Лабораторная работа. Работа в компьютерных сетях.
Цель: Формирование представлений о работе в компьютерных сетях. Освоить технологию работы с WWW средствами браузеров.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
MS Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera – программы-браузеры для навигации в WWW и просмотра Web-страниц.
Web-страница – документ, содержащий форматированный текст, мультимедийные объекты (графика, звук, видео), ссылки на другие Web-страницы или иные ресурсы Internet.
В самом верху окна браузера расположена строка заголовка с названием программы и наименованием открытого документа. Ниже строки заголовка находятся строка или панель меню, панели инструментов (панель навигации и панель закладок). На панели навигации имеется адресная строка, в которой отображается адрес (URL) открытого ресурса.
Адресная строка используется для ввода адреса (URL) ресурса, к которому необходимо получить доступ. Если при этом содержимое загружаемого ресурса не помещается в отведенное поле просмотра, то в центральной части рабочего окна программы появляются вертикальная и горизонтальная полосы прокрутки.
URL (универсальный указатель ресурсов) – адрес любого файла в Internet. В URL содержится название протокола, по которому нужно обращаться к файлу, адрес компьютера с указанием, какую программу-сервер запустить на нем, и полный путь к файлу.
Пример URL:
https://www.fio.by/predmet/psihologia.php – адрес полезных ресурсов по психологии, расположенного в папке predmet на Web-сервере Республиканского центра Интернет-образования.
Под панелью навигации расположена панель закладок, которая содержит Последние заголовки, т.е. ярлыки на различные ресурсы Internet. Для их загрузки необходимо щелкнуть мышью по какому-либо ярлыку на панели.
|
Внизу рабочего окна находится строка состояния, в которой отображается информация о действиях, выполняемых в браузере.
Загрузка Web-страницы по известному адресу.
Перемещение по гипертекстовым ссылкам.
Загрузка Web-страницы по известному адресу осуществляется следующим образом:
В адресную строку пользователь вводит Адрес URL ресурса, к которому хочет получить доступ. Если адрес введен правильно, соответствующий сервер работает, и требуемый файл на нем имеется, через некоторое время браузер отобразит указанную Web-страницу в своем окне.
Далее все определяется содержимым Web-документа. Гипертекстовые ссылки выделяются другим цветом и подчеркиванием. В качестве гиперссылки могут быть использованы рисунки и всевозможные кнопки.
Гипертекстовая ссылка – выделенная часть документа, реализующая переход к другому документу.
Отличительной особенностью ссылки является тот факт, что при наведении курсора мыши на гиперссылку он превращается в “указующий перст”. При этом в строке состояния браузера появится адрес ресурса, на который указывает ссылка. Это очень удобно, поскольку по URL можно сразу сориентироваться, находиться ли ресурс на том же сервере или нет, а также определить действие по выбору гиперссылки. Если это ссылка на Web-страницу (HTML-документ), она, как правило, будет загружена в текущем окне браузера вместо просматриваемой страницы. Иногда при выборе гиперссылки для ее просмотра автоматически создается новое окно. Вы настроили браузер на создание новой вкладки! Таким образом, выбирая щелчком мыши, заинтересовавшие вас ссылки, вы путешествуете по всемирной паутине. При этом браузер сохраняет файлы с просмотренных страниц в специально выделенной папке на диске локального компьютера. Вы настроили браузер на сохранение файлов на вашем диске! Поэтому есть возможность быстрого перехода между посещенными в данном сеансе страницами с помощью кнопок Назад или Вперед, имеющимися в инструментарии у любого браузера.
|
Задание 1. Работа с браузером Mozilla Firefox. Поиск информации в локальной сети университета.
1. Загрузите браузер и просмотрите элементы окна программы.
2. Отобразите панель навигации.
1. Нажмите Вид / Панели инструментов / Настроить…
2. Добавьте кнопку Закладки на панель закладок.
3. Загрузите страницу https://www.vsu.by и сделайте эту страницу домашней: Инструменты/Настройки…/вкладка Основные/ в разделе Домашняя страница в поле Адрес: введите www.vsu.by и ОК.
3..Просмотрите страницу, пролистывая ее и выбирая ссылки. Ознакомьтесь с компонентами веб-страницы.
4. Выберите ссылку Научная библиотека ВГУ (https://www.lib.vsu.by).
5. Введите свой логин и пароль для получения доступа к ресурсам сайта.
6. Нажмите ссылку Перейти в ресурсы
7. Используя поисковые средства электронного каталога (Е-каталог), найдите на сайте библиотеки и скопируйте в документ MS Word следующую информацию:
· перечень нескольких статей по двум ключевым словам;
· список книг одного автора;
· сведения о книгах по определенной тематике.
Сохраните информацию в виде файла Poisk.doc в своей папке.
8. Вернитесь на страницу Ресурсы и выберите ссылку Учебные материалы преподавателей ВГУ.
|
9. Выберите метод поиска: по дисциплине и просмотрите материалы по изучаемым в этом семестре дисциплинам.
10. Перейдите на домашнюю страницу. Найдите расписание занятий вашего факультета.
11. Запишите в Poisk.doc ваше расписание на следующий день.
Задание 2. Основы работы в СДО “Moodle”.
1. Откройте страницу https://www.sdo.vsu системы дистанционного обучения « Moodle ». Введите свой логин и пароль в разделе Вход.
Воспользуйтесь окном поиска курса (расположено в конце списка раздела Категории курсов), введите в поле Название курса текст Moodle для студента (или часть этого названия) и нажмите кнопку Применить.
2. Из списка курсов выберите нужный курс (кликните по названию курса). При первом обращении к курсу вам будет предложено записаться на курс. Нажмите кнопку ДА в появившемся окне и введите кодовое слово (узнайте у преподавателя).
3. В окне с материалами курса ознакомьтесь с разделами:
· Как войти в систему MOODLE ВГУ? и
· Поиск курсов в СДО MOODLE ВГУ.
4. Изучите темы:
· ПИКТОГРАММЫ,
· ТЕСТЫ.
5. Пройдите тест из темы КОНТРОЛЬ. Просмотрите результат и сообщите его преподавателю.
6. Примите участие в опросе.
7. Вернитесь на главную страницу MOODLE.
8. Отправьте сообщение какому-либо пользователю, находящемуся в системе.
9. Завершите работу с СДО MOODLE (нажмите ссылку Выход рядом со своей фамилией).
Сохранение адреса текущей страницы в виде закладки
Работа со списком закладок
В процессе путешествия по Всемирной паутине вы обязательно найдете страничку, на которую захотите отправиться еще раз. Для этого нужно запомнить ее адрес. Первый способ – взять ручку и переписать в свой блокнотик URL документа. Тогда в следующий сеанс работы придется вводить его вручную в адресное поле. Но если адрес очень длинный, велика вероятность записать или напечатать его неправильно. Лучшей альтернативой является возможность сохранения адреса текущей страницы под псевдонимом (именем) в виде закладки в специальной папке.Тогда все, что нужно будет сделать в следующий раз для посещения нужного документа – это выбрать его псевдоним из списка составленных вами закладок.
Сохранение информации, размещенной на Web-странице
Основу Web-страницы составляет HTML-файл, который интерпретируется браузером. Поэтому командой Файл/Сохранить как… нельзя сохранить полностью весь Web-документ на локальном диске для последующего просмотра в автономном режиме (режиме off-line), т.е. при отключении от сети. Результатом выполнения команды Сохранить как… является сохранение только текстовой информации со страницы.
Иногда Web-документ имеет фреймовую структуру. При просмотре такой страницы рабочая область окна браузера разделяется на несколько самостоятельных частей (фреймов) с собственными полосами прокрутки. В каждый фрейм грузится свой HTML-документ. Обычно один из фреймов содержит ссылки на различные документы, отображаемые в другом фрейме. Таким образом, часть просматриваемой страницы со своеобразной структурой Web-сайта остается неизменной. Подобный способ представления информации очень удобен для посетителя, однако, сохранение данных из фрейма поддерживается не всеми браузерами. Кроме того, некоторые серверы подкачивают информацию на страницу динамически из баз данных. В этих случаях самым надежным способом сохранения нужной информации является предварительное ее выделение с помощью мыши и последующее копирование в буфер обмена Правка/Копировать. Из буфера обмена информацию можно немедленно вставить в документ текстового процессора MS Word, увидеть результаты копирования и сохранить информацию в нужном формате.
Для сохранения отдельных мультимедийных объектов нужно использовать команду Сохранить как… из контекстного меню, вызванного для данного объекта.
Примечание: Основными графическими форматами в Internet являются GIF и JPEG (расширение JPG).
Браузеры позволяют сохранять Web-страницу целиком. В этом случае в указанном вами месте на локальном (сетевом) диске под заданным именем сохраняется HTML-файл и создается специальная папка с именем заданное_имя.files, куда переписываются все мультимедийные объекты со страницы.
Задание 3. Работа с закладками
1. Загрузите страницу Web-сайта Библиотека Максима Мошкова https://www.lib.ru
2. Cохраните адрес текущей страницы в виде закладки в новой папке Интересные сайты: Закладки/ Добавить страницу…/ Папка: 6/ Выбрать…кнопка Создать папку…/ введите: Интересные сайты/Ок/Ок.
3. Перейдите по ссылке Культура, … София, …логия/ Психология.
4. Найдите на текущей Web-странице информацию о психологических тестах: Правка /Найти на этой странице…/ в поле Найти…введите тесты/ нажмите Подсветить все.
5. Перейдите по ссылке Effecton.ru: Психологические тесты /Обработка и анализ данных.
6. Используя буфер обмена, перенесите информацию «Выбор данных» в текстовый процессор MS Word.
7. Сохраните информацию в виде файла Анализ.doc в своей папке.
8. Завершите работу с MS Word.
9. Вернувшись в рабочее окно Mozilla Firefox, сохраните текст текущей страницы в виде файла в формате HTML в своей папке: Файл/ Сохранить как…/ откройте свою папку / в поле Имя файла введите: Любознательным / выберите тип файла: Веб-страница, только HTML (*.htm, *.html)/ кнопка Сохранить.
10. Просмотрите сохраненный файл с помощью Mozilla Firefox: Файл/ Открыть…/ кнопка Обзор… /откройте свою папку/ выберите Тип файлов: Файлы HTML/ выберите Любознательным / открыть.
11. Перейдите по любой ссылке и прочитайте отрывок из любой статьи.
Задание 3. Поиск в ресурсах Интернет
1. Загрузите страницу Web-сайта Библиотека Максима Мошкова с помощью закладки из папки Интересные сайты: Закладки/ Интересные сайты/ щелчок по нужной закладке.
2. Перейдите по ссылке Как найти себе идеального партнера.Часть 2 в разделе Виктор Луговский. Психология отношений.
3. Сохраните любой рисунок, расположенный на текущей странице в виде файла в своей папке: щелкните правой кнопкой мыши по рисунку /в контекстном меню выберите Сохранить изображение…/ откройте свою папку/ в поле Имя файла введите Рисунок/ кнопка Сохранить.
4. Просмотрите сохраненный файл с помощью браузера: Файл/ Открыть файл…/ откройте свою папку/ выберите тип файлов: Все файлы/ выберите файл Рисунок/ кнопка Открыть/ Ок.
5. На новой вкладке браузера (Файл / Новая вкладка) откройте страницу официального сайта Республики Беларусь https://www.belarus.by. Выберите язык отображения информации (английский, русский или белорусский). Прочитайте новости сайта.
6. Воспользуйтесь online-услугами ресурса www.analizpisem.ru, который анализирует настроение и эмоциональное состояние человека на основании текста его email-сообщения, а также просмотрите интерактивную презентацию программы Анализ Писем 1.4.
Программа позволяет получить следующую информацию:
психологическое состояние автора в момент написания письма,
рекомендации относительно того, как лучше реагировать на это письмо,
исследовать, качественно ли Вы излагаете свои мысли, составляете рекламные материалы или резюме. Сохраните адрес страницы в виде закладки в папке Интересные сайты. Найдите на этом сервисе Анализ известных писем. Скопируйте их в файл Poisk.doc.
7. С помощью любой информационно-поисковой системы (Rambler, Yandex, Google и др.) найдите в Интернете и сохраните в файле Perevod.doc:
7.1. перевод на русский язык следующего текста: The history of Belarus dates back to the Stone Age;
7.2. перевод на белорусский язык главной страницы сайта университета.
8. Завершите работу с браузером и открытыми Вами приложениями.
Контрольные вопросы:
1. Какие программы-обозреватели Вам известны? Для чего они предназначены?
2. Как отобразить/отключить панели инструментов в браузерах?
3. Дайте определение URL. Как загрузить веб-страницу по ее URL -адресу?
4. Как выбрать кодировку символов веб-страницы?
1. Как изменить домашнюю страницу?
2. Как создать закладки на часто посещаемые страницы?
3. Какие способы копирования информации с веб-страницы Вы знаете?
5. Как найти информацию на открытой веб-странице?
4. Какие информационные ресурсы локальной сети университета Вы знаете?