Цель: привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов, способствовать развитию нравственных качеств учащихся, обучать навыкам группового взаимодействия.
Задачи:
- создатьусловия для осмысления понятия «толерантность старшими подростками», открытия его новых граней и аспектов,
развитие способностей к самоанализу, самопознанию,
развитиесоциальной восприимчивости и умений рефлексии.
Оборудованиеклассногочаса: чистые листы, фломастеры, карандаши, ручки, цветные стикеры.
Ребята, есть замечательные стихи, давайте послушаем их,
Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку
Путь человека труден -
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, —
Слезы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, -
Ласка нужна, не угрозы.
Как выдумаете о чем сегодня мы будем говорить?
Этот разговор о доброте взаимопомощи, толерантности мы начали еще и потому, что знаем наша жизнь без этих понятий будет очень жестокой и тяжелой. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, что некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома, выдающиеся музыканты проводят концерты, средства от которых перечисляют на благотворительные цели. И это здорово,все мы должны помогать друг другу.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Это слово всё больше входит в наш обиход. Толерантный человек – это не только терпимый человек как у нас принято считать. Понятие «толерантность» включает в себя очень много черт и граней. По легенде много лет назад старец сказал просто: «Познай себя! И познаешь мир!Начни с себя! Измени себя в лучшую сторону, и ты изменишь соотношение добра и зла в этом мире!
Вернемся к понятию толерантности, как вы понимаете это слово?
|
Обсуждение в группах.
3.В последнее время исследователи объединяя эти слова предлагают такое понятие как ТОЛЕРАНТНОСТЬ – словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. Однако сейчас все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительного, равнодушного отношения к другому. Предлагают рассматривать толерантность в контексте таких понятий как призвание, принятие, понимание.
Понятия на слайде.
ПРИЗНАНИЕ – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.
ПРИНЯТИЕ – это положительное безусловное отношение к таким отличиям.
ПОНИМАНИЕ – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
4.А теперь давайте создадим эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы находиться на обложках книг, политических документах, национальных флагах… (процесс рисования занимает не более 5 минут). После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других, участники должны разбиться уже на новые группы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе.
Каждая из образовавшихся групп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение (3-5 минут)
|
Работая в разных группах, вы, я думаю, ощутили свою принадлежность к этой группе. Может даже были похожими на кого-то, подражали кому-то, и не обиделись, что кто-то был успешнее Вас, - это нормально. Но при этом вы остались самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями.
5.А теперь я попрошу вас прослушать стихотворение.Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…».
Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…
Два понятия все время идут рядом: добро и зло.
Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.
6.На нашей голубой красивой планете живут разные люди: разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи, а кто-то красиво рисует.
У кого-то есть две руки и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но к сожалению, бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две, но одна рука почти не может двигаться.
|
У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности. Среди нас живут люди с ограниченными возможностями здоровья. Среди них много знаменитых людей (слайд).
Мы должны помнить о том, что все мы разные, и у всех есть отличия друг от друга.
7.Зачитывается причти.
Семь чудес света
Однажды в школе проходил урок на тему "Семь чудес света".
Задание заключалось в том, чтобы каждый ученик написал семь чудес света на свой взгляд.
Когда учитель собирал тетради он заметил, что одна девочка еще не закончила. Учитель спросил, не нужна ли ей помощь.
Ученица ответила:
– Да. Я долго сомневалась, какие выбрать. На свете так много чудес.
Тогда учитель предложил зачитать, что она выбрала. Девочка некоторое время колебалась, но решилась прочитать.
– Для меня семь чудес света это:
1. Видеть
2. Слышать
3. Двигаться
4. Осязать
5. Чувствовать
6. Смеяться
7. Любить.
В классе воцарилась тишина.
Стакан молока
Мальчишка был голодный и босой,
Давно не ел, кружилась голова.
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщина выносит..молока!
И тот стакан - дал силы снова жить!
Поверил он - есть в мире доброта!
Минуло много лет... он доктор стал.
Вперед его жизнь потихоньку шла.
Он на обходе женщину увидел,
Ту, что дала когда то молока!
Она была больна, причем серьезно!
Ей срочно операция нужна!
Он жизнь ей спас, все силы приложив,
Живет и побеждает доброта!..
Квитанцию к оплате принесли,
Всю жизнь платить! - подумала тогда,
И взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она!
Оплачен счет! Он рядом написал -
Оплачено стаканом молока!
Мальчик
Однажды во время прилива принесло очень много морских звёзд. Наступил отлив и огромное количество звезд стало высыхать на солнце.
Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море, чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь.
К нему подошёл человек и спросил:
— Зачем ты делаешь это? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет! Оглянись, здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
8.Обсуждение притч в группах, озвучиваются основные мысли причт и связь их с понятием толерантности.
Завершение классного часа хотелось бы закончить стихотворением З. Мостовой
Пожелание
Не забывай дарить тепло,пока ты дышишь,
Не забывай творить добро, пока живёшь!
Всё с чистого листа, не перепишешь
Со временем,ты это всё поймёшь.
Жизнь невозможно повторить сначала,
Ушедших близких тоже не вернуть...
И,как бы жизнь не била,не качала,
Пройди достойно этой жизни путь!
Люби людей, и будешь ты любимым,
Всегда прощай,и будешь сам прощён,
Ведь жизни срок летит неумолимо!
И добрым словом будешь ты польщён!
Идти старайся в ногу вместе с веком,
Не спотыкайся, на ногах держись.
Остаться постарайся ЧЕЛОВЕКОМ,
В круговороте, под названием:"Жизнь"!