Организационная структура урока. В.П. АСТАФЬЕВ «СТРИЖОНОК СКРИП»




Уроки 92–94.

В.П. АСТАФЬЕВ «СТРИЖОНОК СКРИП». ГЕРОИ РАССКАЗА. деление текста на части, составление плана,выборочный пересказ.

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: прививать интерес к чтению; учить приемам, способствующим отработке умения выразительно читать, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; расширять кругозор учащихся; развивать наблюдательность, любознательность; помочь открывать «тайны» природы
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»; научатся: анализировать поступки героев, давать характеристику; вести внутренний и внешний диалог как необходимое и достаточное условие развития творческих способностей детей, задавать вопросы: креативные, когнитивные, экстенсивные, доказывать или опровергать утверждения, аргументировать свою точку зрения Метапредметные: Познавательные: сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Из книг, принесенных детьми, организуется выставка. – Посмотрите, сколько замечательных, удивительных «гостей» у нас сегодня на уроке. Обо всех них, об их характерах, привычках, вкусах, мечтах мы узнаем, прочитав рассказы Е. И. Чарушина. Далее учитель отбирает те книги, в которых иллюстрации выполнены автором. – Рисунки в этих книгах (показ) выполнены самим Е. И. Чарушиным. – Глядя на рисунки, что вы можете сказать о человеке, который их выполнил? – Какими вам представляются животные, изображенные Евгением Чарушиным? – О ком бы вы хотели прочитать на уроке? Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся показывают рисунки, выполненные ими дома, рассказывают о том, каким они представляют полюбившееся им животное, зачитывают отрывок из рассказа Е. И. Чарушина «Кабан», в котором дано описание данного обитателя зоопарка. Выразительно читают или пересказывают один из рассказов Е. И. Чарушина, который им больше всего понравился. Примечание.Если для выразительного чтения несколько учащихся подготовили один и тот же рассказ, то целесообразнее, чтобы дети прочитали его по частям. Если ученики захотели пересказать рассказ, то следует требовать от них подробного пересказа, близкого к тексту, передающего поведение, характер того героя, о котором идет речь. В том случае, если учащиеся по своему желанию выполнили рисунки к прочитанным ими рассказам Е. И. Чарушина, организуется выставка «портретов», которую можно назвать: «Тюпа, Томка и другие…» Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией В. П. Астафьева Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Завершает раздел «Природа и мы» рассказ Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип» Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора Рассказывает о творчестве В. П. Астафьева, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Виктор Петрович Астафьев стал писать после войны, а о том, что побудило его это сделать, он сам вспоминал так: «После войны занимался в литературном кружке одной уральской газеты. Там я прослушал однажды рассказ кружковца, который взбесил меня надуманностью и фальшью. Тогда я написал рассказ о своем фронтовом друге». Большинство произведений В. Астафьева о войне и… о природе. Его произведения отличает искренность и правдивость. С повестями, романами В. Астафьева вы познакомитесь позже, а его рассказы о природе «Капалуха», «Пищуженец» вам уже известны. А сегодня нас ждет встреча с маленьким, но очень любознательным стрижонком по имени Скрип Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет писателя. Задают вопросы о его творчестве Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем.     Первичное чтение произ-ведения Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Подберите синонимы к словам «мерцала», «серьезный», «угревшись», «потухло».     – Подберите антонимы к словам «мерцала», «строгий», «тревога».     Учитель читает рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». – От чьего лица ведется рассказ?   – Назовите героев произведения.   – Какими вы представили себе стрижат? – Какова мама-стрижиха? – Что вы узнали о жизни стрижей из рассказа? – Так кто же был стрижонок Скрип? – Как сложилось его детство?   – Какое чувство пробудила в вас эта история? – Что понравилось вам в этой истории? – А я обратила внимание на то, как мама заботливо ухаживала за своими детьми. Она была большая труженица. Я подумала о дальнейшей судьбе Скрипа. Мне кажется, он вырастет сильным и вернется назад в свое гнездо. Жаль маму, жаль и неопытного стрижонка, но он не один. Вот это важно. Он всегда найдет поддержку у стаи Работают с толковым словарем. Бесцеремонно – беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости.   Подбирают синонимы к словам: – Мерцала – светилась. – Серьезный – вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный. – Угревшись – согревшись. – Потухло – погасло, прекратилось. Подбирают антонимы к словам: – Мерцала – мрачнела, темнела. – Строгий – ласковый. – Тревога – покой, спокойствие. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Герои рассказа – стриж Белое брюшко, стрижонок Скрип, стрижиха-мама, стрижата.     – Стрижонок рано лишился отца, а потом и матери. – Эта история грустная. – Понравилось, что стрижи не оставили осиротевших птенцов одних, не дали им умереть. Вожак Белое брюшко заменил им маму. Понравилось самостоятельность стрижонка Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре
V. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Как родился стрижонок?   – Какие слова автор употребляет?   – Прочитайте, как повел себя стрижонок? – Хорошо ли ему было в гнездышке? Зачитайте отрывок. – Прочитайте отрывок о том, как вели себя птенцы без мамы? – Зачем улетела мама? – Понравилась ли стрижонку капелька дождя?   – А как вела себя мама?   – Вот мы с вами прочитали первую часть рассказа и увидели, что в ней тоже есть маленькие законченные смысловые части. – За что мама-стрижиха наказывала Скрипа? – Когда Скрипу становилось жутко? Почему? Как об этом сказано в рассказе? Прочитайте. – Какова стрижиная стая? Прочитайте, как о ней говорит писатель. – Какие чувства вы пережили? – Какой оказалась стрижиная стая? – Что нового узнали о жизни стрижей? – Прочитайте о том, как стрижи учат своих птенцов летать. – Что пережил Скрип во время «учебных полетов»? – Какая беда приключилась со Скрипом? – Как он вышел из этого положения? Как это его характеризует? – Что понял Скрип? Чему научился? – Как изменился Скрип? Прочитайте. – Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето…». Проводит графический диктант. – Если высказывание верное, то поставьте знак «+». Если высказывание неверное, то знак «–». – Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу. – Какие пословицы подходят к рассказу? • Один за всех, все за одного. • Мир не без добрых людей. • Учись смолоду – пригодится в старости. • Делу – время, потехе – час. • Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Стрижонок вылупился из яичка в темной норке и удивленно пискнул. – Автор использует слова «вылупился», «пискнул». – «Стрижонку было тепло и уютно рядом с мамой. Он сначала испугался, а потом успокоился».   – Они пищали, беспокоились и звали маму.   – Мама искала пищу птенцам. – Стрижонок жалел, что капля мала. Она была очень вкусная. – Мама радовалась, что Скрипу нравилась капелька и полетела за другой. Заполняют таблицу. Выполняют взаимопроверку в парах.
Высказывание Ответ
Стрижонок вылупился из яичка в темном гнезде и удивленно пискнул
Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала ее Скрипу – первому стрижонку +
Понял стрижонок, какая у них серьезная и строгая мама +
Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало
Скрип был любопытный стрижонок +
Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом – разбойником коршуном
Стрижи – очень дружный народ +
Скрип сразу сделал себе глубокую норку
Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето +
Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников
VI. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Выписать эпитеты, использованные для описания лебедей и стрижей из произведения «Приемыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка и «Стрижонок Скрип» В. П. Астафьева. Взять в библиотеке книги рассказов М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, принести их на урок Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Что вы открыли для себя, читая рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»? – Что вы чувствовали, переживали? – Изменил ли что-то в вас наш урок? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: