ПОЭЗИС ПРОГРАММЫ«ТВОРИТЕЛИ», КАК АРХЕТИП КУЛЬТУРЫИ МОДЕЛЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО СИНТЕЗА ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА
Шевченко Олег Юрьевич,
руководитель проекта «ТВОРИТЕЛИ», Генеральный директор,
Общество с Ограниченной Ответственностью «Морской Доктор», г. Краснодар
Мушкина Ирина Анатольевна,
к.п.н., доцент, завкафедрой педагогического и психолого-педаготического образования Е7 mia-16O90maii.ru
Михалькова Ольга Анатольевна,
к.п.н., доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования Е7 miha1kova_o1ga670maii.ru
Григоращенко-Алиева Надежда Мансумовна,
канд. социол. наук, доцент, кафедры педагогического и психолого-педагогического
образования
Е7 nadya555O50maii.ru
Ширкунова Оксана Геннадьевна,
заведующая социально-психологической службой вуза, аспирант, преподаватель кафедры педагогического и психолого-педагогического образования Е7 megakcu0maii.ru
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет », г. Сочи
АННОТАЦИЯ
В статье представлен теоретический анализ возможностей и методологический базис программы «ТВОРИТЕЛИ». Раскрывается «ПОЭЗИС» как архетипическая структура генезиса культуры, модель фундаментального синтеза культуры, проявляющаяся на индивидуальном плане в стремлении человека к самореализации и совершенству. Представлен «ТВОРИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ» программы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Программа «Творители», «Поэзис», «Творительный механизм» программы.
POETIC PROGRAM «TVORITELI» AS A CULTURAL ARCHETYPE AND MODEL THE FUNDAMENTAL SYNTHESIS OF HUMAN LIFE WORLD
Shevchenko 0.,
руководитель проекта «ТВОРИТЕЛИ», Генеральный директор,
Общество с Ограниченной Ответственностью «Морской Доктор», г. Краснодар
Mushkina I.,
к.п.н., доцент, зав.кафедрой педагогического и психолого-педагогического образования
Mikhalkova О.,
к.п.н., доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования
Grigorashchenko-Aliyeva N. М.,
канд. социол. наук, доцент, кафедры педагогического и психолого-педагогического образования
Shirkunova 0. G.
заведующая социально-психологической службой вуза, аспирант, преподаватель кафедры педагогического и психолого-педагогического образования
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Sochi State University», city of Sochi
ABSTRACT
The article presents a theoretical analysis of the possibilities and methodological basis of the program «TVORITELI». The article reveals «POESIS» as an archetypal structure of the Genesis of culture, a model of fundamental synthesis of culture, manifested on the individual plane in the human desire for self-realization and perfection. The «TVORI- TELINY MECHANISM» of the program is presented.
KEYWORDS: Program «Tvoriteli», «Poesis», «Tvoriteliny mechanism».
В
ся жизнь человека, деятельность, направленная на удовлетворение всех видов его потребностей, связана с оценкой его состояний. Жизненные процессы всегда связаны у человека с переживаниями и отражаются в изменении состояний его психики, запускающей процесс дальнейшего изменения состояний сознания, эмоций, физиологии и активности, побуждающей или притормаживающей вплоть до самой остановки акцептора действия. Акцептор действия по теории функциональных систем академика П. К. Анохина — это физиологический и психологический аппарат динамической организации предвидения и оценки результатов действия, который строится под влиянием действия на организм факторов, удовлетворяющих его ведущие биологические и социальные потребности. Формирование акцептора результата действия отражает процесс постановки цели к действию, высшую мотивацию в широком смысле слова [1].
Человек в современных условиях испытывает агрессивное воздействие внешней среды, которая складывается из техногенного воздействия (электромагнитный смог, экология биосферы и возрастание информационной нагрузки при ограниченной адаптации человека в динамичных условиях рыночной экономики). Все это ведет к большим затратам биоэнергетических ресурсов человека для сохранения его функциональных возможностей в социальной среде. Да и само поведение человека в рыночных условиях жизни имеет выраженный невротический характер. А переживаемый психоэмоциональный стресс смягчается «заеданием», отрицательным восприятием окружающего, депрессивными состояниями и, в конечном счете, различного рода неврозами. А, как известно, депрессия и агрессия является следствием фрустрационных переживаний человека, т.е. нереализованная динамика психического «Я» выступает источником таких переживаний. Таким образом, современная жизнь делает человека психологически ущербным и слабым к негативным воздействиям окружающего.
Культура призвана обеспечить выживание человека. Но природа самого человека неоднородна и представляет различные уровни эволюции его сознания. Человек представляет собой точку пересечение различных ипостасей, его организующих: организм (биологическая ипостась); психика (психическая ипостась); поведение в группе (социальная ипостась), дух — человек как часть энергоинформационной структуры космоса (вселенская ипостась). Основу этих ипостасей составляют энергоинформационные процессы, в задачу которых входит обеспечение их существования. Биохимические процессы обеспечивают организм биологической энергией. Психические процессы интегрируют в себя как биологическую, так и энергию социальной и космической природы. Эти процессы, либо консолидируют энергию данных источников, обеспечивая конструктивное функционирование человека, либо при нарушении их взаимосвязи происходит утрата энергетического потенциала человека, что сказывается на плодотворности бытия.
Программа «ТВОРИТЕЛИ» — это возможность для человека интерактивно обратится к обеим сторонам своей индивидуальной психической жизни — к сознательному и бессознательному, чтобы воссоединить их возможности, ресурсы, энергию и целевые установки в построении своего Жизненного Мира, своей реальности.
Работа с Программой даёт возможность воссоединиться со своим природным творческим началом — «ПОЭЗИСОМ», являющимся архетипом мировой культуры, а также способностью полностью отражать (рефлексировать) свои внутренние состояния и внешний мир, жизнедеятельность своего организма и окружающее пространство для использования индивидуальных, а не навязанных извне, ресурсов и улучшения всех процессов личного жизненного сценария.
При этом программа «ТВОРИТЕЛИ» опирается на симбиоз достижений мировой культуры и современной науки. В современных условиях именно культура призвана обеспечить выживание человека. Но природа самого человека неоднородна и представляет различные уровни эволюции его сознания, изучение которых является прерогативой науки.
В программе «ТВОРИТЕЛИ» культура рассматривается как творческое событие, имеющее свою архетипическую логику, предусматривающую ключевое понятие «ПОЭЗИС» как архетипическую структуру генезиса культуры, модель фундаментального синтеза культуры, проявляющуюся на индивидуальном плане в стремлении человека к самореализации и совершенству, рассматривается как акт рефлексии в эстетическом постижении мира. В наибольшей степени в программе «ТВОРИТЕЛИ» «ПОЭЗИС» проявляется во фразеологических и лингвоморфологических конструкциях программы «ТВОРИТЕЛИ», хотя необходимо отметить органическую связь фразеологии программы с её графическими решениями.
В контексте данного определения «ПОЭЗИС» связывает обретение смысла и преображение человеческого бытия с созиданием через события и артефакты культуры.
Именно этот принцип лежит в основе концепции «артефактно- ориентированного сознания» и «смысловой технологии», составляющих методологический базис программы «ТВОРИТЕЛИ», как организованной системы ориентируемых форм когнитивного и языкового сознания в оптимизации процессов обучения, организации труда, управления, коммуникативной компетентности, само-регуля- ции психоэмоциональной сферы и функциональных состояний организма, практически во всех сферах жизненного мира человека.
Событийная процессуальность мира постмодернистской эпохи предусматривает реализацию жизненных категорий и аспектов человека «творением смысла» сквозь поток детерминирующей энтропии случайностей и внешних воздействий, формирование человеком своего жизненного мира, своей реальности в виде ареала устойчивости и «порядка через хаос». В связи с чем, негэнтропийная функция человека проявляется в особой значимости, распространяясь не только на свойства организма, но и на окружающий его мир — среду обитания, межличностные отношения, работу, социум, обучение.
Рефлексия постмодернистской эпохи позволяет анализировать целый спектр кризисных явлений во всех сферах духовной и практической деятельности человека, а также общего кризиса общества. Взлет материального и рационального во всех сферах жизни, сопровождавшийся политическим, экономическим и культурным ростом, прошел свой высший пик.
Эсхатологичность видения мира сопрягается преимущественно с различными объективными феноменами и измерениями человеческого бытия. Однако в ряду глобальных проблем первостепенное значение начинает приобретать антропологическая проблема, понимаемая многими мыслителями как антропологический кризис. Изменения, которые происходят в жизни человечества под воздействием быстрого развития техники и новых технологий, носят глобальный характер. Мировая система испытывает экономический, политический, экологический и другие кризисы. Но, все же наиболее значимым для судьбы человечества является антропологический кризис.
Кризисные явления в развитии техногенной цивилизации превратили проблему человека в одну из главных глобальных проблем современности. В этой связи анализ новейших антропологических явлений и трендов — одна из центральных задач современной философии. Спектр этих тенденций неуклонно расширяется, отличаясь пестротой и разнообразием. По мнению В.С.Степина, самым опасным для перспектив человечества выступает прежде всего антропологический кризис [2, с. 21].
Человек XXI века ощущает изменение системы ценностей, разрушение прежних духовных структур. Смена культурной парадигмы изменяет сознание человека, вовлекая его в «наивно-бытийную» фазу сознания, значительно снижающую рефлексию и «нейтрализующую» континуальное (потоковое) сознание человека, разделяя его с бессознательным и лишая человека гибких, адаптивных и творческих форм сознания и ценностных представлений, основанных на архетипах и колоссальных ресурсах многовековой общечеловеческой культуры.
Вместе с тем, для современного человека за прошедшее столетие мир стал другим и реалии постмодернистского общества требуют от него чрезвычайно высокой адаптивности для включения в активную социальную деятельность. Этот процесс адаптации может привести человека к утрате индивидуальности и полному растворению в социуме.
Ж. Делез называет современное общество «обществом контроля». Все социальные институты общества подвергаются постоянному контролю, контролируются не только коммуникации, но речь, воображение индивида. Власть захватывается посредством языка.
Коды и символы определяют место человека в «социальной машине», они фиксируют «территорию человека» при помощи государственных и культурных институтов. Общество контроля лишает человека его цельности, превращает в дивидуума, фрагмента общественной структуры, объекта воздействия внешних социальных условий и установок [3, с. 78].
В условиях современного общества человек постоянно сталкивается с рисками, имеющими психологические и социальные последствия. Современный человек находится в состоянии постоянной перегрузки, постоянного социального напряжения.
Поэтому важным компонентом развития личности в условиях современного общества является осознание себя как личности и субъекта действия. Это осознание предполагает также и актуализацию принципа «жизненного мира», как некоего модуля обладания, совмещающего в себе потребности индивида, его ценности, мотивы и стремления, а также, что особенно важно, систему свобод в управлении своими потребностями и, связанными с их удовлетворением, жизненными процессами и задачами. В конечном итоге, речь идёт о таком сложном и многоуровневом явлении, как самосознание личности, рефлексия.
Именно самосознание помогает выстроить систему ценностных ориентиров, позволяющих приобретать свои взгляды и представления в процессе решения жизненных задач, связанных с построением человеком своего жизненного мира.
Какое отношение к этому имеет «ПОЭЗИС» и концепция «арте- фактно-ориентированного сознания» программы «ТВОРИТЕЛИ»?
Порядок, идентичность, осмысленность, свершаемость — эти свойства человеческого бытия взаимодействуют с окружающим миром, наполненным ресурсами, возможностями, но также и опасностями, рисками, случайностями и хаотическими явлениями. В их взаимодействии жизненный мир человека как событие стремится к преодолению случайности, но при этом, зачастую, и само становится случайностью. Истинным свершением жизненного мира человека в его постоянной резонансности с событиями внешнего мира является «СБЫВАЕМОСТЬ».
Человеческое бытие должно действовать как отлаженный механизм, предпринимающий постоянное усилие, складывающий в единые организованные процессы идею, энергию и материю. Эта мысль наглядно отображается в графике «ТВОРИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ» программы. Это постоянное усилие осуществляется человеком как творение; смысл этого творения — упорядочение, а структура этого творения — осмысление человеком себя, мира вокруг и своих жизненных процессов, соединённых с этим миром и продолжающихся в нём как единая смыслообразующая и преобразующая мир система.
В программе «ТВОРИТЕЛИ» этот процесс реализуется через предъявляемые человеку текстовые и графические стимулы, несущие многоуровневую символику материальных сфер, с которыми человек взаимодействует в окружающем его мире, интегрированную с целым «пантеоном» архетипов бессознательного», преобразованных в «культурологические схемы» — текстовые и графические конструкты, структурно — смысловые (или семантические по отношению к тексту) совокупности символических форм в графическом изображении или тексте, предполагающие передачу культурных значений, связанных с архитипическими образами, их актуализацию и репрезентацию на уровне индивидуального человеческого сознания[4, 5].
В сознании человека с древних времён эти взаимодействия мирос- фер и стихий опираются на пять элементов, служащих основой формирования структурных форм живой материи. Это представление само по себе является артефактом.
В европейской традиции теорию четырёх стихий начал разрабатывать Эмпедокл. Позднее концепция четырёх стихий: Огонь, Воздух, Вода, Земля, развивалась Платоном и Аристотелем.
В натурфилософии Аристотеля уже предполагалось существование пятого элемента — эфира, или начала движения.
В китайско-даосской традиции до сих пор существует представление о пяти элементах: Металл, Земля, Огонь, Дерево, Вода.
«ТВОРИТЕЛИ» предлагают своё прочтение древних представлений о пяти первоэлементах и стихиях, основываясь на полученных человечеством знаниях об устройстве нашего мира, вселенной, живой материи и человеческого сознания.
Поэтому СЕМИЕЛАСИЕ МИРОСФЕР в программе ТВОРИТЕЛИ — это комбинаторика символов, основанная на принципе взаимодействия семи СФЕР:
ЦЕНТРОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу стихии металла и несёт древнейший символ защиты, остроты, труда и его орудий, взаимосвязи, взаимодействия и развития, а так же когнитивного (творческого) сознания;
ЛИТОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу земли и несёт символ плодородия и неразрывной связи всего живого с геологическими процессами на нашей планете;
БИОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу стихии «дерева жизни», несёт символ связи человека с природой, потенциала биосферы и эволюции жизни;
ЕИДРОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу стихии воды и несёт символ стихии моря, преобразования вещества, генетической памяти и возникновения жизни;
АТМОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу стихии воздуха и представляет пространство, единство мировых стихий, а так же подвижность и вездесущность человеческой мысли;
ПИРОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу стихии огня и несёт символ энергии тепла, «небесного огня», Солнца, связи человека с Вселенной и творческой материализации образов сознания.
КОСМОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу стихии космоса, как абсолютного пространства, наполненного светом и энергией созидательного ТВОРЕНИЯ, совершаемого во времени.
Когнитивное (творческое) сознание человека связано с древнейшими архетипами взаимодействий человека с силами внешнего мира, планетарными и космическими явлениями, а также с внутренними силами, скрытыми в самом человеческом организме. Эти архетипы воплощены в формах произведений искусства, изображений, текстов, а также предметов материальной культуры, несущих определённую символику — артефактов. «ТВОРИТЕЛИ» с помощью научного метода преобразовали эти формы в систему артефак- тно — ориентированного сознания, реализуемого через смысловую технологию.
С помощью артефактно — ориентированного сознания и смысловой технологии программы «ТВОРИТЕЛИ» человек может заново обрести свою идентичность в современном социуме и реализовать её в построении своего индивидуального жизненного мира, своей реальности, восполнить утраченное и побороть неотступно надвигающееся хтоническое и хаотическое.
С целью выживания, пребывания и утверждения себя в современном мире человек должен постоянно совершать «претворение» своего собственное мира и его «космизацию» — обнаруживать себя в физическом пространства, творить свою реальность, противопоставляя ее всей огромной протяженности окружающего мира, обозначая цели и задачи, а также отмечая пройденные этапы и достижения на своём пути.
Это «космизирующее претворение» и становится жизненной культурой человека — возможным в человеческом масштабе творением нового мира из отправной, изначальной точки бытия. Оно делается архетипической основой любого человеческого деяния, действия, творения — «ПОЭЗИСОМ», протодействием для всякой созидательной активности человека, в любой сфере его деятельности, его жизненного мира и основанием окружающего мира как «человекомерного» космоса.
Поэтому программа «ТВОРИТЕЛИ» использует архетипический феномен «ПОЭЗИСА», обозначающего творение не как онтологическое изготовление, а как смыслообразующей и негэнтропийной функции человеческого сознания в достижении «порядка через преодолеваемую фрустрацию» в экзистенциальном хаосе бытия.
В этом понимании «ПОЭЗИС» оказывается моделью, первичной архаической структурой созидательной жизненной культуры человека, началом ее хроно- и топологии. В программе «ТВОРИТЕЛИ» она становится основанием пространства и времени, соразмерным которому оказывается теперь современный человек.
В «ПОЭЗИСЕ» программы «ТВОРИТЕЛИ» сознательное соединяется с бессознательным, материальный мир человека соединяется с духовным, его психическая энергия соединяется с его мотивными силами, ресурсы с потребностями, идеи с возможностями, а тело соединяется со своей «главной операционной системой» — мозгом и сознанием [6].
«ПОЭЗИС» — это «бытие появляющееся». Сама природа человека содержит признаки и свойства изначального «ПОЭЗИСА». Поэтому жизненное творчество человека в программе «ТВОРИТЕЛИ», прилагаемое им к своей собственной природе и к своему собственному сознанию, раскрывает сокрытые возможности и ресурсы имплицитной памяти, как укоренённое в каждом человеке «стремление к совершенству» и связанные с этим стремлением навыки.
Человек, связывая в «ПОЭЗИСЕ» «ТВОРИТЕЛЕЙ» свой собственный и природные миры, входит в циклы программы, получая психоэмоциональные и когнитивные стимулы, направленные на постоянное усилие полюса человеческого бытия, как творения человеком своего собственного упорядоченного космоса, своей «индивидуальной вселенной».
«ПОЭЗИС» программы «ТВОРИТЕЛИ», объединяя в культурологических схемах символы мировой культуры, сферы человеческого бытия и мировых стихий, создаёт внутри человека его собственное мировое пространство, отображающее мир для каждого человека «по своему», но позволяющее человеку, постоянно «пребывая в нём», искать и находить там чувство опоры, новые возможности, положительные эмоции, идеи, вдохновение, веру в себя, жизненную энергию, силу, внутреннюю истину и мудрость и ещё что-то, что свойственно только ему — свою неповторимую индивидуальность. Программа
«ТВОРИТЕЛИ» связует через «ПОЭЗИС» единое мировое — и вну-
тримировое пространство человека [7].
Таким образом, «ПОЭЗИС» «ТВОРИТЕЛЕЙ» — это архетипи-
ческая структура и модель фундаментального синтеза жизненного
мира человека.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Судаков К.В. Функциональные системы. — Москва: «Издательство РАМН», 2011. — 320 с.
2. Стёпин В. С. От философии науки — к философской антропологии // Познающее мышление и социальное действие / под ред. Н. И. Кузнецовой. — М., 2004. — 544 с.
3. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? — М., 1981. — 320 с.
4. ПотебняА. А. Мысль и язык — Типография Адольфа Дарре, 1992. — 228 с.
5. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. — 496 с.
6. Прохоров А. О. Психические состояния и сознание: структурнофункциональная модель отношений//Психология состояний: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Сборник статей Третьей Международной научной конференции (Казань, 8—10 ноября 2018 г.)/отв.ред.: Б.С.Алишев, А.О.Прохоров.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2018. — С. 123—134.
7. Сухих С. А. Эксперимент в лингвопсихологии. Язык, коммуникация и социальная среда. — Вып. 10. — Воронеж, 2012. — С. 97-112.