Голицынское барокко
Голицынское барокко - 1 из стилевых вариаций ("пошибов") в рамках русского барокко, связанная с именем князя Бориса Алексеевича Голицына, единомышленника Петра I и сторонника европеизации русской культуры. Его прозападные взгляды выразились, в т.ч., в возведении в подмосковных имениях построек, близких к западноевропейской архитектурной традиции.
Голицыны в постройках петровского времени до конца отказались от сохранения общепринятого силуэта русского храма, позаимствовав из арсенала западноевропейского барокко трудный лепной декор. Манифест нового стиля - церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах (1690-1704) - была увенчана не стандартным куполом, а золочёной короной. Иные типичные постройки - Знаменская церковь в Перово (1705) и Никольская церковь в Полтево (1706). Все эти здания в плане не крестово-купольные, а эллиптические, более напоминают ротонды.
Архитекторы голицынских построек неизвестны, однако возможно предположить непосредственное участие в их возведении западноевропейских зодчих, которые - в отличие от доморощенных мастеров московского барокко - не отталкивались от украинско-белорусской барочной традиции. Различие голицынских построек от петровского барокко состояло в том, что они ориентировались не на североевропейские (шведские, голландские), а на австрийские образцы (которые, в собственную очередь, следовали итальянским прототипам).
Т.к. голицынское барокко не вписывалось в московское архитектурное пространство того времени, резко контрастируя с ним, стиль не заполучил дальнейшего распространения в РФ и не сумел оказать заметного влияния на развивавшееся в течение XVIII века искусство русского барокко.
|
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах вобрала в себя элементы итальянской, немецкой, шведской, французской и русской архитектуры. Обилие архитектурных деталей и резьбы - витиеватых колонн, завитков, виноградных кистей, цветов, листьев, а также скульптуры ангелов и святых - делают храм уникальным образчиком церковного зодчества. Вместо традиционного купола церковь венчает золотая корона.
Храм возводился из известняка по заказу Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя Петра Великого, в течение полутора десятков лет. Строительство религиозного сооружения было завершено в 1703 году, а год спустя его освятили. Он является частью архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных, Потёмкиных и Дмитриевых-Мамоновых. Высота церкви составляет 42 метра; она включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм мученика Иоанна Воина на Якиманке
Церковь звестна с 1625 г. по патриаршим книгам, деревянная. Стояла она не на нынешнем месте, а среди мостовой, где до 1928 г. была каменная часовня. В 1709 г., весной, подмыло гору, и велено было храм перенести на взгорье. 10 июня 1711 г. в юго-восточном углу трапезной устроен придел Гурия, Самона и Авива.Главный храм известен с 1713 г., освящен 12 июля 1717 г. В 1754 г. была выстроена великолепная нынешняя ограда с железными решетками. ПриделДимитрия Ростовского в северо-восточном углу трапезной известен с 1772 г. В 1791 г. сооружен новый величественный иконостас по проекту В.И.Баженова. В середине XIX в. он разобран из-за того, что загромождал сравнительно небольшую церковь, и сделаны новые ампирные иконостасы приделов. Новое освящение было 30 сентября 1862 г. В 1928 г. вместо прежнего поставлен иконостас 1705 г. из церкви Трех Святителей у Красных ворот.
|
В 1708 г. Петр I проезжал весною по Якиманке, увидал затопленную водой церковь Иоанна Воина, стоявшую на низменном месте, и распорядился построить ее вновь на возвышении; сам прислал план для храма и денежный вклад на построение. Церковь начали строить в 1709 г. и окончили в 1717 г.. На старом месте поставлена памятная часовня, разрушенная после 1917 г. Церковь построена на средства прихожан. По преданию, выстроена по проекту, утвержденному Петром I, в честь победы русских войск под Полтавой.
Церковь выстроена в 1709 - 1717 гг. (трапезная и колокольня, как полагают некоторые исследователи, не одновременны храму). По преданию, сооружена на вклад Петра I и по его распоряжению, с использованием его чертежа. Сходство ряда деталей церкви (полукруглые фронтонные завершения посередине карниза, пилястры на ребрах восьмерика, волюты, балконы с балюстрадами, обрамления порталов) с деталями Меншиковой башни, а также высокие художественные достоинства памятника позволяют приписывать его И.П.Зарудному. Церковь Иоанна Воина принадлежит к числу лучших произведений раннепетровской архитектуры в Москве. Внутри храма создается обширное внутреннее пространство. Иконостас был выполнен в начале XVIII в. Ограда храма с красивой кованой решеткой относится к 1746—1758 гг.
|
М.Ильин в своих путеводителях «Москва» (два издания - 1963 и 1970 гг.), а также в других книгах писал, будто бы в церкви Иоанна Воина стоит иконостас из церкви Воскресения в Кадашах - однако это утверждение ошибочное, им же самим исправленное в 1979 г.
В панораму показа произведений искусства включается и один из прекрасных архитектурных памятников Москвы XVIII столетия - здание церкви Иоанна Воина в Якиманском переулке, которое как бы парит над низменным москворецким берегом. Как и многие старинные русские церкви, она была поставлена на выгодном для обозрения месте, выбранном, по преданию, самим Петром I.
В 1709 г. было начато строительство и через четыре года закончено вчерне; внутренняя отделка продолжалась до 1717 г.
Этот храм - один из тех архитектурных памятников, которые, по выражению И.Э.Грабаря, сотворены «мощной архитектурной волей». Он выделял в Москве целую группу почти идентичных памятников - Меншикову башню, собор Заиконоспасского монастыря, церковь Иоанна Воина и некоторые другие, построенные в начале XVIII в., предполагая, что в их проектировании принимал участие один и тот же архитектор - И.П.Зарудный. Все они характеризуются использованием новых декоративных форм - волют, полукруглых завершений карнизов, при сохранении основных объемных построений, свойственных русской архитектуре предшествовавшего периода.
В 1754 г. церковь Иоанна Воина была окружена изящной оградой - кованый растительный орнамент как бы оплетал металлические стержни между каменными столбами. В доме священника в 1848 г. жил художник А.К.Саврасов. Церковь обновлялась в 1895 г. При храме с 1804 г. была богадельня на 8 женщин. Доныне сохранился «дом богадельни 1805 г. и дом причта - оба по ул. Димитрова, 48.
,
6 апреля 1922 г. в храме были изъято 10 пудов 22 фунта золотых и серебряных изделий.
В начале 1924 г. в храме Патриарх Тихон рукоположил бывшего ректора Рязанской семинарии во епископа Можайского.
Существующий ныне архитектурный ансамбль создан в XVIII в. в стиле раннего русского барокко. В 1709 г., в память Полтавской победы, на Большой Якиманке, на месте старой церкви, документально известной с 1625 г., был заложен новый каменный храм. Строительство велось по проекту русского зодчего Ивана Зарудного и было закончено в 1713 г. Освящена церковь 12 июля 1717 г. Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским).
Главный алтарь храма посвящен святому мученику Иоанну Воину (память 30 июля/12 августа), Небесному покровителю живших в этой округе (Стрелецкой слободе) в начале XVII в. стрельцов.
В церкви два придела. В 1711 - 1717 гг. устроен правый придел - во имя святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (память 15/28 ноября), в 1772 г. - левый, во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709; память 28 октября/10 ноября и 21 сентября/4 октября).
Главные святыни храма - частицы мощей святой великомученицы Варвары (память 4/17 декабря), 150 святых Вселенской Церкви и в земле Российской просиявших, а также частицы Гроба Господня и земли от Гроба Господня, Ризы Господней и Камень из реки Иордан.
Резной иконостас, созданный в 1705 г., перенесен сюда в 1928 г. из церкви Трех Святителей у Красных ворот.
Храмовая икона "Всемилостивого Спаса Смоленского" была некогда над- вратной иконой Фроловских ворот Московского Кремля, известных как Спасские.
С 1754 г. храм окружает кованая барочная ограда.
В 1969 г. М.Л.Богоявленский записал со слов старой прихожанки, что в 1922 г. священник этой церкви о. Христофор был арестован при изъятии церковных ценностей - его взяли на квартире, когда он пил чай и успел лишь попросить: «Дайте хотя бы допить чай». Вскоре его расстреляли. Это о. Христофор Надеждин, ум. в мае 1922 г.
В отдельном киоте у южной стены Дмитровского придела установлен переделанный из разрушенной церкви Иоакима и Анны, стоявшей на той же улице, храмовый образ св. Богоотец Иоакима и Анны с 80 житейными клеймами в два ряда.
В храме есть чтимый образ великомученицы Варвары с частицей ее мощей, а также образ Спаса Смоленского, по преданию, со Спасских ворот Кремля. 1 мая 1984 г. дом - богадельня церкви Иоанна Воина, стоявший на государственной охране вместе с церковью под № 14, был преступным образом снесен при расширении ул. Димитрова. После того, как гос. инспекция по охране памятников подняла вопрос о наказании виновных, стройтрест пообещал лишь «построить новую богадельню церкви» (в то время, когда она до сноса уже ей не принадлежала, перейдя в руки реставрационной организации). Кроме того, было сообщено, что богадельню снес неизвестно кто по собственному почину и следов его найти невозможно.