Организационная структура урока.




Уроки 91. Е. И. Чарушин «Кабан» ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ НА ОСНОВЕ ПОСТУПКА.

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: показать особое отношение писателя к животным; учить читательской самостоятельности; развивать навык беглого, сознательного выразительного чтения, учить делить текст на логические законченные части; содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления, умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать; создать условия для эмоционально-эстетического воспитания любви к природе; учить понимать «братьев наших меньших»
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением Е. И. Чарушина «Кабан»; научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Организация начала урока Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. – C каким настроением вы сегодня пришли в школу? – Попробуйте передать свое настроение при помощи цвета. Выберите цветной мелок и закрасьте один лепесток своего дивного цветка. Какие цвета вы выбрали? – Можно сказать, что весна разноцветна Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока).   – У меня радостное настроение, потому что я встретилась со своими друзьями. У меня хорошее настроение, потому что я люблю приходить в школу. У меня приподнятое настроение, потому что на улице весна. Закрашивают лепесток цветка, который лежит у них на парте. – Зеленый, голубой, оранжевый, желтый Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока – Продолжат раздел «Природа и мы» произведения Евгения Ивановича Чарушина. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Е. И. Чарушина Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией Е. И. Чару- шина Рассказывает о творчестве Е. И. Чарушина, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? – Кем он может быть по профессии? Может он быть писателем или художником? – Е. И. Чарушин не только изучал повадки, характеры животных, понимал их и любил, но умел очень интересно рассказать об увиденном. Читая рассказы Е. И. Чарушина, невольно чувствуешь себя участником событий, а рассматривая рисунки животных, выполненные писателем и художником Е. И. Чарушиным, видишь воочию и маленьких медвежат-сирот, которых привезли в зоопарк, где ухаживали за ними, как за маленькими детьми, и понятливого щенка Томку, который, как и люди, видел сны, и ловкого кота Епифана, который помогал нести службу старому бакенщику, и многих-многих других таких интересных и разных героев Евгения Ивановича Чарушина Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Е. И. Чарушина. Задают вопросы о его творчестве Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета
V. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем.   Первичное чтение произведения Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.   – Замените слово «начальник» противоположным по значению. – Что вы знаете о кабанах?   – Мы прочитаем рассказ о том, как однажды писатель рисовал животных в зоопарке, и узнаем, что с ним приключилось. Учитель читает рассказ Е. И. Чарушина «Кабан». – Что нового узнали? Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – Кто из обитателей зоопарка вам понравился больше всего? Чем? – Каким вы его себе представили? – Каким настроением наполнен рассказ? – Какое, по-вашему, это произведение: грустное или веселое? Почему вы так считаете? – Соответствует ли название рассказа его содержанию? – Было ли вам страшно за автора? В какой момент? Найдите эти строки, прочитайте. – А в какой момент стало страшно автору? – Кто испугал автора? Сравним, оправдался ли наш прогноз? – Почему Е. И. Чарушин назвал рассказ именно так? – Кабан – страшный зверь? Почему автор его испугался? – Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор. – Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему? Работают с толковым словарем. Баловство – шалость. Унимать – успокаивать. Сшибить – сразить, побить, уронить. Сопеть – издавать носом свистящие, сиплые звуки. Гуськом – один вслед за другим, вереницей. Зоосад – зоологический сад, в котором живут животные и птицы. Студень – холодец. Зуд – болезненно-щекочущее раздражение кожи, вызывающее потребность чесать раздраженное место. Небоскреб – высокий дом. Буянить – скандалить, буйствовать. Марал – крупный олень, распространенный в Саянах, на Тянь-Шане и Джунгарском Алатау, у самцов – большие ветвистые рога; разводят в питомниках для получения пантов. – Начальник (антоним) – подчиненный. Ученик рассказывает о кабанах. – Кабан – крупное животное. У них, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана – страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников, как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами. Прослушивают текст, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы. Аргументируют свою точку зрения. – Повествование в рассказе идет от имени автора, от первого лица Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
VI. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное (выборочное) чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Где и когда происходят эти события? – Зачем автор пришел в зоосад? Какие животные там жили? – Как автор описывает животных? Прочитайте этот отрывок в тексте. – Что же напугало автора? – Найдите отрывок в рассказе, который подтверждает ваш ответ. – Прочитайте отрывок, как автор описывает кабанов. – Какие чувства могли бы быть у вас в такой ситуации? – Как повел себя автор в такой обстановке? – Чего устыдился Чарушин? – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. – Кто изображен на этой иллюстрации? – Какой эпизод изобразил художник? Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте. – Какими художник изобразил кабанов? – Как вы думаете, какие чувства испытывает сейчас Чарушин? – Как это изобразил художник? – Теперь давайте попробуем представить себя на месте Чарушина. Представьте, что вы сами оказались в такой ситуации. – Давайте попробуем выразительно прочитать понравившийся вам отрывок. – Какие пословицы подходят к этому рассказу? • У страха глаза велики. • Трусливому зайцу и пень волк. • Волков бояться – в лес не ходить. • Трус своей тени боится. • Кто дрожит – тот и бежит. – Какой порок высмеивают пословицы? Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о животных зоосада. Олени – распространены в Евразии, Северной и Южной Америке, а также были завезены человеком в Австралию и Новую Зеландию. У самцов есть красивые ветвистые рога. Олени – растительноядные животные, питающиеся различными частями растений, в том числе корой, листьями, травами, почками, ветвями и ягелем. Олени олицетворяют благородство, величие, красоту. Ягуар – вид хищных семейства кошачьих. Ягуар является сумеречным хищником. Его самые активные охотничьи часы приходятся на время после захода солнца и перед рассветом. Основная его добыча – олени, но он нападает также на птиц, обезьян, лисиц, змей, грызунов. Охотится ягуар и на черепах – его мощные челюсти способны раскусить их панцирь. Слоны – самые крупные и сильные из ныне живущих наземных млекопитающих. Это высокие толстокожие животные тропических областей Азии и Африки. Хоботом слоны отправляют в рот корм и воду, осыпают себя пылью, обливают, трубят и издают многие другие звуки. Кормятся слоны высокой травой, плодами, клубнями, корой деревьев, а также тонкими побегами, особенно свежими. Для поддержания нормального веса и силы животному необходимо получать в день около 250 кг корма и 190 л воды. Медведи – всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние и слух. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, невосприимчивы к пчелиным укусам. В природе естественных врагов почти не имеют. Волк – хищное млекопитающее семейства псовых, наиболее крупное животное в своем семействе Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы
VII. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Перечитать рассказ Е. И. Чарушина «Кабан». Нарисовать того животного из рассказа, который особенно понравился; принести на следующий урок книги с рассказами Е. И. Чарушина. Прочитать один из рассказов Е. И. Чарушина (по выбору) Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: