Шевченко Олег Юрьевич,. Мушкина Ирина Анатольевна,




ПОЭЗИС ПРОГРАММЫ«ТВОРИТЕЛИ», КАК АРХЕТИП КУЛЬТУРЫИ МОДЕЛЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО СИНТЕЗА ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

Шевченко Олег Юрьевич,

руководитель проекта «ТВОРИТЕЛИ», Генеральный директор,

Общество с Ограниченной Ответственностью «Морской Доктор», г. Краснодар

Мушкина Ирина Анатольевна,

к.п.н., доцент, завкафедрой педагогического и психолого-педаготического образования Е7 mia-16O90maii.ru

Михалькова Ольга Анатольевна,

к.п.н., доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования Е7 miha1kova_o1ga670maii.ru

Григоращенко-Алиева Надежда Мансумовна,

канд. социол. наук, доцент, кафедры педагогического и психолого-педагогического

образования

Е7 nadya555O50maii.ru

Ширкунова Оксана Геннадьевна,

заведующая социально-психологической службой вуза, аспирант, преподаватель кафедры педагогического и психолого-педагогического образования Е7 megakcu0maii.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет », г. Сочи

АННОТАЦИЯ

В статье представлен теоретический анализ возможностей и ме­тодологический базис программы «ТВОРИТЕЛИ». Раскрывается «ПОЭЗИС» как архетипическая структура генезиса культуры, модель фундаментального синтеза культуры, проявляющаяся на индивидуальном плане в стремлении человека к самореализации и совершенству. Представлен «ТВОРИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ» программы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Программа «Творители», «Поэзис», «Твори­тельный механизм» программы.

POETIC PROGRAM «TVORITELI» AS A CULTURAL ARCHETYPE AND MODEL THE FUNDAMENTAL SYNTHESIS OF HUMAN LIFE WORLD

Shevchenko 0.,

руководитель проекта «ТВОРИТЕЛИ», Генеральный директор,

Общество с Ограниченной Ответственностью «Морской Доктор», г. Краснодар

Mushkina I.,

к.п.н., доцент, зав.кафедрой педагогического и психолого-педагогического образования

Mikhalkova О.,

к.п.н., доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования

Grigorashchenko-Aliyeva N. М.,

канд. социол. наук, доцент, кафедры педагогического и психолого-педагогического образования

Shirkunova 0. G.

заведующая социально-психологической службой вуза, аспирант, преподаватель кафедры педагогического и психолого-педагогического образования

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Sochi State University», city of Sochi

ABSTRACT

The article presents a theoretical analysis of the possibilities and meth­odological basis of the program «TVORITELI». The article reveals «POESIS» as an archetypal structure of the Genesis of culture, a model of fundamental synthesis of culture, manifested on the individual plane in the human desire for self-realization and perfection. The «TVORI- TELINY MECHANISM» of the program is presented.

KEYWORDS: Program «Tvoriteli», «Poesis», «Tvoriteliny mechanism».

В

ся жизнь человека, деятельность, направленная на удовлетворе­ние всех видов его потребностей, связана с оценкой его состоя­ний. Жизненные процессы всегда связаны у человека с переживани­ями и отражаются в изменении состояний его психики, запускающей процесс дальнейшего изменения состояний сознания, эмоций, физи­ологии и активности, побуждающей или притормаживающей вплоть до самой остановки акцептора действия. Акцептор действия по тео­рии функциональных систем академика П. К. Анохина — это физио­логический и психологический аппарат динамической организации предвидения и оценки результатов действия, который строится под влиянием действия на организм факторов, удовлетворяющих его ведущие биологические и социальные потребности. Формирование акцептора результата действия отражает процесс постановки цели к действию, высшую мотивацию в широком смысле слова [1].

Человек в современных условиях испытывает агрессивное воздей­ствие внешней среды, которая складывается из техногенного воздей­ствия (электромагнитный смог, экология биосферы и возрастание информационной нагрузки при ограниченной адаптации человека в динамичных условиях рыночной экономики). Все это ведет к боль­шим затратам биоэнергетических ресурсов человека для сохранения его функциональных возможностей в социальной среде. Да и само поведение человека в рыночных условиях жизни имеет выраженный невротический характер. А переживаемый психоэмоциональный стресс смягчается «заеданием», отрицательным восприятием окру­жающего, депрессивными состояниями и, в конечном счете, различ­ного рода неврозами. А, как известно, депрессия и агрессия является следствием фрустрационных переживаний человека, т.е. нереали­зованная динамика психического «Я» выступает источником таких переживаний. Таким образом, современная жизнь делает человека психологически ущербным и слабым к негативным воздействиям окружающего.

Культура призвана обеспечить выживание человека. Но природа самого человека неоднородна и представляет различные уровни эво­люции его сознания. Человек представляет собой точку пересечение различных ипостасей, его организующих: организм (биологическая ипостась); психика (психическая ипостась); поведение в группе (со­циальная ипостась), дух — человек как часть энергоинформацион­ной структуры космоса (вселенская ипостась). Основу этих ипоста­сей составляют энергоинформационные процессы, в задачу которых входит обеспечение их существования. Биохимические процессы обеспечивают организм биологической энергией. Психические про­цессы интегрируют в себя как биологическую, так и энергию соци­альной и космической природы. Эти процессы, либо консолидируют энергию данных источников, обеспечивая конструктивное функцио­нирование человека, либо при нарушении их взаимосвязи происхо­дит утрата энергетического потенциала человека, что сказывается на плодотворности бытия.

Программа «ТВОРИТЕЛИ» — это возможность для человека ин­терактивно обратится к обеим сторонам своей индивидуальной пси­хической жизни — к сознательному и бессознательному, чтобы вос­соединить их возможности, ресурсы, энергию и целевые установки в построении своего Жизненного Мира, своей реальности.

Работа с Программой даёт возможность воссоединиться со своим природным творческим началом — «ПОЭЗИСОМ», являющимся ар­хетипом мировой культуры, а также способностью полностью отра­жать (рефлексировать) свои внутренние состояния и внешний мир, жизнедеятельность своего организма и окружающее пространство для использования индивидуальных, а не навязанных извне, ресур­сов и улучшения всех процессов личного жизненного сценария.

При этом программа «ТВОРИТЕЛИ» опирается на симбиоз до­стижений мировой культуры и современной науки. В современных условиях именно культура призвана обеспечить выживание чело­века. Но природа самого человека неоднородна и представляет раз­личные уровни эволюции его сознания, изучение которых является прерогативой науки.

В программе «ТВОРИТЕЛИ» культура рассматривается как твор­ческое событие, имеющее свою архетипическую логику, предусматри­вающую ключевое понятие «ПОЭЗИС» как архетипическую структу­ру генезиса культуры, модель фундаментального синтеза культуры, проявляющуюся на индивидуальном плане в стремлении человека к самореализации и совершенству, рассматривается как акт рефлексии в эстетическом постижении мира. В наибольшей степени в програм­ме «ТВОРИТЕЛИ» «ПОЭЗИС» проявляется во фразеологических и лингвоморфологических конструкциях программы «ТВОРИТЕЛИ», хотя необходимо отметить органическую связь фразеологии про­граммы с её графическими решениями.

В контексте данного определения «ПОЭЗИС» связывает обрете­ние смысла и преображение человеческого бытия с созиданием через события и артефакты культуры.

Именно этот принцип лежит в основе концепции «артефактно- ориентированного сознания» и «смысловой технологии», состав­ляющих методологический базис программы «ТВОРИТЕЛИ», как организованной системы ориентируемых форм когнитивного и язы­кового сознания в оптимизации процессов обучения, организации труда, управления, коммуникативной компетентности, само-регуля- ции психоэмоциональной сферы и функциональных состояний орга­низма, практически во всех сферах жизненного мира человека.

Событийная процессуальность мира постмодернистской эпохи предусматривает реализацию жизненных категорий и аспектов чело­века «творением смысла» сквозь поток детерминирующей энтропии случайностей и внешних воздействий, формирование человеком сво­его жизненного мира, своей реальности в виде ареала устойчивости и «порядка через хаос». В связи с чем, негэнтропийная функция че­ловека проявляется в особой значимости, распространяясь не только на свойства организма, но и на окружающий его мир — среду обита­ния, межличностные отношения, работу, социум, обучение.

Рефлексия постмодернистской эпохи позволяет анализировать целый спектр кризисных явлений во всех сферах духовной и пра­ктической деятельности человека, а также общего кризиса общества. Взлет материального и рационального во всех сферах жизни, сопро­вождавшийся политическим, экономическим и культурным ростом, прошел свой высший пик.

Эсхатологичность видения мира сопрягается преимущественно с различными объективными феноменами и измерениями челове­ческого бытия. Однако в ряду глобальных проблем первостепенное значение начинает приобретать антропологическая проблема, пони­маемая многими мыслителями как антропологический кризис. Изме­нения, которые происходят в жизни человечества под воздействием быстрого развития техники и новых технологий, носят глобальный характер. Мировая система испытывает экономический, политиче­ский, экологический и другие кризисы. Но, все же наиболее значи­мым для судьбы человечества является антропологический кризис.

Кризисные явления в развитии техногенной цивилизации прев­ратили проблему человека в одну из главных глобальных проблем современности. В этой связи анализ новейших антропологических явлений и трендов — одна из центральных задач современной фи­лософии. Спектр этих тенденций неуклонно расширяется, отличаясь пестротой и разнообразием. По мнению В.С.Степина, самым опас­ным для перспектив человечества выступает прежде всего антропо­логический кризис [2, с. 21].

Человек XXI века ощущает изменение системы ценностей, разру­шение прежних духовных структур. Смена культурной парадигмы изменяет сознание человека, вовлекая его в «наивно-бытийную» фазу сознания, значительно снижающую рефлексию и «нейтрализующую» континуальное (потоковое) сознание человека, разделяя его с бессоз­нательным и лишая человека гибких, адаптивных и творческих форм сознания и ценностных представлений, основанных на архетипах и колоссальных ресурсах многовековой общечеловеческой культуры.

Вместе с тем, для современного человека за прошедшее столетие мир стал другим и реалии постмодернистского общества требуют от него чрезвычайно высокой адаптивности для включения в активную социальную деятельность. Этот процесс адаптации может привести человека к утрате индивидуальности и полному растворению в со­циуме.

Ж. Делез называет современное общество «обществом контр­оля». Все социальные институты общества подвергаются постоян­ному контролю, контролируются не только коммуникации, но речь, воображение индивида. Власть захватывается посредством языка.


Коды и символы определяют место человека в «социальной машине», они фиксируют «территорию человека» при помощи государствен­ных и культурных институтов. Общество контроля лишает человека его цельности, превращает в дивидуума, фрагмента общественной структуры, объекта воздействия внешних социальных условий и установок [3, с. 78].

В условиях современного общества человек постоянно сталкива­ется с рисками, имеющими психологические и социальные последст­вия. Современный человек находится в состоянии постоянной пере­грузки, постоянного социального напряжения.

Поэтому важным компонентом развития личности в услови­ях современного общества является осознание себя как личности и субъекта действия. Это осознание предполагает также и актуализа­цию принципа «жизненного мира», как некоего модуля обладания, совмещающего в себе потребности индивида, его ценности, мотивы и стремления, а также, что особенно важно, систему свобод в управ­лении своими потребностями и, связанными с их удовлетворением, жизненными процессами и задачами. В конечном итоге, речь идёт о таком сложном и многоуровневом явлении, как самосознание лично­сти, рефлексия.

Именно самосознание помогает выстроить систему ценностных ориентиров, позволяющих приобретать свои взгляды и представле­ния в процессе решения жизненных задач, связанных с построением человеком своего жизненного мира.

Какое отношение к этому имеет «ПОЭЗИС» и концепция «арте- фактно-ориентированного сознания» программы «ТВОРИТЕЛИ»?

Порядок, идентичность, осмысленность, свершаемость — эти свойства человеческого бытия взаимодействуют с окружающим миром, наполненным ресурсами, возможностями, но также и опас­ностями, рисками, случайностями и хаотическими явлениями. В их взаимодействии жизненный мир человека как событие стремится к преодолению случайности, но при этом, зачастую, и само становится случайностью. Истинным свершением жизненного мира человека в его постоянной резонансности с событиями внешнего мира является «СБЫВАЕМОСТЬ».

Человеческое бытие должно действовать как отлаженный меха­низм, предпринимающий постоянное усилие, складывающий в единые организованные процессы идею, энергию и материю. Эта мысль на­глядно отображается в графике «ТВОРИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ» программы. Это постоянное усилие осуществляется человеком как творение; смысл этого творения — упорядочение, а структура этого творения — осмысление человеком себя, мира вокруг и своих жизнен­ных процессов, соединённых с этим миром и продолжающихся в нём как единая смыслообразующая и преобразующая мир система.

В программе «ТВОРИТЕЛИ» этот процесс реализуется через предъявляемые человеку текстовые и графические стимулы, несущие многоуровневую символику материальных сфер, с которыми человек взаимодействует в окружающем его мире, интегрированную с це­лым «пантеоном» архетипов бессознательного», преобразованных в «культурологические схемы» — текстовые и графические конструк­ты, структурно — смысловые (или семантические по отношению к тексту) совокупности символических форм в графическом изобра­жении или тексте, предполагающие передачу культурных значений, связанных с архитипическими образами, их актуализацию и репре­зентацию на уровне индивидуального человеческого сознания[4, 5].

В сознании человека с древних времён эти взаимодействия мирос- фер и стихий опираются на пять элементов, служащих основой фор­мирования структурных форм живой материи. Это представление само по себе является артефактом.

В европейской традиции теорию четырёх стихий начал разраба­тывать Эмпедокл. Позднее концепция четырёх стихий: Огонь, Воз­дух, Вода, Земля, развивалась Платоном и Аристотелем.

В натурфилософии Аристотеля уже предполагалось существова­ние пятого элемента — эфира, или начала движения.

В китайско-даосской традиции до сих пор существует представле­ние о пяти элементах: Металл, Земля, Огонь, Дерево, Вода.

«ТВОРИТЕЛИ» предлагают своё прочтение древних представле­ний о пяти первоэлементах и стихиях, основываясь на полученных человечеством знаниях об устройстве нашего мира, вселенной, жи­вой материи и человеческого сознания.

Поэтому СЕМИЕЛАСИЕ МИРОСФЕР в программе ТВОРИТЕ­ЛИ — это комбинаторика символов, основанная на принципе взаи­модействия семи СФЕР:

ЦЕНТРОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу стихии металла и несёт древнейший символ защиты, остроты, труда и его орудий, взаимосвязи, взаимодействия и развития, а так же ког­нитивного (творческого) сознания;

ЛИТОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу зем­ли и несёт символ плодородия и неразрывной связи всего живого с геологическими процессами на нашей планете;

БИОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу сти­хии «дерева жизни», несёт символ связи человека с природой, потен­циала биосферы и эволюции жизни;

ЕИДРОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу стихии воды и несёт символ стихии моря, преобразования вещества, генетической памяти и возникновения жизни;

АТМОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу сти­хии воздуха и представляет пространство, единство мировых стихий, а так же подвижность и вездесущность человеческой мысли;

ПИРОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу стихии огня и несёт символ энергии тепла, «небесного огня», Солнца, связи человека с Вселенной и творческой материализации образов сознания.

КОСМОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу стихии космоса, как абсолютного пространства, наполненного светом и энергией созидательного ТВОРЕНИЯ, совершаемого во времени.

Когнитивное (творческое) сознание человека связано с древ­нейшими архетипами взаимодействий человека с силами внешнего мира, планетарными и космическими явлениями, а также с вну­тренними силами, скрытыми в самом человеческом организме. Эти архетипы воплощены в формах произведений искусства, изображе­ний, текстов, а также предметов материальной культуры, несущих определённую символику — артефактов. «ТВОРИТЕЛИ» с помо­щью научного метода преобразовали эти формы в систему артефак- тно — ориентированного сознания, реализуемого через смысловую технологию.

С помощью артефактно — ориентированного сознания и смысло­вой технологии программы «ТВОРИТЕЛИ» человек может заново обрести свою идентичность в современном социуме и реализовать её в построении своего индивидуального жизненного мира, своей ре­альности, восполнить утраченное и побороть неотступно надвигаю­щееся хтоническое и хаотическое.

С целью выживания, пребывания и утверждения себя в совре­менном мире человек должен постоянно совершать «претворение» своего собственное мира и его «космизацию» — обнаруживать себя в физическом пространства, творить свою реальность, противопостав­ляя ее всей огромной протяженности окружающего мира, обозначая цели и задачи, а также отмечая пройденные этапы и достижения на своём пути.

Это «космизирующее претворение» и становится жизненной культурой человека — возможным в человеческом масштабе тво­рением нового мира из отправной, изначальной точки бытия. Оно делается архетипической основой любого человеческого деяния, действия, творения — «ПОЭЗИСОМ», протодействием для всякой созидательной активности человека, в любой сфере его деятельности, его жизненного мира и основанием окружающего мира как «челове­комерного» космоса.

Поэтому программа «ТВОРИТЕЛИ» использует архетипический феномен «ПОЭЗИСА», обозначающего творение не как онтологи­ческое изготовление, а как смыслообразующей и негэнтропийной функции человеческого сознания в достижении «порядка через пре­одолеваемую фрустрацию» в экзистенциальном хаосе бытия.

В этом понимании «ПОЭЗИС» оказывается моделью, первичной архаической структурой созидательной жизненной культуры челове­ка, началом ее хроно- и топологии. В программе «ТВОРИТЕЛИ» она становится основанием пространства и времени, соразмерным кото­рому оказывается теперь современный человек.

В «ПОЭЗИСЕ» программы «ТВОРИТЕЛИ» сознательное соеди­няется с бессознательным, материальный мир человека соединяется с духовным, его психическая энергия соединяется с его мотивными силами, ресурсы с потребностями, идеи с возможностями, а тело со­единяется со своей «главной операционной системой» — мозгом и сознанием [6].

«ПОЭЗИС» — это «бытие появляющееся». Сама природа человека содержит признаки и свойства изначального «ПОЭЗИСА». Поэтому жизненное творчество человека в программе «ТВОРИТЕЛИ», прила­гаемое им к своей собственной природе и к своему собственному со­знанию, раскрывает сокрытые возможности и ресурсы имплицитной памяти, как укоренённое в каждом человеке «стремление к совершен­ству» и связанные с этим стремлением навыки.

Человек, связывая в «ПОЭЗИСЕ» «ТВОРИТЕЛЕЙ» свой собствен­ный и природные миры, входит в циклы программы, получая пси­хоэмоциональные и когнитивные стимулы, направленные на посто­янное усилие полюса человеческого бытия, как творения человеком своего собственного упорядоченного космоса, своей «индивидуаль­ной вселенной».

«ПОЭЗИС» программы «ТВОРИТЕЛИ», объединяя в культуроло­гических схемах символы мировой культуры, сферы человеческого бытия и мировых стихий, создаёт внутри человека его собственное мировое пространство, отображающее мир для каждого человека «по своему», но позволяющее человеку, постоянно «пребывая в нём», искать и находить там чувство опоры, новые возможности, положи­тельные эмоции, идеи, вдохновение, веру в себя, жизненную энергию, силу, внутреннюю истину и мудрость и ещё что-то, что свойственно только ему — свою неповторимую индивидуальность. Программа

«ТВОРИТЕЛИ» связует через «ПОЭЗИС» единое мировое — и вну-

тримировое пространство человека [7].

Таким образом, «ПОЭЗИС» «ТВОРИТЕЛЕЙ» — это архетипи-

ческая структура и модель фундаментального синтеза жизненного

мира человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Судаков К.В. Функциональные системы. — Москва: «Издательство РАМН», 2011. — 320 с.

2. Стёпин В. С. От философии науки — к философской антропо­логии // Познающее мышление и социальное действие / под ред. Н. И. Кузнецовой. — М., 2004. — 544 с.

3. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? — М., 1981. — 320 с.

4. ПотебняА. А. Мысль и язык — Типография Адольфа Дарре, 1992. — 228 с.

5. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. — 496 с.

6. Прохоров А. О. Психические состояния и сознание: структурно­функциональная модель отношений//Психология состояний: ак­туальные теоретические и прикладные проблемы. Сборник статей Третьей Международной научной конференции (Казань, 8—10 но­ября 2018 г.)/отв.ред.: Б.С.Алишев, А.О.Прохоров.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2018. — С. 123—134.

7. Сухих С. А. Эксперимент в лингвопсихологии. Язык, коммуникация и социальная среда. — Вып. 10. — Воронеж, 2012. — С. 97-112.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: