Русская музыкальная культура XVIII века . Формирование национальной композиторской школы.




Основные жанры бытовой музыки XVIII века. Появление крепостных хоров и оркестров XVIII века.

В середине столетия музыка становится обязательной составной частью дворянского воспитания. Умение петь романсы и арии или играть на каком-нибудь музыкальном инструменте начинает рассматриваться как признак хорошего тона. Музыке отводится одно из главных мест в ряду развлечений, которыми заполнялись часы досуга в дворянских особняках и усадьбах

С 1729 г. было закреплено существование придворного оркестра, созданного на основе капеллы герцога Голштинского. Следствием этого стало образование крепостных оркестров и хоров. Некоторые из них вскоре станут составной частью будущих театров. Для игры в оркестре набирались мальчики из крепостных, отдававшиеся «в науку» к какому-нибудь капельмейстеру-иностранцу. В последней трети XVIII века крепостные оркестры становятся массовым явлением.

Своеобразным продуктом русского музыкального быта XVIII века являются роговые оркестры. Этот в высшей степени интересный вид инструментального ансамбля не был известен нигде помимо России. Возникнув в 50-х годах XVIII столетия, роговые оркестры просуществовали около 80 лет, а затем исчезли совершенно бесследно.

Изобретателем этого оригинального музыкального ансамбля явился чешский валторнист Иоганн Мареш, которому было поручено усовершенствовать «охотничью музыку» императрицы Елизаветы Петровны. Мареш сконструировал ряд рогов различной длины, издававших каждый только один определенный по высоте звук. Набор таких рогов составлял хроматическую гамму в пределах 3-х октав

К середине XVIII столетия началось развитие публичной концертной жизни. Появляются специальные гастролеры-концертанты, среди которых можно было встретить известные европейские имена. Наряду с иностранцами выдвигаются и свои, русские концертанты.

Особенный успех имел замечательный русский скрипач Иван Хандошкин, составивший себе видную репутацию и на Западе. Возникает интерес к симфонической музыке. Деятельным пропагандистом симфонической музыки был также талантливый русский музыкант из крепостных Данила Кашин -- организатор и дирижер симфонических концертов в Москве.

На протяжении всего XVIII столетия развиваются параллельно друг другу и частично переплетаются между собой две разные струи, в основном определяющиеся уже в петровскую эпоху. Одна из них была непосредственным продолжением лирики кантов, которой личное чувство выражало себя еще робко, неуверенно и не могло всецело освободиться от религиозных оков.

Жанр канта продолжал бытовать до самого конца XVIII века. Но если в предыдущем столетии он являлся достоянием немногочисленного слоя просвещенного боярства и духовенства, то теперь сферой его распространения становятся преимущественно мещанские или полумещанские круги, в которых упорно сохранялось многое из культурных традиций XVII века. Это были разные категории духовенства и купечества, пестрая масса разночинцев-- писарей, учителей, рядовых чиновников, примыкавшая к этим группам часть мелких и средних дворян

К середине XVIII века вполне определяется и другой тип лирической песни-романса легкого галантно-сентиментального стиля. В 1759г. было издано собрание песен такого рода озаглавленное "Между делом безделье". Само название сборника указывает на то, что он был предназначен для домашнего любительского досуга. Автором или составителем его, скрывшим свое имя за инициалами, являлся видный елизаветинский сановник, высокообразованный любитель музыки и один из просвещеннейших людей своего времени Г.Н. Теплов. Тексты песен, вошедших в сборник Теплова, принадлежат виднейшему дворянскому поэту этой поры Ф. Г. Сумарокову.

Русская музыкальная культура XVIII века. Формирование национальной композиторской школы.

XVIII век занимает рубежное положение в истории русской музыки. Развитие музыкального искусства в России в XVIII веке было необычайно быстрым — от знакомства с неизвестными до той поры зарубежными операми, камерными и сим-фоническими произведениями до появления целой плеяды национальных композиторов.

Петр I открыл новые для российского общества европейские формы общественных собраний — ассамблеи, маскарады, придворные торжества и пиршества с музыкой и танцами, еженедельные концерты из инструментальных сочинений композиторов XVII и XVIII веков. Созданные специальным указом военные духовые оркестры играли на парадах и праздниках, а в Москве на Красной площади открылся первый публичный театр, спектакли которого неизменно сопровождала музыка. В то же время в петровскую эпоху продолжали развиваться такие национальные музыкальные жанры, как партесный концерт и особый род приветственных кантов — канты-виваты («Виват» (лат.) — «да здравствует»). Постепенно музыка стала входить в повседневную жизнь русского дворянства: становится модной игра на различных инструментах (клавикордах, арфе, флейте, гитаре), большую популярность приобретает на домашних вечерах исполнение светских кантов — любовно-лирических, шуточных, поздравительных.
Позже обычай домашнего музицирования перенимают и люди других сословий. В усадьбах и городских домах все чаще звучит музыка. Это городские и российские песни, танцевальные пьесы, вариации на народные темы, а также и более сложные произведения — сонаты и квартеты. Городская песня возникла на основе народной крестьянской песни, которая «приспосабливалась» к городскому быту – новой манере исполнения: ее мелодия сопровождалась аккордовым аккомпанементом какого-либо инструмента с четкой ритмической структурой и простыми гармоническими оборотами.

В XVIII веке начинается изучение лучших образцов национального фольклора; появляются исследования, посвященные русским народным сказкам, пословицам, обрядам и песням.

Преобразования петровского времени были продолжены в царствование императрицы Елизаветы Петровны В годы ее правления произошли такие важные культурные события, как открытие Московского университета и общедоступного Российского театра, учреждение Академии художеств с музыкальными классами.

В это время в России складывается и созревает своя, национальная композиторская школа. Выдвигается группа талантливых композиторов, завоевывающих известность не только в России, но и за рубежом. Березовский, Бортянский, Пашкевич, Фомин, Хандошкин утверждают самостоятельное значение молодой русской композиторской школы.

При всей незрелости художественных форм, при всем недостатке высокого мастерства, русские композиторы XVIII века стремились выразить в музыке свое национальное содержание, свою тематику, свой образный строй. Об этом свидетельствуют и первые русские оперы, реалистически отображающие нравы и быт русского общества, и первые инструментальные сочинения. Основанные на народно-песенных темах, и первые русские романсы, питавшиеся истоками народной песни и канта. Во всех этих жанрах русские композиторы искали самостоятельный путь развития, хотя и пользовались приемами общеевропейского классического музыкального стиля XVIII века.

Народная песня – важнейшая основа в творческих поисках и стремлениях русских композиторов XVIII века. Народно-песенный тематизм пронизывает, по существу все музыкальные жанры этого времени – оперу, симфоническую увертюру, камерную клавирную музыку, вокальную лирику, связанную с традицией канта. Овладевая сложными вокальными и инструментальными формами, русские композиторы стремились использовать в них богатство своих народных мелодий. Естественно, что на первое место в русской музыке выдвинулась комическая опера – народная по сюжету и языку, насыщенная народно песенным материалом.

Русские композиторы XVIII века не могли еще «возвысить народный напев до трагедии», сделать народную песню выразительнейшей больших идей и глубоких дум. Но, тем не менее, уже и в эту раннюю пору национальная композиторская школа обрела свой истинный путь развития, оказавшийся плодотворным, путь народности и жизненной правды.

Блистательными успехами отмечен в конце XVIII века весь путь русского искусства, особенно в русской литературе, представленной именами Фонвизина, Новикова, Крылова, Державина, Карамзина. Ее идейной вершиной явилось творчество Радищева, ярко определившее историческое значение эпохи Просвещения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: