Задачи для самостоятельной работы.




Решение задач является необходимым условием успешного изучения международного права. Студент обязан решать задачи при подготовке к семинарам. Кроме того, каждый студент должен решить две задачи в качестве самостоятельной работы.

Решение задач позволяет не только увидеть право в действии, но и получить навыки правоприменения международных норм.

Успешное решение задач возможно, если студент руководствуется рядом рекомендаций:

1. Перед решением задач необходимо пройти теоретическую подготовку по соответствующему разделу.

2. Внимательно прочитать фабулу задачи. Квалифицировать ситуацию, о которой идет речь в фабуле. Определить круг источников правового регулирования.

3. Внимательно прочитать вопросы или задания к задаче. В вопросах отражены ключевые проблемы, на которые необходимо обратить внимание при решении.

4. Найти соответствующие нормативные источники, проанализировать их, найти в них нормы, применимые к данной задаче.

5. Определиться с содержанием нормы, истолковать ее применительно к ситуации фабулы задачи. Продумать аргументы, подтверждающие избранную позицию.

8. Оформить решение задачи. Если задача решается к семинару, то достаточно тезисно записать выделенные проблемы, основные аргументы, возможные варианты решения, если на вопросы задачи нельзя дать однозначные ответы. Также следует сделать цитаты из соответствующих источников.

Решение задач представляет не только форму подготовки к предстоящему семинару, но и форму самостоятельной работы студента, которая оценивается и влияет на общую оценку по дисциплине. Студент самостоятельно определяет задачи для решения, учитывая, что они должны относиться к разным темам. Решение оформляется подробно, со ссылкой на соответствующие международно-правовые источники.

 

1. Всемирная организация здравоохранения разработала Стандарты по захоронению лекарственных препаратов, рекомендовав государствам соблюдать правила данных стандартов. Государство А., являясь участником ВОЗ, отказалось от применения данной рекомендации, заявив об этом на очередном заседании.

Могут ли нормы-стандарты международных организаций носить обязательный характер? Может ли ВОЗ принудить государства к соблюдению и исполнению своих рекомендательных актов?

 

2. Глава государства А. в официальном обращении на очередном заседании Генеральной Ассамблеи ООН заявил, что в государстве Б. нарушаются принципы демократии, и предложил предпринять меры по изменению существующего в государстве Б. режима путем введения вооруженных сил. Государство Б. в свою очередь обратилось в Совет Безопасности ООН с просьбой о привлечении государства А. к ответственности за нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства и принципа суверенного равенства государств.

Раскройте содержание указанных принципов. Является ли заявление главы государства А. нарушением принципа невмешательства во внутренние дела государства? Обоснованно ли обращение государства Б. в СБ ООН?

 

3. В 1999 г. вооруженные силы США осуществили бомбардировку объектов, находящихся на территории Югославии. Причиной этих действий стала квалификация НАТО операций, осуществленных властью Югославии в Косово, как акта геноцида.

Оцените действия вооруженных сил США против Югославии по их соответствию принципам невмешательства во внутренние дела, неприменения силы, мирного разрешения споров.

 

4. В конце 40-х гг. встал вопрос о правопреемстве в результате разделения Британской Индии на Индию и Пакистан. Британская Индия была одним из членов — учредителей ООН. При разделе страны новый доминион — Индия претендовала на то, что она является той же международной личностью, что и прежняя Британская Индия и поэтому остается членом ООН. Пакистан, со своей стороны, утверждал, что правосубъектность Британской Индии была разделена и что оба новых доминиона являются преемниками в отношении членства в ООН.

Чья точка зрения – Индии или Пакистана – представляется более соответствующей международному праву?

 

5. В середине ХХ в. в Западной Сахаре развернулась широкомасштабная борьба патриотических сил Западной Сахары за ее освобождение от испанского ига. Признанной руководящей силой этой борьбы стал официально оформленный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (фронт Полисарио). Проблема деколонизации Западной Сахары появилась в повестке дня ООН с 1964 г., и уже в 1966 г. была принята первая резолюция с призывом к Испании предоставить народу Западной Сахары право свободно определять свою свободу. Испания ответила отказом, мотивируя тем, что Западная Сахара является провинцией Испании.

Обладали ли патриотические силы Западной Сахары международной правосубъектностью? Сравните объем прав в международных отношениях нации, борющейся за независимость, и государства.

 

6. В 1978 г. в Иране был свергнут шахский режим. Новое правительство Ирана заявило, что пересмотрит все договоры кабального, неравноправного характера, заключенные монархическим режимом с США и другими западными странами. Вскоре было заявлено о выходе Ирана из военного блока СЕНТО и ликвидации в Иране всех его военных органов. Затем был аннулирован ирано-американский договор 1955 г., по которому США предоставлялись широкие возможности по эксплуатации природных ресурсов Ирана. Вместе с тем правительство Ирана подтвердило свое участие во всех универсальных международных договорах.

На чем базируется право нового правительства Ирана пересматривать международные договоры своего предшественника? Чем можно объяснить разный подход к договорным обязательствам бывшего правительства? Регулирует ли международное право вопросы правопреемства в случае социальной революции?

 

7. В начале 70-х гг. ХХ в. при рассмотрении Генеральной Ассамблеей ООН вопроса о предоставлении независимости португальским колониям в Африке, представитель Португалии обвинил некоторые государства в том, что они, оказывая помощь патриотам Анголы, нарушают принцип невмешательства. Он отметил, что борьба в колониях является внутренним делом метрополии и любое участие в такой борьбе третьих государств противоречит международному праву.

Каково отношение современного международного права к вопросу международной правосубъектности наций и народов, борющихся за свою независимость? Могут ли государства в соответствии с международным правом помогать в борьбе народов за независимость?

 

8. Как известно, Украина (УССР) является одной из стран-основательниц ООН. Ее представители принимали участие в разработке международно-правовых документов, создании органов ООН и ее специализированных учреждений.

Была ли УССР и другие республики СССР субъектами международного права? Как можно охарактеризовать международную правосубъектность Украины во времена ее пребывания в составе СССР?

 

9. В 1948 в Иерусалиме израильскими экстремистами был убит шведский граф Бернадотт, посредник ООН между Израилем и арабскими странами. ООН потребовала от государства Израиль возмещения убытков. Генеральная Ассамблея обратилась к Международному суду ООН за консультативным заключением о том, имеет ли международная организация право при нанесении ущерба служащему ООН требовать возмещения ущерба от ответственного за это государства.

Какой ответ должен дать Международный суд? Могут ли государства наделять международные организации международной правосубъектностью?

 

10. Со времен колониализма Португалия обладала рядом территорий на Северо-Западе Индийского полуострова. Эти территории были со всех сторон окружены Индией (анклавные территории). После приобретения независимости Индия заявила протест против прохода через свою территорию португальских вооруженных сил, направляемых с целью наведения порядка и принятия мер против местного населения, недовольного португальским присутствием.

Португалия в 1955 г. обратилась в Международный Суд ООН с претензией к Индии, потребовав предоставления ей права прохода через индийскую территорию. Была сделана ссылка на концепцию сервитута.

Должна ли претензия Португалии быть удовлетворена? От чего зависело решение Международного Суда ООН по данному делу?

 

11. Литва отозвала своего посла из Латвии в качестве дипломатического демарша в связи с заключением правительством Латвии соглашения о разведке морских нефтяных месторождений с двумя иностранными фирмами – американской «Амоко» и шведской «Свенск А.Б.». По условиям соглашения, должны быть проведены исследования части прибрежных к Латвии районов Балтики. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет вестись разведка, является спорной, так что реализация подписанного соглашения может нанести ущерб суверенитету и экономическим интересам этого государства.

Какие категории водных пространств Мирового океана могут рассматриваться в правовом отношении как прибрежные? Какие части морских пространств подпадают под суверенитет прибрежного государства? Можно ли рассматривать позицию Литвы по отношению к правоотношениям Латвии с иностранными геолого-разведочными фирмами как обоснованную и почему?

 

12. В 1958—1962 гг. произошли вооруженные столкновения на китайско-индийской границе из-за территорий, которые правительство КНР объявило спорными. Встречи представителей сторон не переросли в переговоры. В сентябре 1962 г. китайские войска без предупреждения начали широкомасштабное наступление одновременно на восточном и западном участках территорий. После занятия оспариваемого участка Китай предложил урегулировать проблему мирными средствами без применения силы.

Оцените действия сторон. Укажите возможные пути и процедуры урегулирования спора.

 

13. Между двумя государствами, освободившимися от колониальной зависимости, возник спор о прохождении границы. Специального договора, устанавливающего между ними границу, не было заключено. По этой причине одно из государств утверждало, что границ между ними вообще нет. Другое, в свою очередь, ссылалось на то, что граница между ними была установлена двусторонним договором их бывших метрополий. В Договор о дружбе и сотрудничестве бывшие колонии включили положения о том, что они признают существующие границы. Карт с делимитацией территорий к договору приложено не было.

Можно ли считать, что граница между бывшими колониями установлена? Сохраняет ли для них действие договор о границах, заключенный в период их колониальной зависимости? В каком порядке может быть разрешен данный спор?

 

14. По окончании вооруженного конфликта между государствами при подписании мирного договора была согласована общая граница. В результате часть территории проигравшего государства перешла к другому. При этом первое государство неоднократно заявляло, что заключило такой договор под принуждением. Спустя 50 лет это государство обратилось с требованием пересмотреть государственную границу под угрозой применения торговых санкций к соседнему государству.

Каков порядок пересмотра границ? Есть ли основания для признания данного договора о границе недействительным? Есть ли основания для передачи приобретенной территории прежнему государству?

15. 9 января 2002 г. на Южном полюсе приземлился одномоторный российский биплан Ан-ЗТ. Организатором экспедиции был Санкт-Петербургский институт Арктики и Антарктики. Однако по техническим причинам от полета в обратный путь на том же самолете пришлось отказаться.

Антарктика - территория с международным правовым статусом. По правилам, утвержденным Консультативным совещанием государств - участников Договора об Антарктике 1959 г., ничего из использованного оборудования и техники здесь оставлять нельзя. Владельцем самолета является Омский авиационный завод.

Американцы предложили свою помощь по эвакуации самолета при условии оплаты таких услуг (примерно 80 тыс. долл. США).

Кому могут быть предъявлены претензии за несоблюдение правил, установленных Консультативным совещанием стран-членов Вашингтонского договора 1959 г.?

 

16. Государство А. передало в аренду государству Б. часть своей территории для прокладки нефтепровода. Договор был заключен сроком на 25 лет. По истечении срока государство А. отказалось от пролонгации договора и от заключения договора на новых условиях. Государство Б. в свою очередь потребовало компенсировать стоимость проложенного нефтепровода.

Обязано ли государство А. продлить действие договора? Означает ли прекращение договора переход нефтепровода в собственность государства А.? Какова судьба нефтепровода?

 

17. Австралия и Новая Зеландия обжаловали в Международном суде ООН действия Франции, которая осуществила испытания ядерного оружия в атмосфере. Истцы ссылались на следующие обстоятельства:

- Существует Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой;

- Его участниками являются более 100 государств, а также принято несколько резолюций Генеральной Ассамблеи ООН по этому вопросу, что свидетельствует об общепризнанном характере договора, несмотря на то, что некоторые государства не являются его участниками. Истцы просили суд признать противоправными действия Франции. Последняя возражала, мотивируя тем, что она не присоединилась к договору и с самого начала отказалась стать его участником.

Распространяются ли обязательства, вытекающие из международного договора, на действия государств, которые не являются его участниками? Распространяются ли обязательства по данному договору на Францию?

 

18. Государство А. заключило международный договор о вступлении в таможенный союз с государством Б. Через какое-то время государство А. отказалось от исполнения договора, ссылаясь на его недействительность, поскольку при его заключении принимал участие и подписывал данный договор глава таможенного комитета государства Б.

Кто обладает полномочиями на заключение международных договоров? Как подтверждаются данные полномочия? Что является основанием для недействительности международного договора?

 

19. При подписании Конвенции 1994 г. об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, Азербайджанская Республика записала свое особое мнение, в соответствии с которым «Азербайджанская Республика принимает участие в Конвенции «Об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам» в том объеме и в тех пределах, которые не противоречат Конституции и национальному законодательству Азербайджанской Республики». Украина также сделала оговорку, что будет применять Конвенцию «с учетом законодательства Украины».

Соответствуют ли такие оговорки действующему международному праву?

 

20. Государство А. и государство Б. заключили международный договор. Через некоторое время государство А. отказалось исполнять данный договор, ссылаясь на то, что нормы заключенного международного договора противоречат его конституционному строю.

Может ли государство Б. принудить государство А. выполнять данный договор? Может ли государство отказаться от выполнения международного договора, ссылаясь на несоответствие его норм нормам национального законодательства?

 

21. После Октябрьской революции Советское правительство заявило о разрыве тайных договоров царской России (с Японией 1906 г. – о совместных колониальных действиях на территории Китая, с Англией - о разделе сфер влияния в Иране и Афганистане 1907 г и т.д.) и аннулировании займов Временного правительства, полученных у западных государств на подавление революционного движения в России, отказалось от уплаты странам Антанты «военных долгов». Вместе с тем Советское правительство подтвердило участие в договорах, способствовавших развитию добрососедских отношений между государствами, таких как Всемирная почтовая конвенция 1878 г., международные конвенции Красного Креста и тому подобное.

Как в контексте норм международного права решается вопрос о прекращении действия международных договоров? Какие фактические основания могут считаться легитимными для признания международного договора прекратившим свое действие?

 

22. Австрия голосовала против предлагаемого изменения в Устав ООН (запрета ссылки на нейтралитет), но за данное изменение проголосовало более 2/3. Австрия отказалась также это изменение ратифицировать, хотя все постоянные члены СБ ООН, а также более чем 2/3 членов ООН ратифицировали данное изменение.

Какова будет судьба данного изменения в Устав? Может ли государство против своей воли обязываться нормами международного права? Может ли государство против его воли быть обязанным к изменению договора? Если на Австрию будут возложены обязательства, может ли она выйти из состава ООН?

 

23. Государства создали международную специализированную организацию. В качестве участников этой организации каждое государство назначило по одному юридическому лицу, ведущему свою деятельность в данной области. На заседаниях главных органов этой организации присутствовали представители этих юридических лиц, они же исполняли решения организации. В рамках этой организации юридические лица – участники заключили договор о принципах своей деятельности.

Является ли данная организация межгосударственной? Могут ли быть членами межгосударственной организации частные лица? Какие существуют формы их участия в деятельности межгосударственных организаций?

 

24. В соответствии со ст. 22 Устава СНГ создан постоянно действующий орган, который призван обеспечивать выполнение участниками Содружества своих экономических обязательств, - Экономический суд СНГ. С октября 1996 г. им рассмотрен спор правительств РФ и Республики Казахстан о ненадлежащем исполнении последним своих экономических обязательств перед Россией и о взыскании причиненных убытков в связи с недоплатой казахскими контрагентами поставленных им автомобилей «Волга».

Какие категории межгосударственных экономических споров отнесены к компетенции данного органа СНГ? Каким нормативным актом и каким образом регулируются вопросы формирования состава Экономического суда СНГ? Какова процедура принятия Экономическим судом СНГ к рассмотрению споров между государствами-членами СНГ? На какой нормативной базе и каким образом должен быть разрешен упомянутый спор Экономическим судом СНГ?

 

 

25. В 1946 представитель Польши в Совете Безопасности ООН предложил проект резолюции, на основании которого государства-члены ООН должны были немедленно разорвать дипломатические отношения с правительством диктатора Франко в Испании.

Почему польский представитель обратился именно в Совет Безопасности ООН? Как должен был поступить Совет Безопасности ООН в данном случае?

 

26. Государство-член ООН с низким уровнем экономического и социального развития обратилась с просьбой передать управление своей территорией ООН и назначить для этого специальный орган (правительство).

Может ли ООН удовлетворить такую просьбу? Что представляет собой режим опеки? Как работала система опеки?

 

27. Дипломаты стран черноморского бассейна – Болгарии, Турции, Украины, имеющих общие границы, в 1993 г. на одном из заседаний Совета Европы договорились о встрече глав правительств своих стран. В этом же году главы правительств подписали соглашение о сотрудничестве государств в различных направлениях, в т.ч. и о создании Международной организации стран черноморского бассейна.

Могли ли главы правительств рассматривать вопрос о создании международной организации? Является ли эта организация субъектом международного права? Проанализируйте деятельность упомянутой международной организации.

 

28. 3 декабря 1984 г. в городе Бхопал (Индия) на химическом заводе, принадлежащем американской компании «Юнион Карбайд», произошла авария с выбросом вредных веществ в воздух. Причиной аварии стала утечка из стальных цистерн около 43 т смеси высокотоксичных газов фосгена и метилизоцианата, используемых при производстве пестицидов, в результате грубого нарушения техники безопасности, а также неумения персонала действовать в аварийных ситуациях. В течение трех лет перед самой трагедией было зафиксировано, по крайней мере, пять утечек ядовитых веществ, однако никаких мер компанией предпринято не было. Заражению подверглась территория длиной 5 км и шириной 2 км. Поля и дороги были усыпаны трупами погибших животных и птиц. Токсичный газ полностью уничтожил урожай в радиусе 167 км. Долгое время пораженная земля оставалась бесплодной. По разным данным в результате аварии были следующие жертвы:

- погибли от 3 000 до 6 300 человек;

- ослепли около 20 000 человек;

- у 200 000 человек отмечались серьезные поражения головного мозга, параличи и т. п.;

- у детей, появившихся на свет после катастрофы, наблюдалось множество случаев уродства.

Может ли в данном случае Индия предъявить требование о возмещении ущерба от имени своих пострадавших граждан? Может ли быть привлечена к ответственности головная компания – «Юнион Карбайд»? Может ли данный спор перерасти в межгосударственный? Если бы в результате аварии был причинен ущерб сопредельным государствам, могли ли они предъявить требования к Индии?

 

29. Государство А. разместило на территории государства Б. контингент своих войск для охраны государственной границы и противодействия вылазкам боевиков из государства В. Государства А. и Б. создали Объединенный штаб по управлению контингентом, но формально контингент выполнял приказы государства Б. В апреле 2006 г. на территории государства Б. была уничтожена очередная группа боевиков из государства В. На заседании Объединенного штаба был поставлен вопрос о необходимости проведения военной операции на территории государств В. с целью уничтожения лагерей подготовки боевиков. Объединенный штаб не принял никакого решения, поскольку военные не смогли согласовать детали плана операции и роль в нем контингента государства А. В июне 2006 г. командование государства Б. приняло решение начать военную операцию на территории государства В., в которой приняли участие войска государства Б. и контингент государства А. В ходе военной операции, длившейся три месяца, все поставленные задачи были выполнены. Войска государства Б. ни разу не столкнулись с войсками государства В., но в ходе операции были уничтожены три поселка мирных жителей. Около тысячи человек остались без крова и средств к существованию. Государство В. обратилось с нотой к государствам А. и Б., обвинив их в агрессии.

Может ли в данном случае наступить международная ответственность? Кого можно привлечь к ответственности – государство А., государство Б или

оба этих государства? Как следует расценить поведение государства В., не выставившего вооруженных сил для защиты своей территории?

 

30. Во время конфронтации между Индонезией и Малайзией в 1963-1966 гг. 12 малайских китайцев, сброшенных на парашютах Индонезией в Малайзию, были взяты в плен. Их осудили и признали виновными в нарушении внутреннего закона Малайзии о безопасности, касающегося незаконного хранения оружия. Они были осуждены к смертной казни. Осужденные апеллировали в федеральный суд Малайзии, ссылаясь на ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными.

Можно ли считать таких лиц военнопленными, если учесть, что они являются подданными Малайзии?

 

31. Вооруженные силы США численностью около 20 тыс. чел. 20 декабря 1989 г. вторглись на территорию Панамы, захватили столицу под свой контроль. Они учинили расправу над мирным населением (по некоторым данным около 3 тыс. чел. гражданского населения убито, столько же ранены и около 50 тыс. чел. остались без крыши), а главу государства генерала Норьегу 4 января 1990 г. арестовали и увезли в США для передачи в суд. Пока длилась операция в Панаме, США не начали никаких действий по обеспечению общественной безопасности и порядка в оккупированном городе. В результате этим воспользовалась толпа панамцев, которые начали грабить коммерческие учреждения столицы, причем ущерб составил несколько миллионов долларов США. Владельцы коммерческих учреждений, пострадавших от грабежа, подали в суды США иски против правительства страны, требуя компенсации за ущерб на основе соответствующего законодательства США. В исковых претензиях истцы в основном опирались на соответствующие положения IV Гаагской конвенции о законах и обычаях войны от 18 октября 1907 г. и дополнительный протокол к ней (статьи 42 и 43).

Обязан ли американский суд признать оккупацию со стороны США? Предполагается ли ответственность государства в данном случае за действия своих вооруженных сил?

 

32. В течение восьми с половиной лет (с мая 1955 г. по декабрь 1963 г.) в окружном суде Токио рассматривался иск пяти японских граждан, пострадавших во время атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Ответчиком по делу было японское государство, представленное правительством Японии. В своем решении суд отметил, что нормы международного права на момент бомбардировки не содержали запрета применения этого нового вида оружия.

Какими нормами (нормы-обычаи, нормы-принципы или какие-либо другие) необходимо руководствоваться при применении новых опасных видов оружия? Приведите примеры.

 

33. Командующий оккупационными войсками дает разрешение группе вспомогательного персонала Красного Креста подобрать раненых, находящихся на оккупированной территории, и ухаживать за ними, используя в этой связи флаг Красного Креста. В ходе работы сотрудники Красного Креста обнаруживают среди раненых военнослужащего собственных вооруженных сил, который получил лишь незначительные ранения. Он объясняет, что притворяется раненым, чтобы иметь возможность попасть в тыл противника и продолжать там борьбу. Он просит санитаров наложить на него многослойную повязку с тем, чтобы скрыть его действительное состояние, отнести его на носилках в безопасное место и помочь ему вернуть его оружие.

Что вы думаете по поводу этих просьб? Каких норм должны придерживаться работники вспомогательной службы Красного Креста, принимая решение о своих действиях? Должны ли они удовлетворить просьбу солдата?

 

34. В ходе вооруженного конфликта между двумя государствами нейтральные государства направляют гражданские медицинские формирования в воюющие страны. Нейтральная страна передает одному из воюющих государств полевой госпиталь Красного Креста, который оказывается в руках противной стороны. Офицер, командующий подразделением, захватившим госпиталь, берет в плен раненых, принадлежащих неприятельской стороне, и отправляет их в тыл в качестве военнопленных. В госпитале остаются только больные и раненые военнослужащие оккупирующей державы. Нейтральное государство требует от представителей оккупирующей державы вернуть ему госпиталь и разрешить репатриацию нейтрального персонала.

Должна ли оккупирующая держава исполнить это требование или она может приказать медицинскому персоналу остаться работать в госпитале, чтобы обеспечить уход за принадлежащими ей больными и ранеными?

 

35. Два государства, являющиеся участниками Женевских конвенций, находятся в состоянии войны. Во время волнений в лагере убит военнопленный. Четверо других военнопленных, один из них в звании ефрейтора, обвиняются в убийстве. Для защиты всех четверых обвиняемых назначен всего один адвокат, действия которого ограничены инструкциями. Ефрейтора приговаривают к смертной казни и казнят. Державу-покровительницу ставят об этом в известность лишь после того, как казнь совершилась. Вдова ефрейтора и осиротевший ребенок подают в суд, требуя пенсию по случаю потери кормильца.

Отвечала ли судебная процедура Женевскому праву? Могут ли вдова и осиротевший ребенок выиграть судебный процесс согласно внутреннему законодательству?

 

36. В ситуации вооруженного конфликта между государствами-участниками Женевских конвенций непосредственно один возле другого располагаются перевязочный пункт и армейский склад снабжения. На крышу перевязочного пункта нанесена защитная эмблема. В случае нападения с воздуха были приняты меры для маскировки обоих объектов. По соседству находятся сооружения, на которых нет защитной эмблемы или маскировочной сетки.

Что представляет собой защитная эмблема перевязочного пункта? Положения какой Конвенции применяются в данной ситуации? Если медицинский пункт пострадает в результате нападения, можно ли это признать военным преступлением?

 

37. В 1994 г. министр юстиции Японии С. Нагано вызвал международный скандал своими заявлениями о том, что начатые в 30-40-е гг. ХХ в. токийским режимом войны в Азии и на Тихом океане были не агрессией, а «борьбой за освобождение колоний». В известном газетном интервью он также утверждал, что считает «сфабрикованными» сообщения о резне в Нанкине, где императорская армия, по данным КНР, после штурма этого китайского города в декабре 1937 - январе 1938 гг. уничтожила более 300 тыс. человек. Для жителей Азии нанкинская трагедия стала таким же символом военного геноцида, как Хатынь, Лидице и Орадур для европейцев.

Как соотносятся действия вооруженных сил Японии с положениями ныне действующей Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него от 1 мая 1948?

 

38. 31 октября 1997 г. сотрудниками нью-йоркской полиции был спровоцирован дипломатический инцидент, выразившийся в том, что Постоянный представитель РФ при ООН С.В. Лавров был на время лишен физической возможности на своем служебном автомобиле проехать к зданию ООН, куда он направлялся для выполнения своей официальной миссии – участия в заседании Совета Безопасности этой организации.

Дайте юридическую оценку данного инцидента.

 

39. При въезде на территорию Казахстана российскому дипломату, направляющемуся в посольство для выполнения служебных обязанностей, сотрудник таможенных властей предложил заполнить таможенную декларацию и потребовал предоставить ручную кладь для досмотра.

Правомерны ли действия работника таможни? Обязан ли дипломат предоставить ручную кладь для досмотра? Дайте ответ со ссылками на международные акты и национальное законодательство.

 

40. В 1998 г. был задержан советник посольства Южной Кореи. По сведениям российской контрразведки, советник оказался официальным представителем южнокорейской спецслужбы в России. При задержании в его портфеле были обнаружены секретные документы МИД РФ. Советник был объявлен персоной non grata.

Правомерны ли действия российских властей? В каких случаях дипломатический представитель может быть признан персоной non grata?

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: