Диагностика в работе классного руководителя – это комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом. Основное назначение диагностики состоит в выявлении проблем в развитии, обучении, воспитании школьников, в формулировке задач и планировании работы с классом.
Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концепция, наконец, поведение, поступки учащегося. Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.
Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, воспитателю: наблюдение, опросные методы (анкеты, беседы, интервью), тесты, анализ документов и работ учащихся и др.
Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения – какие именно качества и особенности изучать, а также длительность изучения и способы записи результатов. Например, можно записывать на отдельные карточки в ходе урока, внеурочной работы или после того поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.
Анкеты, беседы и другие опросные методыдают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).
Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств.
Тест – стандартизованное испытание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности. Педагог, как правило, пользуется при тестировании помощью психолога, но некоторые методики может использовать самостоятельно, например методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
Диагностическая карта класса – документ, организующий получение, хранение и использование информации об учениках.Онапредставляет собой таблицу со столбцами и линейками, на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали – все об одном ученике, по вертикали – состояние класса по одному показателю.
В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные. Получение данных требует комплекса методов, это разовый письменный опрос, беседы, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрия, проективные методики и анкеты. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учеников, групп и всего класса, для постановки задач и разработки плана, программ воспитания.
Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
2. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности
3. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
4. Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо.
5. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
6. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Планирование воспитательной работы классного руководителя.
Планирование – процесс определения воспитательных задач классного руководителя и средств их решения. Обозначив конкретные проблемы-задачи в работе с классом, педагог составляет свою программу, план воспитательной работы – это перечень задач и дел с группой и/или отдельными учениками, а также с учителями класса и родителями на определенный период времени (от четверти до года).
Состав и структуру плана определяет педагог. Методисты рекомендуют внести такие разделы в план работы классного руководителя:
– демографическая и психолого-педагогическая характеристика класса;
– план-сетка на полугодие по направлениям работы и календарным
срокам, где указаны конкретные дела с классом;
– работа с учителями и родителями;
– индивидуальная работа с трудными учениками.
Приступая к составлению плана, педагог, классный руководитель должен знать и учесть следующие источники планирования воспитательной работы:
• государственные, региональные и местные документы об образовании, воспитании;
• педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания и планирования;
• план учебно-воспитательной работы школы;
• данные диагностики учащихся;
• рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников класса;
• текущие и ожидаемые события в мире, стране, городе и селе.
К составлению плана могут привлекаться родители и ученики. Учитель должен идти навстречу желаниям учеников и помнить вместе с тем о своих задачах – обеспечивать развитие и воспитание детей.
В школьной практике известны два основных вида плана: перспективный и календарный.
Перспективный план на год включает в себя, как правило, краткую характеристику класса, групп и отдельных учащихся, цель и задачи воспитательной работы и перечень основных дел по направлениям воспитания (умственное, экономическое, политическое, нравственное, правовое и т.д. воспитание), указаны сроки, ответственные участники дел.
Чаще всего в практике воспитательной работы школы используется календарный план-сетка. Он удобен для повседневной работы, но не видна перспектива, не просматривается логика воспитательного процесса, трудно прослеживается задача всестороннего развития детей. В практике воспитателей апробирована идея перспективно-календарного планирования,в которой могут быть реализованы достоинства и того, и другого планов [Л. И. Маленкова].
Методика планирования. Первый шаг классного руководителя – это определение порядка и сроков действий по разработке плана. Чтобы деятельность классного руководителя и других участников планирования была целенаправленной, упорядоченной и эффективной, необходимо спланировать совместную деятельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Процессы планирования в образовательном учреждении и его структурных подразделениях должны протекать сопряженно.
Второй шаг в деятельности по планированию воспитательного процесса в классе – это анализ воспитательной работы за прошедший учебный год.В современной практике классного руководства наблюдается несколько подходов к проведению анализа воспитательной работы, например:
– описательный (описываются и анализируются события по принципу «что вижу, то пою»);
– полярно-оценочный (анализируются положительные и отрицательные моменты);
– проблемный (выделение и анализ проблем и противоречий педагогического процесса);
– системный (анализ педагогического процесса в совокупном единстве и взаимодействии всех его компонентов: субъектов, целей, содержания, средств);
– личностно ориентированный (акцент в анализе делается на таких аспектах, как развитие личности ребенка; становление и проявление индивидуальных особенностей школьников; личностные достижения учащихся и пр.).
Третий шаг классного руководителя в деятельности по составлению плана воспитательной работы – это моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нем. Под образом класса понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества.
Четвертый шаг в составлении плана воспитательной работы – это коллективное планирование. В коллективном планировании жизнедеятельности класса участвует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества.
Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию являются уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы.