Детская экскурсия
Формируется группа из 30 человек (и родителей и детей).
На входе гостей встречает нянюшка:
- Здравствуйте, дети, добро пожаловать в Дом актера! Пойдемте со мной, мы вас уже заждались!
Нянюшка провожает всю группу в Большую гостиную.
Большая гостиная: Перформанс от Зазу, чаепитие.
Какая рассадка? Где стоят столы с чаем? Кто отвечает за накрытие стола для каждой экскурсии? Сколько длится перформанс?
Когда-то давно, в 19 веке, в этом доме жил купец Степан Тупиков со своей женой.
История о том, как Тупиковым достался дом, очень интересная…
Степан Тупиков был успешным золотопромышленником. Разговорившись как-то в лавке с купцом, как раз привезшим новый товар, Степан Тупиков узнал, что купец Симанов занимает последнее хорошее место рядом с центральной площадью под постройку дома.
«Он сам мне этот дом еще продаст!» – сказал Степан.
И пошел он к Симанову. До чего они договорились, никто не знает, но факт в том, что Тупиков вышел от Симанова раскрасневшийся, с раздутыми ноздрями, а дела Симанова волшебным образом пошли на спад. И ведь сбылось предсказание Тупикова. Симанов выставил землю и проект дома, выполненный столичным архитектором Юрием Дютелем, на торги, а Тупиков совершенно спокойно и дал самую большую цену.
И вот в 1890 году дом был построен этот дом. Если вы заметили, то на кованном козырьке при входе в дом красуется вензель «СТ» - знак Степана Тупикова.
Вот за этим окном был чудесный сад, а вот здесь была дверь, ведущая в этот сад и чудесная веранда.
Взгляните на чудесный паркет! Ни в одной гостиной его рисунок не повторяется! А на потолке чудесная лепнина, изготовленная по эскизам столичного мастера Миловича, который делал лепные потолки в столичных дворцах.
Тупиковы устраивали у себя большие званые приемы для высочайших лиц города. Семья Тупиковых всегда тепло принимали гостей.
Только вот вскоре умер хозяин дома, а жена его Евгения была не такой любительницей светских развлечений. Она больше любила уютные посиделки с близкими друзьями за чашечкой чая.
Венецианская:
В этой маленькой комнатке, по слухам, у госпожи Тупиковой была тайная молельня с дорогими иконами, украшенными дракоценными камнями. Считается, что именно здесь начинался тайный подземный ход, который проходил под городским прудом и соединялся с тайными ходами усадьбы Расторгуева-Хоритовнова.
Салатная:
Эта гостиная – комната отдыха. Здесь очень любила играть племянница госпожи Тупиковой Женечка. Своих детей у Тупиковых не было, поэтому она постоянно устраивала пышные праздники для городских детей. Малышей можно оставить в этой комнатке, они могут поиграть со старинными игрушками и порисовать под пение наших канареек.
Музыкальная:
В этой гостиной чета Тупиковых любила устраивать музыкальные вечера. Играли скрипки, кларнеты, гости кружились в танце и наслаждались чудесной музыкой.
Экскурсия по фотографиям.
Конкурс: найти персонажей из детских сказок и угадать. Приз тому, кто нашел больше героев.
Каминная гостиная:
А теперь давайте пройдем в парадный кабинет или каминную гостиную. Наш фотограф может сфотографировать Вас на фоне камина в подобающем наряде!
Этот камин - признанный шедевр камнерезного искусства, ровесник дома. Мода на камины из уральского поделочного камня возникла в столицах нашей страны, прежде всего в Санкт-Петербурге. На фоне этого камина фотографировался уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, который часто захаживал в гости. Вы тоже можете приобщиться к этой приятной традиции!
А теперь, дорогие друзья, пора отправиться на второй этаж.
Поднимаясь по лестнице:
В 1917 году грянула революция.
К власти пришли большевики и рассудили, что одной старушке, да еще и вдове золотопромышленника, в таком большом доме жить не положено. В конце 1917 года в дом ворвались люди, одним ударом отделались от швейцара, и только Тупикова кинулась к своему тайнику – ее поймали и заперли в одной из комнат.
Сначала ее просто потеснили, оставили ей маленькую комнатку в дальнем углу и разогнали всех слуг. А потом, след ее в истории и вовсе теряется. Начинается следующая глава истории дома.
«В банке жить неудобно, в гимназии тоже не особенно… но нужно, чтобы все под рукой было. Вот здесь, на самой площади будет в самый раз», – говорил своему денщику Колчак, въехавший в Екатеринбург и решивший остановиться здесь на некоторое время. «Да там никак занято!» – восклицал в ответ денщик. Колчак строго, но мягко посмотрел из-под бровей и проскрежетал: «Так освободи!»
Действительно, ближайшую ночь он провел в этом доме, рассматривая географические карты, отдавая приказы и вздремнув лишь пару часов на приставленных друг к другу креслах.
Когда жизнь в стране более или менее нормализовалась, это здание окончательно отдали государственным органам, которые расположили внутри свои конторы и учреждения.
Примерно в 20-е был надстроен вот этот вот второй этаж, причем сделано это довольно искусно: не видно ни швов, ни резкой стилистической разницы – второй этаж органично «вырос» из первого.
Дом постепенно приходил в запустение, поскольку чисто функциональное использование здания не подразумевает пристальной заботы о нем. Был даже проект о расширении площади 1905 года, согласно которому дом Тупиковой собирались сносить.
Конечно, дом не пустовал: в определенный момент в него все же въехали люди искусства: в разных помещениях расположились редакции журнала «Следопыт» и газеты «На смену!», Общество книголюбов и отделение Союза журналистов. Финансирование этих учреждений не подразумевало ремонта здания, а он требовался.
И опять разгорелись бои за Дом. Главный архитектор города Геннадий Иванович Белянкин крайне озаботился сохранением здания. И именно этот дом избрали для себя сотрудники Свердловского отделения Союза театральных деятелей. И Геннадий Иванович был на их стороне.
Историческая справедливость все же восторжествовала: 1981 годом датируется решение секретариата ОК КПСС о передаче отделению здания по улице 8 Марта, 8. Безусловно недовольные остались: были и печатные выступления-протесты, и просто косые недобрые взгляды… Но Дом в очередной раз занял сильный игрок – и к старому тупиковскому вензелю добавилась еще одна буква, чтобы получилось «СТД».
Выставка «…Все мы занимаемся одним делом…» в Фойе 2-го этажа.
Эта выставка посвященна работам известной в Екатеринбурге творческой четы: Зои Малининой и Германа Метелева, а так же их дочери Анны Метелевой – хранительницы духовного наследия семьи.
Зоя Александровна Малинина (1936-2011) – главный художник Театра юного зрителя (1967-1978). Юрий Жигульский, в прошлом режиссер ТЮЗа, рассказывал о Зое Александровне: «Быть главным художником театра столько лет в то время, когда постоянно не хватало ни красок, ни гвоздей, ни леса, ни тканей, и выпускать по 5-6 спектаклей в год, согласитесь, это дорогого стоит. И каких спектаклей!».
Зоя Александровна оформила такие знаковые спектакли, прогремевшие на всю страну, как «Нахалёнок» и «Ревизор», «Синяя ворона», «Слуга двух хозяев», «Сказка о царе Салтане».
Многие таетральные работы ей помогал делать ее муж,
Герман Селиверстович Метелев (1938-2006) – живописец, график, монументалист, художник театра и кино. По времени вступления в искусство и по духу Г.С.Метелев был «семидесятником». Творческий диапазон художника был необычайно широк: от создания ювелирных украшений до выполнения огромных настенных композиций и оформления спектаклей.
В Екатеринбурге, в скверике, на пересечении улиц Бажова и Малышева стоит скульптура «Горожане» - три художника увлеченно беседуют о чем-то. Среди них есть Герман Метелев.
Анна Германовна Метелева – художник, дочь театрального художника и «всехудожника», как она рассказывает в своем интервью. Предпочтение художница отдает графике и живописи. Картины художницы находятся в музеях и частных собраниях России, Европы и США.
Семья Малининой-Метелева – давние друзья Дома актера. В 2007 году, так же в канун Дня театра Анна Метелева и Зоя Малинина передали в дар Свердловскому отделению СТД две работы Германа Метелева – графические листы «Моцарт и Сальери» и «Театр». Сегодня эти картины украшают салатную гостиную Дома актера.