В подростковом возрасте резко возрастает интерес к собственному «Я», стремление познать, себя, свои возможности, силы, способности. Самосознание предполагает самооценку. Самооценка собственной личности у подростка начинается с изучения окружающих: он внимательно присматривается к своим товарищам, к взрослым, прислушивается к тому, как другие оценивают те или иные поступки и качества людей, и как бы проецируют эту оценку на самого себя. Однако в силу недостаточности знаний, жизненного опыта самооценка ребят 11 —15 лет, как правило, несовершенна.
Учитывать данную особенность личности подростков особенно важно в спортивной деятельности. От того, насколько правильно тренер оценит возможности юных спортсменов, во многом зависит их отношение к своим результатам, к победам и неудачам. В силу того что подростки склонны переоценивать значение успеха или неуспеха, может быстро закрепиться самоуверенность, зазнайство или постоянная неуверенность в своих силах. В более старшем возрасте это может вызвать значительные субъективные трудности, мешающие спортивному совершенствованию.
; Интенсивное развитие самосознания в подростковом возрасте порождает потребность в самовоспитании. Подростки стремятся стать активными, сильными, смелыми, выносливыми, мужественными. Реальные возможности воспитать у себя качества сильной воли мальчики, например, видят в занятиях боксом, борьбой, фут-
150*
болом, хоккеем. Вот почему в этом возрасте основным мотивом занятий физической культурой и спортом является опосредованный мотив — желание стать физически сильным и волевым. Этот мотив можно легко использовать для овладения разнообразными и сложными двигательными навыками.
|
Важная особенность личности подростка — стремление к самоутверждению, что выражается в самостоятельности мнений, суждений, решений, в желании занять свое место в обществе, и прежде всего в среде сверстников. Поэтому большое значение в жизни подростков имеет коллектив, в котором они учатся, занимаются спортом или каким-либо другим любимым делом. У подростков ярко выражены чувства коллективизма, товарищества, долга и чести. Они быстро усваивают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе сверстников, дорожат общественным мнением товарищей. Чтобы не уронить себя в их глазах, завоевать их уважение, подросток способен на поступки, требующие больших психических напряжений. Вместе с тем он предъявляет повышенные требования к членам своего коллектива, не прощая товарищу проступки, затрагивающие честь коллектива.; Но не всегда подростки правильно понимают сущность дружбы, чести и других нравственных понятий, что может привести к защите товарища, совершившего дурной проступок, к круговой поруке и т. д. Незрелость нравственного сознания проявляется в отсутствии стойких нравственных убеждений. Упорно отстаивая свои моральные убеждения, подросток легко может им изменить, перейдя в другой коллектив, который предъявляет иные моральные требования к своим членам. Различными средствами (беседами, разъяснениями, примерами) нужно добиваться правильного понимания подростками основных нравственных понятий, формируя на их основе полноценное общественное мнение коллектива. Всю воспитательную работу с подростками следует проводить через организацию сплоченного и целеустремленного коллектива. Умело используя его мнение, педагог может добиться выполнения своих требований даже от наименее дисциплинированных учеников.
|
Коллектив подростков имеет более сложную структуру, чем коллектив младших школьников. Отношения в нем складываются по принципу «деловой зависимости», а также симпатии, антипатии, доверия, уважения, равнодушия и т. п. Место каждого члена коллектива в этой системе отношений во многом зависит от нравственно-психологических качеств — мужества, стойкости, готовности к взаимопомощи, поддержке, способности быть хорошим другом и т. п. А то или иное положение в коллективе определяет различную степень эмоционального благополучия в нем каждого подростка. Оказавшись отвергнутым в классе, он стремится найти свое место в другой группе сверстников. Нередко именно такие подростки приходят в спортивные секции, стремясь удовлетворить остро переживаемую потребность в признании товарищей. Эти ребята требуют особого внимания со стороны тренера, нуждаются в поддержке.
Занятия спортом в секциях, в ДЮСШ — одно из действенных
средств перевоспитания «трудных» подростков. Различают несколько групп «трудных». Трудновоспитуемые—подростки, равнодушно относящиеся к учебе, периодически нарушающие дисциплину. Они бывают грубы, нечестны. Эти отклонения чаще всего связаны с некоторым отставанием в психическом развитии, излишней ранимостью, болезненным самолюбием и некоторыми другими личностными особенностями. Педагогически запущенные— это подростки, отрицательно относящиеся к учебе и любой общественно полезной деятельности. Они систематически нарушают дисциплину, нормы морали {прогуливают, дерутся, курят, употребляют спиртные напитки), грубы, ленивы, жестоки. Педагогическая запущенность является, как правило, следствием неблагополучия в семье, когда родители не обращают внимания на воспитание детей. Подростки-правонарушители — это те, кто совершает периодически правонарушения (мелкое воровство, хулиганство), состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Несовершеннолетние преступники — подростки, совершающие уголовные преступления. Правонарушители и преступники отличаются ярко выраженным асоциальным поведением, первопричиной которого являются аморальные семьи, пагубно влияющие на формирование личности ребенка.
|
Среди «трудных» первые две группы составляют большинство. Это подростки, которые чаще всего отвергаются коллективом класса. От перехода в группу социально опасных сверстников их может уберечь активное привлечение к занятиям спортом. Перевоспитание подростка должно опираться на положительные качества его личности, которые могут ярко проявиться, когда он почувствует доброжелательное отношение к себе, увидит реальные перспективы для самовыражения и самоутверждения.