VI. Блок расширения и углубления




 

В последние 10—15 лет в западной педа­гогике идет процесс радикального переос­мысления традиционной системы оценки учебных достижений учащихся. Новое видениеоцен­ки заключается в проектированиисистемы"субъект-субъектной" непрерывнойоценки и самооценки посредством: интеграции качественной и количествен­ной ее составляющих; перевода субъективной внешней оценки в объективную внутреннюю самооценку; формирования способности обучаемого к непрерывной самооценке в процессе не­прерывного самообразования. Конечная цель оценки в этих условиях будет заключаться в усилении и, в перс­пективе, в достижении полной ответствен­ности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

Одной из популярных в настоящее вре­мя альтернативных форм оценки, отвечаю­щих некоторым требованиям нового виде­ния этой проблемы, являются учебные портфолио. Особенно широкое распростра­нение они получили в школах США.

В наи­более общем понимании учебное портфо­лио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познаватель­ной деятельности обучаемого, а также со­ответствующих информационных материа­лов из внешних источников (от одноклас­сников, учителей, родителей, из тестовых центров, общественных организаций и т.д.), предназначенных для последующе­го их анализа, всесторонней количествен­ной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.

Отдельные авторы характеризуют учебные портфолио как: коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами; выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким» предметам) за данный период обучения: (четверть, полугодие, год); форму целенаправленной, систематиче­ской и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося; антологию работ учащегося, предполага­ющую его непосредственное участие вихвыборе, а также их анализ и самооценку.

Конечная цель компоновки учебного портфолио многими авторами сводится к доказательству прогресса в обучении по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-по­знавательной деятельности и т.д. Основной смысл учебного портфолио — "показать все, на что ты способен". Педагогическая философия учебного портфолио как фор­мы оценки предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному пред­мету; интеграцию количественной и качествен­ной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Четкого списка наименований и ко­личества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио, нет: это полностью зависит от конкретного учите­ля, группы учителей или методической комиссии, внедряющих учебные портфолио в процесс обучения. Практика показывает, что есть так называемый открытый прей­скурант, из которого можно выбрать те или иные пункты. Поощряется любая инициатива, предлагающая внесение новых элементов в существующий прейскурант. Состав учебного портфолио напрямую за­висит от конкретных целей обучения дан­ному предмету.

Каждый элемент учебного портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса. Желательно, чтобы при оформлении окон­чательного варианта учебное портфолио включало в себя три обязательных эле­мента:

• сопроводительное письмо "владельца" портфолио с описанием цели, предназначе­ния и краткого описания данного доку­мента;

• содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов;

• самоанализ и взгляд в будущее.

Это придаст учебному портфолио упоря­доченность и удобность в пользовании заинтересованными людьми (учителями, одноклассниками, родителями, представите­лями школьной администрации и др.). Внешне оно может быть оформлено в виде специальных папок, картотек, неболь­ших коробок для хранения бумаг и т.п. Здесь полный простор для инициативы учителя и учащихся. Единственное требо­вание — удобность в хранении.

Опыт показывает, что целесообразно ис­пользовать два вида учебного портфолио для каждого учащегося: рабочее и оценоч­ное. В первое учащийся складывает все продукты своей учебно-познавательной деятельности по данной теме. Далее он от­бирает те элементы, которые являются либо обязательными в оценочном портфо­лио по требованию учителя, либо, на взгляд учащегося, наиболее полно отража­ющими его усилия и прогресс в обуче­нии. Учащийся также может делать спе­циальные отметки на полях в случаях, если он хочет выделить ту или иную свою работу: "самая удачная моя работа", "моя любимая статья по данной теме", "моя любимая задача" и т.д. Самостоя­тельно отобранные в оценочное портфолио работы учащийся отмечает в правом вер­хнем углу буквой "У". Аналогичную про­цедуру осуществляет учитель: из рабочего портфолио он дополнительно к необходи­мым элементам отбирает те работы, кото­рые он считает оригинальными, интерес­ными и заслуживающими особого внима­ния. Свой выбор учитель обозначает дру­гой буквой, например "П" (выбор препо­давателя).

Вопрос оценки учебного портфолио доста­точно сложен. Во-первых, возникает проб­лема обязательного минимума и необяза­тельного максимума соответствующих его элементов. Во-вторых, могут быть сложно­сти с распределением "веса" оценки меж­ду различными элементами портфолио. В-третьих, не исключено противоречие меж­ду направленностью портфолио на каче­ственно-количественную оценку и требова­нием школьной администрации все пере­водить в стандартную количественную от­метку.

В качестве возможного варианта реше­ния этого вопроса приведем фрагмент опыта учителей математики штата Вер­монт (США). Прежде всего, содержание учебного портфолио рекомендуется разбить на следующие категории: обязательные: промежуточные и итого­вые письменные самостоятельные и кон­трольные работы; поисковые: выполнение сложных проек­тов (как индивидуальных, так и в малых группах), исследование сложной проблемы, решение нестандартных задач повышенной сложности; ситуативные: приложение изученного ма­териала в практических ситуациях, для решения прикладных задач, выполнения графических и лабораторных работ;

описательные: составление математиче­ской автобиографии, ведение математиче­ского дневника, написание математических рефератов и сочинений;

внешние: отзывы учителей, одноклассни­ков, родителей, а также проверочные лис­ты учителя.

Далее осуществляется процентное рас­пределение общей оценки по отдельным категориям и конкретным элементам вну­три каждой категории (в %):

· обязательная категория — 40,

· поисковая — 30,

· ситуативная — 15,

· описательная —10,

· внешняя — 5.

Для итоговой оценки учебного портфолио можно рекомендовать следующую четырехуровневую систему, которая соответствует следующим количественным отметкам:

- самый высокий уровень – А (отлично);

- высший уровень – В (хорошо);

- средний уровень – С (удовлетворительно);

- слабый уровень – D (неудовлетворительно).

Оппоненты использования учебных портфолио в обучении связывают их недо­статки прежде всего со следующими мо­ментами: необходимость большой систематической работы по повышению квалификации учи­телей в связи с внедрением учебных портфолио; неготовностьмногих учителей одобрить эту инновацию; проблема учебного времени: новая си­стема требует больше времени для реали­зации, чем традиционная система оценки и др. …

(Чошанов М. А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы.// Педагогика. - № 10. – 2000. – С. 95 – 102).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: