Высшее образование в Германии.




Существуют государственные и частные университеты в Германии, хотя количество последних невелико.

Срок обучения в государственных вузах Германии от 4 до 10 лет. Это зависит от выбранной специальности и вуза. Срок обучения в частных вузах Германии от 3 до 5 лет.

Все немецкие вузы можно разделить на несколько типов:

1. Университеты (Universitaten). В настоящее время современный немецкий университет - это научный и учебный центр с очень широким спектром факультетов и специальностей.

2. Технические университеты (Technische Universitaten). Данные университеты в основном предлагают обучение на технических, естественнонаучных, экономических специальностях.

3. Институты (Fachhochschulen). Институты возникли на базе инженерных школ, и готовят специалистов более чем 100 направлений: программистов, инженеров, экономистов и др.Данный тип вузов дает более прикладное образование и за более короткий срок, чем классические университеты. Из-за практической направленности обучения большое внимание уделяется стажировкам по специальности.

4. Педагогические (Padagogische Hochschulen)

5. Теологические (Theological Colleges)

6. Музыкальные (Musik-Hochschule).В данных вузах Германии обучают будущих музыкантов, работников медиа-индустрии и других представителей творческих профессий.

7. Административные (Verwaltungs-fachhochschulen)

8. Специальные высшие учебные заведения искусства (Kunsthochschulen). В данных вузах Германии обучают будущих художников, дизайнеров, архитекторов и других представителей творческих профессий.

Высшее образование в Германии включает в себя:

1. Базовый (Grundstudium), 3-4 семестра,степень лиценциата (Vordiplom-Преддиплом)

2. Основной (Hauptstudium), 4-6 семестров, степень магистра (Magister Artium) студенты технических специальностей вместо этой степени получают диплом специалиста (Diplom)

3. Дополнительный.

4. Степень доктора.

Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас принятым в 1996 г. федеральным Законом "О высшем профессиональном и послевузовском образовании". В соответствии с ним высшее образование включает три ступени:

1-ая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года,

2-ая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года,

3-я ступень - с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя модель " дипломированный специалист " со сроком подготовки 5 лет и новая - " магистр " со сроком подготовки 6 лет.

Учёба в любом вузе в Германии делится на базовый курс (Grundstudium) и следующий за ним профессиональный курс (Hauptstudium), каждый продолжительностью минимум 4 семестра. Первый завершается сдачей промежуточных экзаменов (Zwischenpruefung) или преддипломного экзамена (Diplom-Vorpruefung). По окончании учебы в вузе Германии в зависимости от специальности и типа вуза сдается либо дипломный экзамен (Diplom), либо экзамен на степень магистра (MA), либо государственный экзамен (Staatexamen).

 

Плюсы:

1. Высокий уровень преподавания.

2. Большие перспективы дальнейшего трудоустройства.

3. Общемировое признание дипломов.

4. Качественное обучения английскому языку, возможность обучения на английском.

5. Насыщенная студенческая жизнь.

6. Индивидуальный подход к обучению широкий спектр образовательных программ.

7. Высокая техническая оснащенность, широкий выбор литературы. (То, что объединяет все выше представленные страны.)

8. Большое количество бесплатных ВУЗов.

9. Автоматизация подачи документов.

10. Возможность работать во время учебы

11. Возможность прохождение практики и стажировки в немецких фирмах, зарубежные стажировки.

12. Превосходная окружающая среда.

13. Возможность получения вида на жительство;

14. Развитая система льгот для студентов (общественный транспорт, скидки на посещение музеев, кинотеатров и т.п.).

15. Возможность путешествовать по Европе благодаря студенческой визе.

16. После учёбы предоставляется 1,5 года на поиск работы.

Минусы:

1. Мало систематических, обзорных курсов.

2. Кроме этого, в Германии активно применяется виртуальное обучение.

3. Зачастую все преподаватели без исключения привыкли опаздывать на собственные лекции.

4. На парах абитуриенты не проявляют никакой активности.

5. Обязательное знание немецкого языка на высоком уровне.

6. Сложная процедура сдачи экзаменов.

7. Высокий уровень дисциплины.

Особенности:

Проживание.

Иностранцам, без постоянного, легального месячного заработка квартиры ни при каких условиях не сдаются.

По словам «Жилищного товарищества», человек может накопить долги за квартиру и скрыться, не выплачивая их, так как владелец карты имеет возможность снимать деньги в любой момент. Именно поэтому они требуют справку с работы о ежемесячном доходе.

Волокита с документами.

Для поступления в иностранный вуз требуется пакет документов: переводы российских аттестатов и дипломов, мотивационные письма, портфолио для творческих специалистов и т.д. Когда придёт приглашение от университета, нужно подавать документы на визу.

Сдача вступительных экзаменов.

Для поступления в университет за рубежом, как правило, нужно сдать международный языковой экзамен. Некоторые вузы также проводят вступительные экзамены. От абитуриентов творческих специальностей часто требуют портфолио.

Сложности адаптации.

Полное погружение в новую среду – это стресс. Кто-то легко переносит выход за пределы зоны комфорта, для кого-то это сложно. Но, так или иначе, период адаптации к новым условиям бывает у всех. Многие университеты назначают новичкам кураторов со старших курсов – это ребята, которые расскажут всё необходимое о вузе и городе, помогут решить возникающие проблемы и влиться в студенческое сообщество.

Семестры.

Учебный год в Германии состоит из двух семестров: зимнего и летнего. Учебный период, включая экзамены, продолжается с октября по март и с апреля по август. Официальными каникулами считаются только Рождественские. Март, август и сентябрь – паузы для отдыха и подработки или период подготовки к Nachprüfungen (дополнительным экзаменам, наступающим после обычных) для тех студентов, кто не сдал сессию с первого раза.

В первые семестры студентам читаются обязательные курсы общего характера. Далее учащийся вправе выбирать дисциплины сам. В последнем семестре студент проходит практику, которая длится 2-6 месяцев. При этом он сам ищет подходящее предприятие и участвует в конкурсе на место практиканта.

Поскольку студент самостоятельно регистрируется на изучаемые курсы, продолжительность учебы в вузе не ограничена строгими временными рамками. Иногда на пользующиеся спросом курсы студенты не успевают регистрироваться и ждут следующего семестра. Многие совмещают учебу с работой и посещают один или два курса в семестр.

Еще одна особенность немецкого образования – открытость и доступность. Посетить лекции (но только лекции) могут все желающие. Так что, прогуливаясь по улочкам Берлина или Франкфурта, можно смело заходить в университетскую аудиторию.

Перспективы:

Важно знать, что диплом выпускника немецкого ВУЗа признается работодателями многих странах мира, включая страны Европы и США. Именно поэтому выпускники пользуются большим спросом на рынке труда в Европе, Канаде и США. Уже через 4 года после получения диплома их зарплата составляет, в зависимости от приобретенной специальности, от 30 000 до 46 000 евро в год.

Именно поэтому образование в Германии перспективное и престижное. Многие студенты немецких ВУЗов получают приглашения на работу от мировых корпораций еще во время обучения, а это отличный стимул учится хорошо.

Иностранные студенты действительно имеют право на работу во время образования. Однако для тех, кто не является гражданами стран ЕС, существуют ограничения. Студенты, которые учатся имеют право на работу на территории кампуса и только 20 часов в неделю.
На все виды работ сверх этого, необходимо запрашивать специальное разрешение (Arbeitserlaubnis). Разрешение выдается только в том случае, если работа идет не в ущерб учёбе. Обычно студенты ищут несложную работу: официанта, няни, курьера по доставке пиццы.

Также по окончанию учебы иностранным студентам, успешно окончившим немецкие вузы, предоставляется возможность в течение полутора лет оставаться на территории Германии и искать работу.

Имея международный диплом, выданный одним из вузов Германии, Вы сможете рассчитывать на рабочее место в немецких фирмах, некоторые студенты уезжают по контракту в Англию, США, Канаду, Испанию. Также возможен вариант работы в представительствах немецких фирм в СНГ.

 

 

Германия.

1) Ресурсы. Германия занимает всего лишь 20 место в мировом рейтинге по инвестициям со стороны частного и государственного секторов. Это может быть связано с тем, что среднее образование в стране очень высоко, и, поступая в высшие учебные заведения ученики начинают заниматься своей определенной деятельностью, своим направлением

2) Результаты. Германия занимает 25 место в мире по научным исследованиям, соответствию высшего образования потребностям национального рынка труда. Данный факт связан с тем, что немецкая система очень обширна, из-за чего далеко не каждый студент может в полной мере ею овладеть.

3) Связи. По степени открытости системы высшего образования Германия занимает только лишь 24 позицию (80,3%), что говорит нам о том, что система высшего образования США очень закрытая, или далеко не каждый может в неё попасть.

4) Среда. Германия заняла 24 позицию в мире по государственной политики и регулированию образования, что несомненно говорит об определенных проблемах страны в системе высшего образования.

 

Итоги. В мировом списке Германия занимает лишь 16 позицию. Данная ситуация отчасти связана с разным уровнем среднего и высшего немецкого образования, поскольку их образование полностью строится на получении среднего образования (которое длится 13 лет), после чего ученики занимаются определенной своей специальностью.

 

Германия.

История.

Зарождение системы высшего образования в Германии принято связывать с Пражским университетом, основанном в королевстве Богемия между 1347 и 1348 гг. Первый же государственный университет возник в 1388 г. – это был Кёльнский университет. Ядром университетской системы были факультет искусств, теологии, права и медицины. Факуль- тет искусств давал базовое образование для всех, учащимся преподавали семь свободных искусств, которые были традиционными для Европы: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку [10]. Система высшего образования Германии на начальном этапе находилась под вли- янием идеалов европейского образования. Вплоть до XVIII в. церковь фактически пре- пятствовала развитию естественно-научной концепции университетского образования, Проблемы современного образования | № 5 | 2014 | https://www.pmedu.ru 36 Неборский Е.В. | Развитие системы высшего образования Германии основной акцент делался на теологию. С закатом эпохи Средневековья университетская система пришла в серьезный упадок, в связи с чем были предприняты несколько попыток реформирования, наиболее известной из которых является реформа И. Канта. В работе «Спор факультетов» (Der Streit der Fakultäten) 1798 г. Кант отмечал, что факультет искусств должен занимать такое же положение, как и три других факультета, предлагал назвать его философским факультетом и развивать параллельно с остальными Таким образом было положено начало не только структурной реабилитации философии в стенах уни- верситета, но и плавному смещению акцента в сторону естественно-научных дисциплин в системе немецкого высшего образования. Стоит добавить, что Кант оказал огромное вли- яние на идеи педагогов не только Германии, но и всей Европы. Первый этап развития системы высшего образования (начало XIX в.) – становление классического немецкого университета, основанного на идеях В. Гумбольдта. Оккупированная войсками Наполеона Германия в начале XIX в. переживала серьез- ный кризис, что отразилось и на системе образования. Фактически разоренная страна искала пути выхода из создавшейся ситуации. Занимавший в это время пост министра Вильгельм фон Гумбольдт, философ, лингвист, дипломат и брат известного ученого био- лога и физика Александра фон Гумбольдта, осуществил реформу образования [9]. В 1810 г. был учрежден Берлинский университет, представлявший собой прототип новой концеп- ции немецкого университета: единство исследований и обучения. Кроме того, в систему общего образования был включен выпускной экзамен – абитура, окончательно закрывший доступ к высшему образованию низшим слоям населения. Второй этап (конец XIX – начало XX вв.) – нивелирование степени влияния классиче- ских гимназий и введение профессиональной специализации системы высшего образо- вания. Благодаря реформам Гумбольдта и созданию классических гимназий, бывших едва ли не единственным источником поступления абитуриентов в университеты, в XIX в. стала формироваться гомогенная академическая среда. Базовые планы классической гим- назии были идентичны: все школьники читали классические тексты, учили латынь и гре- ческий язык. Но к концу XIX в. стали появляться гимназии нового типа, в которых учени- ки изучали естественно-научные дисциплины и современные иностранные языки. После продолжительных споров Вильгельм II подписал указ, согласно которому гимназии нового типа были уравнены в статусе с классической гимназией. Это спровоцировало не только создание гетерогенной академической среды, но и специализацию системы высшего образования в целом. Третий этап (1933–1945) – национал-социалистический, связан с превалированием национальной идеи над научной составляющей. Университеты Германии славились во всем мире. Однако картина кардинально изменилась с приходом к власти фашистов. Ключевым критерием для отбора на профессорско-преподавательские должности стала национальная принадлежность. В связи с этим многие профессора еврейского происхождения, оказывавшие серьезное влияние на жизнь университетов и составлявшие цвет немецкой науки, были уволены со своих должностей. Ущерб, нанесенный политикой национал-социалистов, даже после окончания Второй Проблемы современного образования | № 5 | 2014 | 37 МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ мировой войны долгое время невозможно было восполнить. Система образования поде- ленной на оккупационные зоны Германии испытала влияние систем образования Франции, США, Великобритании и СССР. Тем не менее университеты Германии, за исключением ГДР, почти не подверглись серьезной реструктуризации. Четвертый этап (1950-е – 1980-е гг.) – вытеснение гумбольдтовской идеи интеграции образования и исследования, постепенная массовизация высшего образования. Реорганизация научного Общества Кайзера Вильгельма и создание Общества Макса Планка в 1948 г. с целью реабилитации репутации немецкой науки постепенно приве- ли к вытеснению исследовательской составляющей из стен университета, который более не мог серьезно конкурировать с разветвленной сетью научно-исследовательских инсти- тутов за государственное финансирование. Это сказывалось и на качестве образования. Однако университет, который долгое время являлся социальным институтом, закрытым для низших слоев населения, пользовался стабильным спросом, и доля абитуриентов, же- лающих поступить в университет, в период с 1960-х до 1980-х гг. возросла с 6 процентом почти до 50 процентов. Пятый этап (первая половина 1990-х гг.) – вестернизация университетов восточных земель. После падения Берлинской стены в связи с политическими и экономическими труд- ностями было принято решение фактически присоединить систему высшего образова- ния ГДР к системе высшего образования ФРГ, что и произошло за достаточно короткий период с 9 ноября 1989 г. по 3 октября 1990 г. [6]. После этого профессора западных земель провели «инвентаризации» университетов восточных земель, в ходе которой были сокра- щены 48,8% сотрудников, а также закрыты политически «неблагонадежные» кафедры пе- дагогики, марксизма-ленинизма, юридические, истории и философии. Ситуацию тех лет, с позиции жителей восточных земель, К. Хюфнер описал так: с ГДР умерла «надежность без свободы», а вместо нее с ФРГ пришла «свобода без надежности» [5]. Шестой этап (конец 90-х гг. ХХ вв. – наши дни) ознаменован «болонизацией» и посте- пенным превращением университетов в финансово-бюрократическую машину при серьезных попытках самоидентификации системы высшего образования. Некоторые немецкие ис- следователи акцентируют внимание на третьей миссии немецких университетов – тран- сферте технологий, тесной связи производства и университетов, правда, с учетом некото- рых ограничений [8]. Европейский Союз опосредованно, через различные нормативные акты и Маастрихтский договор влияет на формирование образовательных систем, входя- щих в его состав, что косвенно свидетельствует о европеизации систем высшего образова- ния в странах Евросоюза [4, с. 56]. При этом Германия входит в тройку наиболее успешных стран на международном образовательном рынке – после США и Великобритании: посто- янно возрастает как число иностранных студентов, желающих обучаться в Германии, так и число немецких студентов, обучающихся в других странах, прежде всего в США [2, с. 61]. В начале XXI в. в адрес немецких университетов новой формации часто звучала крити- ка относительно «слепого копирования американской модели» [7]. Однако она не совсем справедлива: некоторые ключевые аспекты системы высшего образования и механизмов ее регулирования остаются в Германии традиционными. Необходимо подчеркнуть такие Проблемы современного образования | № 5 | 2014 | https://www.pmedu.ru 38 Неборский Е.В. | Развитие системы высшего образования Германии особенности, как важная роль государства в регулировании процессов системы высшего образования Германии, наличие социальных гарантий для профессорско-преподаватель- ского состава, междисциплинарность учебных программ, бесплатное высшее образование, перенос исследований в академические институты при тесном сотрудничестве с универ- ситетами и т.д.

Список наиболее престижных профессий в Германии:

1. Управляющий директор

2. Федеральный министр

3. Инвестиционный банкир

4. Менеджер по продажам

5. Руководитель лаборатории

6. Посещение врача

7. Адвокат

8. Специалист по информационным технологиям

9. Инженер

10. Консультант.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: