Основы православной культуры




Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

 

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Кабинет духовно-нравственного воспитания

 

Основы религиозных культур и светской этики

Основы православной культуры

Рабочая программа для 4 класса

 

Составитель:  
Макеева В. А., учитель иностранного языка, пгт Краснобродский;
Баннова Н. Н., учитель начальных классов, пгт Краснобродский
Мелёхина И. В., учитель обществознания, пгт Краснобродский
Агаркова Г. С., учитель начальных классов, г. Новокузнецк
Цильк Е. В., учитель начальных классов, г. Новокузнецк
Консультант:
Арещенко С.В., зав. кабинетом ДНВ Аптина Н.А., методист кабинета ДНВ

 

Кемерово 2014

 
 

Содержание

 


1. Пояснительная записка……………………………………………………….…3

2. Планируемые результаты……………………………………………………….

3. Учебно-тематический план……………………………………………………..6

4. Содержание программы………………………………………………………...7

5. Материально-техническое обеспечение..………………………………………9

6. Список литературы………………………………………………………...……11


Пояснительная записка

 

В современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. У детей наблюдается эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через так называемое «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций, благотворно влияют на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.

Основные идеи и педагогические принципы, положенные в основу программы

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

- воспитание личности детей должно опираться на высшие достижения мировой и русской культуры, поднимающей вопросы нравственности;

- содержание программы должно соответствовать интересам и потребностям воспитанников.

В основу программы были положены следующие принципы и подходы:

- принцип природосообразности;

- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

- принцип сотрудничества;

- деятельный подход;

- личностно-ориентированный подход.

Программа составлена на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений 4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики»/ Данилюк А.Я. – М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по учебному курсу ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» составлена на основе нормативно-правовой базы:

1. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632).

2. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

3. Требования федерального государственного образовательного стандарта (п. 12.4).

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(2009 г.).

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.

6. Примерная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и средне­го (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства об­разования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»;

8. Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и при­мерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Феде­рации, реализующих программы общего образования, утвержденные прика­зом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

9. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и средне­го (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства об­разования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089».

Место модуля в комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры» является частью комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Курс ОРКСЭ включает модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», « Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы православнойкультуры», «Основы буддийской культуры».

Место предмета в учебном плане. Курс ОРКСЭ согласно базисному учебному плану входит в обязательную часть основной образовательной программы школы. Предметная область «Основы религиозной культуры и светской этики» реализуется через курс ОРКСЭ, который состоит из модулей, одним из которых является модуль «Основы православной культуры».

Цель учебного модуля: воспитание духовно-нравственной личности на основе православных традиций русского народа.

Задачи:

- формирование у воспитанников нравственно значимых, общечеловеческих представлений, опирающихся на духовно-нравственные ценности;

- обеспечение поддержки и развития в подростках стремления к сохранению и поддержки православных традиций русского народа;

- создание творческой среды для проявления и самореализации способностей воспитанников;

- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народа России.

Сроки реализации программы. На изучение модуля в общеобразовательных организациях Российской Федерации для обучающихся 4-го класса отводится 34 часа в год (1 час в неделю) согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов» и Приказу Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ».

Требования к уровню подготовки

В результате изучения модуля «Основы православной культуры» обучающийся будет знать:

- о мировых религиях;

- об основателях религий мира;

- о священных книгах религий мира;

- понятия: «грех», «раскаяние», «воздаяние»;

- об искусстве в религиозной культуре.

- названия мировых религий;

- имена основателей религий мира;

- названия основных праздников религий мира;

- особенности священных зданий каждой из традиционных религий.

Будет уметь:

- воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;

- работать с различными источниками информации;

- осуществлять творческую деятельность.

Будет владеть:

- навыками культурой поведения в священных сооружениях мировых религий;

- навыками росписи пасхальных яиц;

- навыками проявления сострадания, милосердия.

Планируемые результаты освоения программы модуля

Личностные:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

коммуникативные УУД:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

познавательные УУД:

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

регулятивные УУД

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

Предметные:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Формы контроля. Формой промежуточного контроля являются выполнение различных творческих заданий (составление кроссворда, рисунки, соответствующие темам занятий и т.д.), тестовых, практических заданий и т. д. Форма итогового контроля – защита проектных работ.

Новые виды деятельности: викторина, тестирование, мини-сочинение, конкурсы, проекты.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п Название раздела и темы Всего, час. В том числе Форма контроля
теоретических занятий практических занятий
1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества     - беседа
1.1. Россия – наша Родина     - беседа
2. Основы православной культуры        
2.1. Культура и религия       беседа
2.2. Православная молитва     - мини-сочинение
2.3. Библия и Евангелие       викторина
2.4. Проповедь Христа     - беседа
2.5. Христос и его крест     - беседа
2.6. Пасха       конкурс рисунков
2.7. Православное учение о человеке       тестирование
2.8 Совесть и раскаяние     - беседа
2.9 Заповеди     - конкурс сочинений
2.10 Милосердие и сострадание     - беседа
2.11 Золотое правило этики     - опрос
2.12 Храм     - мини-сочинение
2.13 Икона     - викторина
2.14 Как христианство пришло на Русь     - беседа
2.15 Подвиг     - конкурс рисунков
2.16 Заповеди блаженств     - тестирование
2.17 Зачем творить добро?     - беседа
2.18 Чудо в жизни христианина     - конкурс сочинений
2.19 Православие о Божием суде     - конкурс сочинений
2.20 Таинство Причастия     - конкурс рисунков
2.21 Монастыри       тестирование
2.22 Отношение христианина к природе       беседа
2.23 Христианская семья       беседа
2.24 Защита Отечества     - конкурс сочинений
2.25 Христианин в труде     - конкурс рисунков
  Духовные традиции многонационального народа России     -  
3.1 Любовь и уважение к Отечеству       тестирование
  Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»       проект
4.1 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы буддийской культуры»     - проект
4.2 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры»   -   проект
4.3 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы исламской культуры»   -   проект
  Итоговая презентация творческих проектов обучающихся       проект
  Итого        

 

 

Содержание программы

1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1.1. Россия – наша Родина (1 час) Богатство России. Малая Родина. Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

2. Основы православной культуры (1 час).

2.1. Культура и религия(2 час.)

Что такое духовный мир человека? Что такое культурные традиции и для чего они существуют? Знать: Как человек создает культуру. О чем говорит религия. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.

2.2. Человек и Бог в православии (1 час).

Какие дары бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Знакомятся с основами духовной традиции православия. Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь.

2.3. Православная молитва (1 час).

Что такое православие? Что значит слово «благодать»? Кто такие святые? О молитве «Отче наш». Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать.

2.4. Библия и Евангелие (2 часа).

Кто такие христиане? Что такое Библия? Что такое Евангелие, Священное Писание? Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

2.5. Проповедь Христа (1 час).

Чему учил Христос? Что такое Нагорная проповедь? Какое сокровище нельзя украсть? Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

2.6. Христос и Его Крест (1 час)

Как Бог стал человеком? Почему Христос не уклонился от казни? Символику креста? Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Православная культура. Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста.

2.7. Пасха (2 часа)

Что воскресенье не только день недели? Что такое Пасха? Как празднуют Пасху? Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо.

2.8. Православное учение в человеке (1 час).

Чем бог одарил человека? Когда болит душа? Что такое «образ Божий»? Душа. Тело.

2.9. Совесть и раскаяние (1 час)

О подсказках совести. Как исправлять ошибки? Раскаяние. Совесть.

2.10. Заповеди (1 час).

Что общего у убийства и воровства? Как зависть гасит радость? Заповеди. Моисей.

2.11. Милосердие и сострадание (1 час).

Чем милосердие отличается от дружбы? Кого называют «ближним»? Как христианин должен относиться к людям? Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.

2.12. Золотое правило этики (1 час).

Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение? Грех. Неосуждение.

2.13. Храм (1 час).

Что люди делают в храмах? Как устроен православный? Почему икона так необычна? Почему изображают невидимое? Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Знакомятся с устройством храмов

2.14. Икона (1 час).

Почему икона так необычна? Почему изображают невидимое? Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

2.15. Как христианство пришло на Русь (1 час).

Когда состоялось крещение Руси? Кто крестил Русь? Какие преобразования произошли на Руси с крещением Руси? Таинство крещения, иордань. Знакомство с основными вехами крещения Руси.

2.16. Подвиг (1 час).

Кто такие подвижники? Кого мы называем героями? Подвиг, смелость, героический поступок, добрый и злой поступок, поступок по справедливости. Привести примеры хороших поступков (подвига) из жизни.

2.17. Заповеди блаженств (1 час).

Что такое заповеди? Как православные христиане понимают слово «блаженство»? Заповеди, миротворчество, терпение, смирение, любовь к ближнему.

2.18. Зачем творить добро? (1 час)

Что такое добро и зло? Какие поступки добрые? Как можно помочь ближнему? Добро и зло, взаимопомощь. Составить рассказ о добре.

2.19. Чудо в жизни христианина (1 час).

Что такое чудо? Какие чудеса бывают? Отличать чудо в Священном Писании от чуда в сказке. Какие чудеса совершал Иисус Христос?

2.20. Православие о Божием суде (1час).

Что такое суд? Какой суд называется Божиим? Божий суд, страшный суд, совесть, раскаяние.

2.21. Таинство Причастия (1 час).

Таинства. Как православные готовятся к таинству Причастия? Причастие, евхаристия, исповедь, очищение, «приобщение тела и крови Христовых».

2.22. Монастыри (2 час).

Какие архитектурные сооружения свойственны для православной культуры? Каков уклад жизни в монастыре?

2.23. Отношение христианина к природе (2 часа)

Как необходимо относится к природе? Как следует защищать природу?

2.24. Христианская семья (1 час).

Каков семейный уклад жизни у православных христиан? Как нужно относиться к старшим, к родителям?

2.25. Защита Отечества (1 час).

О патриотах-полководцах. Какие великие сражения были в истории России?

2.26. Христианин в труде (1 час).

Почему человек должен трудиться? Как бороться с ленью.

3. Духовные традиции многонационального народа России

3.1. Любовь и уважение к Отечеству (1 час).

Что такое патриотизм? Что значит любить и уважать Отечество?

Раздел 4. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

4.1. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы буддийской культуры»

Кого называют Буддой? Индийский царевич Сиддхартхе Гаутама. Будда Шаньямуни. Четыре благородных истины. Учение Будды о первой благородной истине. Священная книга «Трипитака» («Корзина дисциплинарных правил», «Корзина наставлений», «Корзина разъяснения буддийского учения»). Объяснение устройства мира в буддизме. Что такое карма? Человеческие ценности и сострадание.

4.2. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры»

Чем иудаизм отличается от других религий? Как иудейская традиция представляет Бога? Почему иудаизм – религия одного народа? Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Что такое Тор? Как называются книги Торы? Сколько заповедей содержится в Торе?

4.3. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы исламской культуры»

Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Кто такие мусульмане.

Пророк Мухаммад – основатель ислама. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какая семья была у пророка.

5. Итоговое занятие. Защита итоговых работ (проектов). Праздничный концерт.

 

Материально-техническое обеспечение программы

Для изучения курса «Основы православной культуры», должны быть в на­личии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

1. Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

2. Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирую­щие функции в учебно-воспитательном процессе)

– классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

– демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

– вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

3. Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику

– электронное пособие к курсу;

– дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержа­нием курса;

4.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

учебно-методические комплекты, обеспечивающие изуче­ние/преподавание учебного курса «Основы православной культуры»;

– нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего обра­зования основ религиозных культур и светской этики;

– специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

– научно-популярные книги, содержащие дополнительный познава­тельный материал развивающего характера по различным темам курса;

– хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

– документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих це­лостное представление об историческом развитии ведущих рели­гий мира);

– энциклопедическая и справочная литература (философские и рели­гиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

– религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуаль­ную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

– художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

1. Печатные пособия, в т. ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

 

Методическое обеспечение

1. Кураев, А.В. Основы православной культуры (4-5 класс) [Текст]/ А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.

2. Бгажноков, Б. Х. Книга для учителя. 4-5 классы [Текст]: справочные материалы для общеобразовательных учреждений/ Б. Х. Бгажноков, О. В. Воскресенский, А. В. Глоцер и др. под ред. В. А. Тишкова, Т. А. Шапошниковой.– М.: Просвещение, 2010. – 239 с.

3. Данилюк, А. Я. Книга для родителей [Текст]/А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.

 

Список литературы

1. Бородина, А. В. Основы православной культуры [Текст]/ А. В. Бородина. – М.: Просвещение, 2003.

2. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики [Текст]: программы общеобразовательных школ. 4-5 классы /Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.

3. Вертунов, А. П. Монастыри земли русской [Текст]/ А. П. Вертунов, В. А. Горохов. – М.: Просвещение, 2009.

4. Горохов, В. А. Из века в век звонят колокола [Текст]/В. А. Горохов.– М.: Просвещение, 2009.

5. Дементьев, В. В. Монастыри и храмы России. От Москвы до Соловков [Текст] / В.В. Дементьев. – М.: Просвещение, 2006.

6. История христианства. Духовные традиции и культура [Текст]: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. Н. Сахарова.– М.: Просвещение, 2008.

7. Колесникова, В. С. Русь православная. Праздники и обряды [Текст]/В.С. Колесникова. – М., 2005.

8. Колесникова, В. С. Православный храм. Символика и традиции [Текст] / В. С. Колесникова. – М., 2006.

9. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры [Текст]: учебное пособие для ОУ/А. В. Кураев.– М.: Просвещение, 2010. – 95 с.

10. Низовский, А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России [Текст] / А. Ю. Низосвкий. – М., 2004.

11. Прот. Снигирев, Ростислав Библейская археология [Текст]: Учебное пособие для духовных школ/ Прот. Ростислав Снигирев. М., 2007.

12. Романенко, Е. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря [Текст] / Е. Романенко. – М., 2002.

13. Сахаров, А. Н. История России. С древнейших времен до конца XVII века [Текст]/ А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. – М., 2009.

14. Священник Тимофей. Жизнь по совести [Текст]: Пособие для учителей и учащихся/ Священник Тимофей, Берсенева Т. А. – М., 2001.

15. Христианство. Энциклопедический словарь [Текст]: в 3 т. М., 1992.

16. Шведова, И. Азбука православия для детей и взрослых [Текст] / Под ред. Митрополита Питирима и члена-корреспондента Международной академии духовного единства народов мира.– М., 2002.

17. Шевченко. Л. Л. Православная культура. 5 год обучения [Текст]: Книга 1./ Л. Л. Шевченко.– М., 2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: