В последние 10—15 лет в западной педагогике идет процесс радикального переосмысления традиционной системы оценки учебных достижений учащихся. Новое видениеоценки заключается в проектированиисистемы"субъект-субъектной" непрерывнойоценки и самооценки посредством: интеграции качественной и количественной ее составляющих; перевода субъективной внешней оценки в объективную внутреннюю самооценку; формирования способности обучаемого к непрерывной самооценке в процессе непрерывного самообразования. Конечная цель оценки в этих условиях будет заключаться в усилении и, в перспективе, в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Одной из популярных в настоящее время альтернативных форм оценки, отвечающих некоторым требованиям нового видения этой проблемы, являются учебные портфолио. Особенно широкое распространение они получили в школах США.
В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей, из тестовых центров, общественных организаций и т.д.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Отдельные авторы характеризуют учебные портфолио как: коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами; выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким» предметам) за данный период обучения: (четверть, полугодие, год); форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося; антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие вихвыборе, а также их анализ и самооценку.
Конечная цель компоновки учебного портфолио многими авторами сводится к доказательству прогресса в обучении по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д. Основной смысл учебного портфолио — "показать все, на что ты способен". Педагогическая философия учебного портфолио как формы оценки предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио, нет: это полностью зависит от конкретного учителя, группы учителей или методической комиссии, внедряющих учебные портфолио в процесс обучения. Практика показывает, что есть так называемый открытый прейскурант, из которого можно выбрать те или иные пункты. Поощряется любая инициатива, предлагающая внесение новых элементов в существующий прейскурант. Состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных целей обучения данному предмету.
Каждый элемент учебного портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса. Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта учебное портфолио включало в себя три обязательных элемента:
• сопроводительное письмо "владельца" портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа;
• содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов;
• самоанализ и взгляд в будущее.
Это придаст учебному портфолио упорядоченность и удобность в пользовании заинтересованными людьми (учителями, одноклассниками, родителями, представителями школьной администрации и др.). Внешне оно может быть оформлено в виде специальных папок, картотек, небольших коробок для хранения бумаг и т.п. Здесь полный простор для инициативы учителя и учащихся. Единственное требование — удобность в хранении.
Опыт показывает, что целесообразно использовать два вида учебного портфолио для каждого учащегося: рабочее и оценочное. В первое учащийся складывает все продукты своей учебно-познавательной деятельности по данной теме. Далее он отбирает те элементы, которые являются либо обязательными в оценочном портфолио по требованию учителя, либо, на взгляд учащегося, наиболее полно отражающими его усилия и прогресс в обучении. Учащийся также может делать специальные отметки на полях в случаях, если он хочет выделить ту или иную свою работу: "самая удачная моя работа", "моя любимая статья по данной теме", "моя любимая задача" и т.д. Самостоятельно отобранные в оценочное портфолио работы учащийся отмечает в правом верхнем углу буквой "У". Аналогичную процедуру осуществляет учитель: из рабочего портфолио он дополнительно к необходимым элементам отбирает те работы, которые он считает оригинальными, интересными и заслуживающими особого внимания. Свой выбор учитель обозначает другой буквой, например "П" (выбор преподавателя).
Вопрос оценки учебного портфолио достаточно сложен. Во-первых, возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума соответствующих его элементов. Во-вторых, могут быть сложности с распределением "веса" оценки между различными элементами портфолио. В-третьих, не исключено противоречие между направленностью портфолио на качественно-количественную оценку и требованием школьной администрации все переводить в стандартную количественную отметку.
В качестве возможного варианта решения этого вопроса приведем фрагмент опыта учителей математики штата Вермонт (США). Прежде всего, содержание учебного портфолио рекомендуется разбить на следующие категории: обязательные: промежуточные и итоговые письменные самостоятельные и контрольные работы; поисковые: выполнение сложных проектов (как индивидуальных, так и в малых группах), исследование сложной проблемы, решение нестандартных задач повышенной сложности; ситуативные: приложение изученного материала в практических ситуациях, для решения прикладных задач, выполнения графических и лабораторных работ;
описательные: составление математической автобиографии, ведение математического дневника, написание математических рефератов и сочинений;
внешние: отзывы учителей, одноклассников, родителей, а также проверочные листы учителя.
Далее осуществляется процентное распределение общей оценки по отдельным категориям и конкретным элементам внутри каждой категории (в %):
· обязательная категория — 40,
· поисковая — 30,
· ситуативная — 15,
· описательная —10,
· внешняя — 5.
Для итоговой оценки учебного портфолио можно рекомендовать следующую четырехуровневую систему, которая соответствует следующим количественным отметкам:
- самый высокий уровень – А (отлично);
- высший уровень – В (хорошо);
- средний уровень – С (удовлетворительно);
- слабый уровень – D (неудовлетворительно).
Оппоненты использования учебных портфолио в обучении связывают их недостатки прежде всего со следующими моментами: необходимость большой систематической работы по повышению квалификации учителей в связи с внедрением учебных портфолио; неготовностьмногих учителей одобрить эту инновацию; проблема учебного времени: новая система требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки и др. …
(Чошанов М. А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы.// Педагогика. - № 10. – 2000. – С. 95 – 102).