вам стопроцентно придется жить в напряженном графике, рано вставать и поздно ложиться. И вы вряд ли сможете позволить себе забыть о работе в отпуске.

— Вы всё меньше и меньше будете погружены в специализированные вопросы вашей профессии (вдруг для вас это важно) и всё больше и больше — в чисто административные. Например, главный врач уже не столько врач, сколько управленец, директор дизайнерского бюро — больше бизнесмен, чем дизайнер. Руководитель большого юридического департамента уже вряд ли сам будет продумывать правовую позицию, писать иск, да и в суд пойдет только в редких случаях.

— Чем больше у вас ответственности, тем сложнее соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

— Часто вертикальный карьерный рост требует участия в офисных интригах ради получения или удержания нужной должности.

— Чем выше ваша должность, тем больше к вам не самого приятного внимания. Ждите за спиной офисных сплетен и негатива от подчиненных.

— У вертикальной карьеры всегда есть «потолок». На следующий должностной уровень будет гораздо сложнее пробиться.

Горизонтальный тип карьеры

Это расширение ответственности сотрудника в рамках одного отдела либо углубление его компетенции (когда вы становитесь лучшим специалистом в своей сфере, никто настолько не знаком со всеми нюансами, как вы, за советом бегут всегда к вам, вы способны найти решение там, где никто не может). В каком-то смысле это естественный путь развития профессионала. Вы начинаете как молодой специалист, в процессе работы «прокачиваете» навыки, учитесь новому, концентрируетесь на определенной теме и становитесь профессионалом с узкой специализацией. И это хороший вариант для творческих и экспертных профессий, если вы влюблены в свое дело и не хотите отвлекаться на управленческие задачи, которые вам неинтересны.

Такой профессионал может отвечать не только за свою работу, но и за работу окружающих: делегировать обязанности, консультировать, участвовать в решении, принимать или не принимать работу нового кандидата. У такого сотрудника увеличиваются обязанности, растет зарплата, расширяется функционал, с его мнением считается руководство, он один из самых ценных сотрудников, каких боятся потерять. Но это происходит, скорее всего, в рамках одного отдела.

К горизонтальному росту относятся повышение разрядов, категорий, присвоение научной степени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: