Примерная расчасовка профильного курса по экономике в 10 и 11 классах




Тема                             Всего в
                              10-м
                              классе
Кол-во                              
часов                              

 

Тема                               Всего в
                                11-м
                                классе
Кол-во                                
часов                                

 

Рекомендуемое использование литературы для проведения уроков экономики в профильных классах

Тема Главы по учебнику
Любимова Л.Л. Иванова С.И. Табачникаса Б.И.
       
  25,26    
  1,2,23 1,5,16  
       
  2,4 3,4  
       
  6,7,8    
       
       
    -  
       
       
  12,14,15    
  13,17,20    
  18,19    
       
       
  22,25,26    
       
       
       
      9,10
      11,12
       
      17,18
      20,21
       
       
       

 

Детализация обязательного минимума содержания по экономике - Профильный уровень, 10-11 классы представлена в приложении 2.

 

2.2 Использование мультимедийных презентаций в процессе обучения (практические, теоретические)

 

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий на различных этапах урока (см.Приложение 3).

При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.

Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на настенный экран) или путем синхронного вывода на экраны рабочих мест учеников одного и того же кадра. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата.

Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения. Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной" навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте. При наличии такой сложной структуры важно предусмотреть хорошо оформленные кадры, выполняющие роль "главного меню" (а также вспомогательных меню) для выбора желаемой темы и подтемы, а также имеющиеся на каждом кадре "типовые" кнопки навигации, оформленные в виде единой по стилю "панели управления".

При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. При изучении темы "Алгоритмизация и программирование", кроме описания работы различных операторов, должны приводиться конкретные примеры составления целых программ или их фрагментов.

Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков по теме "Задача. Модель. Компьютер".Использование компьютера на этом этапе имеет, помимо плюсов (индивидуальный темп работы с программой, большой объем информации по теме, наличие мультимедиа), и минусы: отсутствие контакта с учителем, восприятие текстовой информации с экрана монитора);

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии" (и, разумеется, без необходимости вручную переписывать их с экрана монитора). При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:

Психологические особенности учащихся данного класса

Цели и результаты обучения

Структуру познавательного пространства

Местоположение учащихся

Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока

Цветовую гамму оформления учебного материала

При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.

Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, "неядовитого" цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.

Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

 


Заключение

 

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Практически все, кто работает или работал в школе, знают, что, начиная с 8-го класса, очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равные для этого возможности. Но все равно учительская точка зрения 'мой предмет - самый главный и нужный, я лучше знаю насколько он вам понадобится в жизни', приводит к проблеме прогрессирующей перегрузки учеников, внутреннему сопротивлению обучающегося. И как следствие - нежелание учащихся продолжать обучение; стрессы; и т.д.

Выход - в изменении отношения к ситуации в образовательном процессе. Именно с этой целью в школе было решено ввести так называемое профильное обучение в старших классах, предусматривающей организацию профильного и предпрофильного обучения по социально-гуманитарному, физико-математическому и общеобразовательному направлениям. Последний призван обеспечить более глубокую универсальную подготовку тем старшеклассникам, которые еще не окончательно определились в своем выборе. На старшей ступени общеобразовательной школы ставилась задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старший классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей".

Необходимо уяснить понятие "профильное обучение". Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

Повторим, что для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение; ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п., дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся; учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

 


Список литературы

 

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе /Пер. с англ. — 4-е изд. - М.: Дело Лтд, 1994.

2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. - С.- Пб., 1992.

3. КиреевА. П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. — М.: Международные отношения, 1997.

4. Линдерт П. X. Экономика мирохозяйственных связей /Пер. с англ. - М.; Прогресс, 1992.

5. Липсиц И. В. Экономика (экономика без тайн). — М.: Вита-пресс, 1997.

6. Лэйард Р, Макроэкономика. — М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.

7. Любимов Л. Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. — М.: Вита-Пресс, 1997.

8. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т./Пер. с англ.—11-е изд.—М.: Республика, 1992,

9. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика/Пер, с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1994.

10. Основы потребительских знаний. — М.: Спрос, 1997.

11. Основы предпринимательского дела/Под ред. Ю. М. Осипова, Е. Е. Смирновой. -- 2-е изд. — М.: БЕК, 1996.

12. Портер М. Международная конкуренция /Пер, с англ. — М.: Международные отношения, 1993.

13. СаксДж, Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход /Пер. с англ. — М.: Дело, 1996.

14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика /Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Дело Лтд, 1993.

15. Хеше П. Экономический образ мышления /Пер. с англ. — М.: Новости при участии изд-ва "Catallaxy", 1991.

16. Экономическая школа: Научно-популярный иллюстрированный журнал. - С.- Пб., 1992-94. - Вып.1, 2, 3.

17. Эренберг Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика /Пер. с англ. — М.: Издательство МГУ, 1996.

18. Азимов Л. Б., Журавская Е. В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. — М.: Аспект-пресс, 1995.

19. Макарова О. Ю., Раев В. А. Тесты по экономике. - М.: Вита-Пресс, 1995.

20. Микро-, макроэкономика: Практикум/Под общ. ред. Ю. А. Оги-бина. - С.- Пб.: Литера плюс, Санкт-Петербург оркестр, 1994.

21. Мицкевич А. А. Сборник заданий по экономике. — М.: Вита-Пресс, 1996.

22. Мицкевич А. А. Экономика в задачах и.тестах: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1995.

23. Равичев С. А., Григорьев С. Э., Протасевич Т. А., СвахинА. С. Сборник тестовых заданий по экономике. — М.: МЦЭБО, 1997.

24. Сандерс Ф., Бах Г. Л., Калдервуд Дж. Д., Хансен У. Л., Стейн Г. Основные экономические понятия: Структура преподавания / Пер. с англ. — М.; Аспект Пресс, 1995.

25. Школьный экономический журнал. - М: Международная педагогическая академия, 1997, 1998.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Примерный учебный план

 

Экономический профиль

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Детализация обязательного минимума содержания по экономике

Профильный уровень, 10-11 классы

 

Примечания: Курсивом и подчёркиванием выделены дидактические единицы обязательные для предъявления ученику, но не входящие в обязательный минимум, которым должен овладеть ученик. Таким образом, обычным шрифтом показаны дидактические единицы, которые нужно знать на "удовлетворительно".

Минимум разделен на 41 блока дидактических единиц, которые в сумме состоят из 299 атомарных дидактических единиц (понятий). Обязательному изучению подлежат 101 понятие.

1) Экономика. Экономический анализ и экономическая политика. Экономическая модель.

1. Экономика: наука и хозяйство.

2. Микроэкономика и макроэкономика. Прикладная экономика.

3. Экономический анализ и экономическая политика.

4. Экономическая модель. Экзогенные и эндогенные переменные. Примеры.

2) Потребности, товары и услуги, ресурсы. Ограниченность. Альтернативная стоимость. Экономические (конкурентные) и неэкономические (свободные) блага. Кривая (граница) производственных возможностей.

1. Товары и услуги.

2. Потребности. Ресурсы. Ограниченность ресурсов по сравнению с потребностями.

3. Экономические и неэкономические (свободные) блага.

4. Альтернативная стоимость (альтернативные затраты),

5. Кривая производственных возможностей.

6. Факторы сдвигов кривой производственных возможностей.

7. Закон возрастающих альтернативных затрат. Выпуклость вверх кривых производственных возможностей.

3) Факторы производства и факторные доходы.

1. Факторы производства (производственные ресурсы): трудовые ресурсы (труд), природные ресурсы (земля), капитальные ресурсы (капитал), предпринимательство.

2. Факторные доходы (плата за пользование ресурсами): заработная плата, рента, процент и прибыль.

3. Соотношение факторных доходов в экономике России и других стран.

4) Разделение труда, специализация, взаимозависимость, обмен.

1. Разделение труда. Специализация и взаимозависимость.

2. Торговля, бартер.

3. Абсолютные и сравнительные преимущества.

4. Выгоды добровольного обмена. Условия взаимовыгодной и безубыточной торговли.

5) Основные проблемы экономики. Экономические системы. Формы собственности.

1. Основные проблемы экономики: Что производить? Как производить? Кто получит результаты производства? (Для кого производить?)

2. Натуральное и товарное хозяйство.

3. Традиционная экономика.

4. Рыночная экономика.

5. Командная экономика.

6. Смешанная экономика.

7. Рациональный выбор и стимулы. Влияние экономической системы на рациональный выбор и стимулы.

8. Причины успеха рыночной экономики.

9. Собственность: владение, распоряжение, пользование.

10. Формы собственности: частная, общественная, государственная, муниципальная.

11. Права собственности.

12. Роль частной и государственной собственности в формировании экономических систем.

6) Общая и маржинальная (предельная) полезность. Выбор потребителя на основе максимизации полезности.

1. Потребление. Полезность. Субъективность полезности.

2. Общая и маржинальная (предельная) полезность. Функция полезности. Закон убывающей маржинальной (предельной) полезности.

3. Правило равной маржинальной (предельной) полезности на единицу затрат.

4. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.

5. Бюджетное ограничение потребителя.

6. Максимизация полезности при заданном бюджетном ограничении.

7) Спрос и величина спроса. Закон спроса. Эффекты Гиффена (ажиотажный спрос) и Веблена (престижное потребление).3аменяющие и дополняющие товары и услуги. "Нормальные" и инфериорные блага.

1. Спрос. Величина спроса. Шкала спроса. Кривая спроса. Закон спроса.

2. Эффекты Гиффена (ажиотажный спрос) и Веблена (престижное потребление).

3. Индивидуальный и рыночный спрос.

4. Факторы, формирующие спрос: предпочтения потребителей, доход, запасы, ситуации на рынках взаимосвязанных товаров, ожидания покупателей.

5. "Нормальные" блага и блага "низшего порядка" (инфериорные блага).

8) Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Товары первой необходимости и товары роскоши. Перекрестная эластичност спроса по цене.

1. Эластичность. Эластичность спроса по цене. Эластичный и неэластичный спрос.

2. Точечная и дуговая эластичность.

3. Определение эластичности по изменению суммарной выручки (тест на эластичность).

4. Эластичность спроса по доходу. Товары первой необходимости и товары роскоши.

5. Перекрестная эластичность спроса по цене.

9) Предложение и величина предложения. Закон предложения. Эластичность предложения.

1. Предложение. Величина предложения. Шкала предложения. Кривая предложения. Закон предложения.

2. Индивидуальное и рыночное предложение.

3. Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства, налоги и дотации, технология, норма прибыли, ожидания производителей.

4. Эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение.

5. Предложение в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах.

10) Рынок. Рыночное равновесие. Рыночный механизм. Политическое ценообразование. Влияние налогов, пошлин и субсидий на рыночное равновесие. Излишки потребителя и производителя. Налоговое бремя.

1. Рынок. Рынок одного товара. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество (объем продаж). Выручка.

2. Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество.

3. Фиксированные цены.

4. Регулирующая функция цен. Рыночный механизм.

5. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг.

6. Политическое ценообразование. Прямое и косвенное вмешательство государства на товарных рынках.

7. Предельные (фиксированные) цены. Избыточное предложение. Неудовлетворенный (избыточный) спрос.

8. Влияние налогов, пошлин и субсидий на рыночное равновесие.

9. Излишек потребителя. Излишек производителя.

10. Налоговое бремя потребителя. Налоговое бремя производителя.

11. Чистые общественные потери, связанные с введением нетоварных налогов.

11) Амортизационные отчисления.

1. Амортизационные отчисления.

2. Прямолинейная схема (метод) начисления амортизации.

3. Ускоренная амортизация. Влияние амортизации на сумму налога на прибыль.

4. Метод начисления амортизации на основе единицы услуг или продукции.

5. Остаточная (балансовая) стоимость. Первоначальная стоимость. Текущая стоимость. Ликвидационная стоимость.

12) Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Нормальная прибыль. Фирма и ее экономические цели.

1. Бухгалтерские (внешние) затраты. Понятие себестоимости производства. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая.

2. Экономические (альтернативные) затраты. Затраты внутренних ресурсов (внутренние затраты).

3. Нормальная прибыль.

4. Необратимые затраты.

5. Экономическая прибыль.

6. Фирма и ее экономические цели.

13) Производство и производительность. Общий, средний и предельный (маржинальный) продукт переменного фактора производства. Закон убывающей предельной отдачи.

1. Производство.

2. Производительность. Производительность труда. Факторы производительности.

3. Производственная функция.

4. Общий, средний и маржинальный (предельный) продукт переменного фактора производства.

5. Закон уменьшения маржинальной (предельной) отдачи (закон убывающей отдачи).

14) Фиксированные (постоянные) и переменные затраты. Общие, средние и маржинальные (предельные) затраты. Средние переменные затраты. Валовая, средняя и маржинальная (предельная) выручка фирмы. Условие максимизации прибыли.

1. Мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды производства.

2. Производство в краткосрочном периоде. Фиксированные (постоянные) и переменные затраты.

3. Общие, средние и средние переменные затраты.

4. Маржинальные (предельные) затраты.

5. Эффект масштаба.

6. Затраты в долгосрочном периоде.

7. Валовая выручка.

8. Предельная (маржинальная) выручка.

9. Условие максимизации прибыли.

15) Конкуренция и основные рыночные структуры. Ценовая дискриминация. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

1. Понятия отрасли.

2. Конкуренция и структура рынка. Ценоустановители и ценополучатели. Рынок покупателя и рынок продавца.

3. Рынок совершенной конкуренции. Основные признаки совершенной конкуренции.

4. Конкурентная фирма. Спрос на продукцию конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Максимизация прибыли конкурентной фирм.

5. Правило (условие) выхода фирмы из отрасли в краткосрочном периоде.

6. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

7. Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции. Прибыль и поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

8. Цели, средства и ограничения фирмы, работающей на рынке несовершенной конкуренции.

9. Монополия. Виды монополий. Естественная монополия. Причины возникновения монополий.

10. Максимизация прибыли монополиста. Монопольная прибыль. Социальная цена монополии.

11. Ценовая дискриминация.

12. Монополистическая конкуренция.

13. Неценовая конкуренция: дифференциация продукта, качество, престиж, гарантии и обслуживание, реклама.

14. Олигополия. Молчаливый сговор, лидерство в ценах в качестве и сервисе. Картели.

15. Монопсония.

16. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. 17. Количественные методы оценки структуры рынка.

16) Рынок труда. Спрос фирмы на труд и предложение труда для отдельной фирмы. Конкурентные и неконкурентные (нерыночные) факторы на рынке труда. Заработная плата, формы оплаты труда и методы стимулирования работников. Влияние профсоюзов на рынки труда. Дискриминация и монопсония на рынке труда. Понятие "человеческого капитала".

1. Производный спрос.

2. Спрос фирмы на единственный переменный фактор в краткосрочном периоде.

3. Экономическая рента.

4. Понятие заработной платы в экономической теории. Системы и формы оплаты труда. Мотивация и стимулирование труда.

5. Минимальная оплата труда.

6. Предложение труда для отдельной фирмы.

7. Избыточное предложение труда.

8. Причины различий в уровне оплаты труда. Конкурентные и неконкурентные (нерыночные) факторы на рынке труда.

9. Дискриминация на рынке труда.

10. Монопсония на рынке труда.

11. Профсоюзы. Коллективные договоры. Монопольная власть на рынке труда.

12. Права и обязанности наемных работников и работодателей.

13. Понятие "человеческого капитала".

17) Рынки земли и капитала. Дисконтирование.

1. Капитал.

2. Простой и сложный процент.

3. Дисконтирование. Ставка дисконтирования.

4. Современная (приведенная) стоимость. Будущая стоимость. Чистая приведенная стоимость.

5. Уравнивающая ставка дисконтирования.

6. Эффективная ставка процента.

7. Финансовая рента.

8. Цена капитала.

9. Спрос на капитал и его предложение.

10. Рынок земли (природных ресурсов).

11. Цена земли.

18) Случаи несостоятельности рынка ("ошибки рынка"). Общественные товары и услуги. Внешние эффекты.

1. Случаи несостоятельности рынка ("ошибки рынка").

2. Несостоятельность государства ("ошибки государства").

3. Частные блага.

4. Общественные товары и услуги.

5. Чистые общественные блага.

6. Клубные блага.

7. Спрос на общественные блага и предложение общественных благ.

8. Проблема "безбилетников".

9. Положительные и отрицательные внешние эффекты.

10.Интернализация внешнего эффекта.

11. Экономический подход к экологии.

19) Доходы, их распределение и перераспределение.

1. Доходы населения. Источники и составляющие доходов населения.

2. Распределение дохода. Последствия сильной дифференциации или выравнивания доходов.

3. Способы измерения степени неравенства доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

4. Перераспределение доходов государством с помощью налогов и трансфертов.

5. Прожиточный минимум. Индекс стоимости жизни.

6. Механизмы социальной поддержки.

7. Структура доходов населения России, развитых и развивающихся стран.

20) Макроэкономика. Агрегирование. Макроэкономические агенты и рынки. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Представление о системе национальных счетов. Индексы цен и физического объема производства. Номинальный и реальный ВВП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.

1. Агрегирование. Макроэкономические агенты и рынки.

2. Кругооборот товаров, услуг, ресурсов и платежей в экономике.

3. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Факторы, не учитываемые ВВП (ВНП).

4. Методы вычисления ВВП (ВНП).

5. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход и располагаемый личный доход.

6. Понятие индекса. Индексы цен и физического объема производства.

Базисно-взвешенные индексы (индексы Ласпейреса) и текуще-взвешенные индексы (индексы Пааше).

7. Номинальный и реальный ВВП.

8. Индекс потребительских цен (ИПЦ). Дефлятор ВВП.

21) Совокупный спрос и совокупное предложение. Классическая модель. Кейнсианская макроэкономическая модель.

1. Совокупный спрос. Величина совокупного спроса. Кривая совокупного спроса.

2. Неценовые факторы совокупного спроса.

3. Совокупное предложение. Величина совокупного предложения. Кривая совокупного предложения.

4. Неценовые факторы совокупного предложения.

5. Классическая модель. Закон Сэя.

6. Кейнсианская макроэкономическая модель.

7. Равновесие в модели "АD-АS". Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.

22) Деньги и их функции. Виды денег. Современные формы денежных расчетов. Закон денежного обращения.

1. Деньги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: