Факторный Кеттелл
форма А и форма В - 187 утверждений
у нас А
форма С для людей со средним образованием - 105 утверждений - 3 альтернативы
A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 + вторичные шкалы (экстраверсии и тревожности)
Матрицы Равена
60 заданий, от 6 до 8 вариантов ответа, сгруппированы по уровням сложности
среднее значение для шкалы IQ - 100 +- 15
Eyzenk Personality Inventory (EPI) Айзенка
ЭКСТРАВЕРСИЯ ИНТРОВЕРСИЯ
НЕЙРОТИЗМ ЭМОЦ.СТАБИЛЬНОСТЬ БЛЯДЬ ЕБАНЫЙ ВРОТ! ОПЯТЬ ДОКЛАДЫ
EPPS - лучше чем 16-факторный опросник
OCEAN - 5-факторный опросник Маккоста и ВИНТЕРНЕТЕНАЙДЕШЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА -- комплекс мероприятий, направленный на выявление уровня развития и индивидуально-психологических особенностей личности как то: особенности мотивации, характерологические особенности, способностей, формально-динамических свойств личности (темперамент), и других, их соответствия требованиям конкретно специальности, должности, организации в целом.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ -- индивид. психолог. особенности личности
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ -- персонал (как действующий, так и потенциальный)
СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ -- тесты, опросники, интеллект. тесты, другие методики для оценки (психомоторных качеств, например)
ТРЕБОВАНИЯ К ИНСТРУМЕНТАРИЮ -- желательно чтобы было руководство к тесту, теоретическая основа методики, описываются этапы конструирования этого теста, описываются психометрические характеристики теста (надежность, валидность), описывается выборка, на которой этот тест проходил апробацию. Надо смотреть насколько выборка репрезентативна по численности и чтоб она была адекватна контингенту, на котором эта методика будет использоваться. Приводятся нормы (на какой выборке они разрабатывались).
Виды тестов:
▪ поп-тесты (космополитен)
▪ коммерческие (не раскрывают ключей) // фирма SHL - погуглить
▪ профессиональные тесты для открытого пользования.
IPIP - вопросы со всех известных опросников (около 1254) - дают тест, но данные надо отсылать им.
1. План
2. Подбор инструментария (исходя из требований, которая предъявляет специальность) - смотрим должностные обязанности - выводим людей на допрос. Профессиографическое анкетирование.
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКАЯ АНКЕТА
1. 3 - 11
2. 4 - 11
3. 3 - 1
4. 4 - 3
5. 5 - 6
6. 3 - 6
7. 4 - 1
8. 4 - 12
9. 3 - 13
10. 2 - 3
11. 3 - 7
12. 3 - 16
13. 4 - 6
14. 5 - 13
15. 3 - 9
16. 3 - 11
17. 3 - 11
18. 4 - 12
19. 3 - 6
20. 3 - 5
21. 4 - 4
22. 4 - 4
23. 3 - 3
24. 2 - 1
25. 3 - 6
26. 3 - 4
27. 4 - 8
28. 3 - 4
29. 4 - 5
30. 2 - 3
31. 2 - 0
32. 3 - 1
33. 3 - 2
34. 3 - 2
35. 2 - 0
36. 2 - 2
37. 3 - 5
38. 4 - 7
39. 2 - 1
40. 3 - 1
41. 2 - 0
42. 2 - 1
43. 2 -
44. 3
45. 2
46. 3
47. 3
48. 2
49. 2
50. 3
51. 2
52. 4
53. 2
54. 2
55. 3
56. 3 - 4
57. 2 - 4
58. 5 - 20
59. 3 - 7
60. 3 - 8
61. 4 - 10
62. 5 - 16
63. 5 - 19
64. 5 - 9
Шесть пятерок, епта!
N=21
Блок мотивации #1 #2
Эмоциональный интеллект
Кристаллизованный интеллект
Логические способности
Эмоциональная устойчивость
Принципиальность
Ответственность
Методико-ценностная ориентацая - модификация методики УСЦД (уровень соотношения ценности и доступности в основных жизненных сферах) - Фанталова Елена Борисовна - 12 ценностей
в методике использованы понятия, означающие терминальные ценности, которые выделил Рокич (18 терминальных (конечных) ценностей и инструментальные ценности.
У Рокича используется ранжирование, а у Фанталовой - техника попарного сравнения
Подвижное, постоянно меняющееся в течение жизни соотношение между двумя "плоскостями сознания".
СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ
1. Активная деятельная жизнь
2. Здоровье (физ/психич)
3. Интересная работа
4. Красота природы и искусства (переживания прекрасного в природе и искусстве)
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
6. Материально-обеспеченная жизЬ (отсутствие материальных затруднений)
7. Наличие хороших и верных друзей
8. Уверенность в себе (Свобода от внутренних противоречий, сомнений)
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, + интелл. развитие)
10. Свобода (как независимость в действиях и поступках)
11. Счастливая семейная жизнь
12. Творчество (возможность творческой деятельности)
Для проведения методики необходимы:
1) стимульный материал (список ценностей)
2) регистрационный бланк
3) время работы не ограничивается, но обычно около 15-20 минут
4) объяснение инструкции
Инструкция:
Перед вами список 12 понятий, означающий основные жизненные ценности.
Так же находятся две треугольные матрицы.
В каждой ячейке матрицы приведены два числа, которые обозначают номера понятий в списке.
Ваша задача - сравнить 2 понятия сначала по верхней матрице, затем по нижней.
В верхней матрице необходимо сравнивать понятия по параметру их важности, значимости ЛИЧНО для ВАС (например, сравниваем понятие 1 и понятие 2, наиболее важную из этих двух обводим в кружочек).
Если вы затрудняетесь сделать какой-либо выбор - все равно сделайте какой-нибудь выбор.
Сравнение производите последовательно (сверху вниз - 1 2, 1 3, и тд)
В нижней матрице - по доступности в настоящий момент
Будут вопросы - задавайте мне.
Обработка результатов:
Подсчитывается количество обведенных в кружок ценностей по 1-ой матрице и заносится в графу Bi, для проверки - сумма значений = 66
Подсчитывается количество обведенных ценностей по 2-ой матрице и заносится в графу Di (матрица доступности).
Bi - Di = проставляется разность с учетом знака (0-12 = -12)
Суммируются все значения по данной колонке и записываются под колонку, обозначаются буквой R
в колонку BKi переносятся значения из колонки Bi-Di более или равные +4
значения суммируются (без учета знака) и рез-т пишется внизу под этой колонкой
в колонку BBi переносятся значения из колонки Bi-Di менее или равные -4
значения суммируются (без учета знака) и рез-т пишется внизу под этой колонкой
в колонку НЗi переносятся все остальные значения от -3 до +3 включительно из колонки Bi-Di
значения суммируются (без учета знака) и рез-т пишется внизу под этой колонкой
для проверки сумма ВКi + сумма BBi + сумма H3i = R
рассчитываются процентные соотношения ВК ВВ НЗ
Интерпретация:
По параметру важности (Вi) ценности делятся на три уровня
1. приоритетный уровень - 11-8 - пишем в порядке их значимости - это смысл жизни человека
2. латентные ценности - 7-4 - на запасном пути
3. незначимые ценности - 3-0
Строится график
по оси Х - шкала из 12 значений (ценности)
по оси Y - баллы от 11 до 0
провести горизонтальную пунктирную линию между 7 и 8, а так же между 3 и 4
Анализируем доступность ценностей
11-8 - легко доступные и практически не обладают никакой мотивирующей силой
7-4 - средне доступные
3-0 - мало доступные
Для выявления значимых различий в уровнях выраженности психологических свойств используется параметрический Т критерий (студента)