Налоговая политика и ее цели




 

 

Налоговая политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Основными рычагами налоговой политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Инструментарий налоговой политики включает манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Государство, во-первых, собирает деньги с помощью налогов, во-вторых, тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

В теории и практике налогового регулирования развитых стран налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому).

Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов.

Типы налоговой политики:

1. Дискреционная налоговая политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогообложения. В период подъема создается бюджетный излишек.

2. Недискреционная налоговая политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:

1. Фискальная - формирование доходов бюджета,

2. Экономическая – регулирование экономики,

3. Социальная – снижение неравенства в доходах,

4. Экологическая – рациональное использование природных ресурсов и защиты окружающей среды,

5. Контрольная – проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике,

6. Международная – заключение с другими странами соглашения об избежании двойного налогообложения, снижения таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.

Следовательно, налоговая политика по своему содержанию охватывает выработку концепции налоговой системы, определение направлений и принципов налогообложения и разработку мер, направленных на достижение целей социально-экономического развития общества.

 

3. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

 

Налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государство, его задачам, целям проводимой экономической политики.

В основу построения налоговой системы Беларуси положены следующие принципы:

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), не предусмотренные Налоговым Кодексом.

3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате:

- наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь,

- ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь

- создающих препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым Кодексом и таможенным законодательством.

Система налогов в Республике Беларусь представлена двумя группами налогов (республиканские и местные), а также особыми режимами налогообложения.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль;

- налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на недвижимость;

- земельный налог;

- экологический налог;

- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

- сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

- оффшорный сбор;

- гербовый сбор;

- консульский сбор;

- государственная пошлина;

- патентные пошлины;

- таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

- налог за владение собаками;

- курортный сбор;

- сбор с заготовителей.

Особые режимы налогообложения применяются для плательщиков:

- налога при упрощенной системе налогообложения;

- единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

- единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

- налога на игорный бизнес;

- налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

- налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

- сбора за осуществление ремесленной деятельности;

- сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Законом «О республиканском бюджете» выделяются ежегодно виды закрепленных и регулирующих налогов. Закрепленными являются:

- за республиканским бюджетом

- налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр,

- акцизы,

- экологический налог,

- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов и др.

- за местными бюджетами:

- подоходный налог

- налог на недвижимость

- земельный налог,

- единый налог с индивидуальных предпринимателей

- единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции,

- налог при упрощенной системе и др.

Основными регулирующими налогами являются налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

Наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей занимают косвенные налоги, а именно НДС.

Характерные черты налоговой системы Беларуси:

- основывается на правовой базе, а не на подзаконных нормативно-правовых актах различных министерств и ведомств. Принят и действует Налоговый кодекс: общая и особенная части,

- при ее разработке использовался мировой опыт построения налоговых систем, что нашло отражение в делении налогов на республиканские и местные (т.е. реализован территориальный принцип построения налоговой системы), а также в видах используемых налогов (они характерны для большинства стран, в Беларуси нет ни одного налога, который взимался бы только в Беларуси),

- построена по единым принципам и единому механизму исчисления и сбора налогов,

- налоги четко распределены по звеньям бюджетной системы, выделены виды закрепленных и регулирующих налогов,

- местным органам власти представлена налоговая инициатива в рамках налогового законодательства (например, имеют право повышать (понижать) ставки земельного налога и налога на недвижимость не более чем в 2 раза),

- установлена законом четкая последовательность при уплате налогов,

- сочетаются два основных вида налогов (прямые и косвенные), доминирует косвенное налогообложение.

В налогообложении Беларуси:

- включаются в отпускные цены либо увеличивают их уровень: НДС, акцизы, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог при упрощенной системе;

- относятся на затраты: земельный налог, экологический налог, налог на недвижимость, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, отчисления в ФСЗН и Белгосстрах, отчисления в инновационные фонды, сбор с заготовителей,

- относятся на прибыль (доходы): налог на прибыль, налоги на доходы,

- относятся на чистую прибыль: налоги за сверхлимитное использование, потребление (земельный налог, экологический налог, налог за добычу природных ресурсов, налог на недвижимость, экономические санкции по результатам налоговых проверок).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: