Уроки 91. Е. И. Чарушин «Кабан» ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ НА ОСНОВЕ ПОСТУПКА.
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: показать особое отношение писателя к животным; учить читательской самостоятельности; развивать навык беглого, сознательного выразительного чтения, учить делить текст на логические законченные части; содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления, умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать; создать условия для эмоционально-эстетического воспитания любви к природе; учить понимать «братьев наших меньших» | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс произведением Е. И. Чарушина «Кабан»; научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания | Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
|
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Организация начала урока | Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. – C каким настроением вы сегодня пришли в школу? – Попробуйте передать свое настроение при помощи цвета. Выберите цветной мелок и закрасьте один лепесток своего дивного цветка. Какие цвета вы выбрали? – Можно сказать, что весна разноцветна | Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока). – У меня радостное настроение, потому что я встретилась со своими друзьями. У меня хорошее настроение, потому что я люблю приходить в школу. У меня приподнятое настроение, потому что на улице весна. Закрашивают лепесток цветка, который лежит у них на парте. – Зеленый, голубой, оранжевый, желтый | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Продолжат раздел «Природа и мы» произведения Евгения Ивановича Чарушина. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Е. И. Чарушина | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией Е. И. Чару- шина | Рассказывает о творчестве Е. И. Чарушина, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? – Кем он может быть по профессии? Может он быть писателем или художником? – Е. И. Чарушин не только изучал повадки, характеры животных, понимал их и любил, но умел очень интересно рассказать об увиденном. Читая рассказы Е. И. Чарушина, невольно чувствуешь себя участником событий, а рассматривая рисунки животных, выполненные писателем и художником Е. И. Чарушиным, видишь воочию и маленьких медвежат-сирот, которых привезли в зоопарк, где ухаживали за ними, как за маленькими детьми, и понятливого щенка Томку, который, как и люди, видел сны, и ловкого кота Епифана, который помогал нести службу старому бакенщику, и многих-многих других таких интересных и разных героев Евгения Ивановича Чарушина | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Е. И. Чарушина. Задают вопросы о его творчестве | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Замените слово «начальник» противоположным по значению. – Что вы знаете о кабанах? – Мы прочитаем рассказ о том, как однажды писатель рисовал животных в зоопарке, и узнаем, что с ним приключилось. Учитель читает рассказ Е. И. Чарушина «Кабан». – Что нового узнали? Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – Кто из обитателей зоопарка вам понравился больше всего? Чем? – Каким вы его себе представили? – Каким настроением наполнен рассказ? – Какое, по-вашему, это произведение: грустное или веселое? Почему вы так считаете? – Соответствует ли название рассказа его содержанию? – Было ли вам страшно за автора? В какой момент? Найдите эти строки, прочитайте. – А в какой момент стало страшно автору? – Кто испугал автора? Сравним, оправдался ли наш прогноз? – Почему Е. И. Чарушин назвал рассказ именно так? – Кабан – страшный зверь? Почему автор его испугался? – Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор. – Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему? | Работают с толковым словарем. Баловство – шалость. Унимать – успокаивать. Сшибить – сразить, побить, уронить. Сопеть – издавать носом свистящие, сиплые звуки. Гуськом – один вслед за другим, вереницей. Зоосад – зоологический сад, в котором живут животные и птицы. Студень – холодец. Зуд – болезненно-щекочущее раздражение кожи, вызывающее потребность чесать раздраженное место. Небоскреб – высокий дом. Буянить – скандалить, буйствовать. Марал – крупный олень, распространенный в Саянах, на Тянь-Шане и Джунгарском Алатау, у самцов – большие ветвистые рога; разводят в питомниках для получения пантов. – Начальник (антоним) – подчиненный. Ученик рассказывает о кабанах. – Кабан – крупное животное. У них, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана – страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников, как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами. Прослушивают текст, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы. Аргументируют свою точку зрения. – Повествование в рассказе идет от имени автора, от первого лица | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
VI. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное (выборочное) чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Где и когда происходят эти события? – Зачем автор пришел в зоосад? Какие животные там жили? – Как автор описывает животных? Прочитайте этот отрывок в тексте. – Что же напугало автора? – Найдите отрывок в рассказе, который подтверждает ваш ответ. – Прочитайте отрывок, как автор описывает кабанов. – Какие чувства могли бы быть у вас в такой ситуации? – Как повел себя автор в такой обстановке? – Чего устыдился Чарушин? – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. – Кто изображен на этой иллюстрации? – Какой эпизод изобразил художник? Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте. – Какими художник изобразил кабанов? – Как вы думаете, какие чувства испытывает сейчас Чарушин? – Как это изобразил художник? – Теперь давайте попробуем представить себя на месте Чарушина. Представьте, что вы сами оказались в такой ситуации. – Давайте попробуем выразительно прочитать понравившийся вам отрывок. – Какие пословицы подходят к этому рассказу? • У страха глаза велики. • Трусливому зайцу и пень волк. • Волков бояться – в лес не ходить. • Трус своей тени боится. • Кто дрожит – тот и бежит. – Какой порок высмеивают пословицы? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о животных зоосада. Олени – распространены в Евразии, Северной и Южной Америке, а также были завезены человеком в Австралию и Новую Зеландию. У самцов есть красивые ветвистые рога. Олени – растительноядные животные, питающиеся различными частями растений, в том числе корой, листьями, травами, почками, ветвями и ягелем. Олени олицетворяют благородство, величие, красоту. Ягуар – вид хищных семейства кошачьих. Ягуар является сумеречным хищником. Его самые активные охотничьи часы приходятся на время после захода солнца и перед рассветом. Основная его добыча – олени, но он нападает также на птиц, обезьян, лисиц, змей, грызунов. Охотится ягуар и на черепах – его мощные челюсти способны раскусить их панцирь. Слоны – самые крупные и сильные из ныне живущих наземных млекопитающих. Это высокие толстокожие животные тропических областей Азии и Африки. Хоботом слоны отправляют в рот корм и воду, осыпают себя пылью, обливают, трубят и издают многие другие звуки. Кормятся слоны высокой травой, плодами, клубнями, корой деревьев, а также тонкими побегами, особенно свежими. Для поддержания нормального веса и силы животному необходимо получать в день около 250 кг корма и 190 л воды. Медведи – всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние и слух. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, невосприимчивы к пчелиным укусам. В природе естественных врагов почти не имеют. Волк – хищное млекопитающее семейства псовых, наиболее крупное животное в своем семействе | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Перечитать рассказ Е. И. Чарушина «Кабан». Нарисовать того животного из рассказа, который особенно понравился; принести на следующий урок книги с рассказами Е. И. Чарушина. Прочитать один из рассказов Е. И. Чарушина (по выбору) | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
|