VI.4.2. Умственное развитие




Учебная деятельность в старших классах требует от школьников большой активности и самостоятельности при усвоении знаний, творческого теоретического мышления. Поэтому развитие интеллекта в юности связано с развитием творческих способностей. Это не просто усвоение разнообразной и сложной информации, а проявление интеллектуальной инициативы. Однако тот уровень учебной деятельности, который сложился в средних классах, оказывается часто недостаточным для усвоения программы IX — X классов. Это несоответствие и является движущей силой умственного развития в данный период.

В 15—17 лет у школьников окончательно сформировывается познавательная сфера. Они полностью владеют своими психическими процессами, подчиняя их определенным задачам жизни и

деятельности.

Наблюдение становится более целенаправленным и систематизированным. В развитии памяти преобладает отвлеченное словесно-логическое запоминание, используются различные мнемиче-ские приемы для лучшего запоминания. Внимание становится полностью управляемым. Старшие школьники могут без особого напряжения длительное время сосредоточивать внимание, у них совершенствуется способность к переключению и распределению внимания. Но наиболее существенные изменения происходят в мыслительной деятельности, в характере умственной работы. Учащиеся старших классов в состоянии самостоятельно разобраться в новом учебном материале, написать реферат, объяснить явление, аргументировать, доказать истинность или ложность положений, критически мыслить.

Следует заметить, что все перечисленные положительные особенности характеризуют количественные изменения в интеллектуальной сфере старшеклассников. Качественные сдвиги в структуре мыслительных процессов определяются не тем, какие задачи решают школьники, а тем, как они это делают.

К концу подросткового возраста человек уже способен отделять логические операции от конкретных объектов, классифицировать высказывания по логическому типу, решать поставленные задачи, находить и ставить проблемы. Конечно, не все старшеклассники достигают этого уровня, а достигшие его не всегда используют свои возможности. Новые умственные качества


они чаще всего применяют выборочно, в тех видах деятельности, которые их больше интересуют, профессионально более значимы, а в других могут обходиться умениями, выработанными на более ранних этапах развития.

На уроках физической культуры в старших классах необходимо использовать эти потенциальные психологические возможности. Отдельным учащимся можно давать задания наблюдать за правильностью выполнения упражнений, соблюдением правил другими учащимися с тем, чтобы в конце урока дать их анализ. В таких случаях задача должна ставиться конкретно и четко. Этот прием особенно эффективно можно применять, когда ученики освобождены от урока. Подобные задания не только относительно активизируют освобожденных на уроке, но и приучают к интеллектуальной работе при выполнении физических упражнений.

Требовательность к убедительной аргументации, обоснованности и доказательности, потребность иметь собственную точку зрения необходимо учитывать в работе с юными спортсменами. Если в возрасте 11—13 лет они принимают все предлагаемое тренером на веру, то в старшем возрасте хотят понять, почему именно такая нагрузка им нужна. Неумение учитывать эти особенности может привести к глубокому конфликту между ним и учениками.

Характерным для старшеклассников является избирательное отношение к учебным предметам, определяющееся в основном ий-тересами, связанными с профессиональной направленностью. Как правило, интерес к урокам физической культуры в старших классах снижается, так как потребность в двигательной активности (в отличие от более раннего возраста) уже не переживается так остро. В связи с этим к урокам физической культуры в старших классах предъявляются более высокие требования; они должны удовлетворять не только физическую потребность в движении, но и познавательную (познание возможностей своего организма). Девушки и юноши очень внимательны к особенностям своего тела и внешности, их чрезвычайно интересует, насколько они соответствуют стереотипному образцу мужчины и женщины. Если на уроках физической культуры удовлетворяется потребность в развитии силы, ловкости у юношей, женственности, гибкости у девушек, то отношение к урокам будет положительным.

В тех школах, где физическое воспитание проводится на высоком уровне, где большое место отводится умелой пропаганде и просветительной работе о значении физической культуры для сохранения здоровья, для гармонического развития человека, интерес к урокам физической культуры оказывается достаточно стойким и в старших классах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: