Урок 24. Средневековый город. Организационная структура урока




Урок 24. Средневековый город

Цели деятельности педагога Сформировать представления об архитектуре и искусстве средневековой Европы, создать условия для развития интереса к истокам культуры средневекового города, формировать эмоционально-ценностное отношение к культуре Западной Европы в Средние века
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре средневековой Европы, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся европейских художников. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Изобразительное искусство, витраж, готика, «окно-роза», портал, образ, цвет, тон, композиция
Образовательные ресурсы Интернет-ресурсы: www.stranapesen.ru, www.alted.ru, https://ru.wikipedia.org, www.ordash.narod.ru
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: Фр. да Милано «Сюита для лютни: канцона и танец»; песня «Рай», муз. В. Вавилова, сл. А. Волохонского
Оборудование Доска, проектор, компьютер; материалы: листы бумаги, гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка

Организационная структура урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Музыкальный фон: песня «Рай» Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает текст песни. РАЙ Над небом голубым Есть город золотой С прозрачными воротами И с яркою звездой. А в городе том сад, Все травы да цветы. Гуляют там животные Невиданной красы Одно, как желтый огнегривый лев, Другое – вол, исполненный очей. Третье золотой орел небесный, Чей так светел взор незабываемый. А в небе голубом Горит одна звезда. Она твоя, о ангел мой, Она всегда твоя. Кто любит, тот любим, Кто светел, тот и свят, Пускай ведет звезда тебя Дорогой в дивный сад. Тебя там встретит огнегривый лев И синий вол, исполненный очей. С ними золотой орел небесный Чей так светел взор незабываемый. А. Волохонский Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для чело- века и принимают его; имеют желание учиться Устные ответы
II. Изучение нового материала Словесно-иллю- стративный рас- сказ с элементами беседы по теме «Средневековый город».   Просмотр презентации «Средневековый город».   Просмотр презентации «Средневековый город».     Просмотр презентации «Средневековый город».     Просмотр репродукций картин: Ф. Липпи «Портрет женщины и мужчины», 1460-е гг.;     Б. Гоццоли «Танец Саломеи», 1460-е гг.; Рогир ван дер Вейден «Изабелла Португальская», 1450 г.   – Сегодня мы с вами совершим путешествие в средневековый город, в эпоху раннего Средневековья – с 476–900 гг., когда произошло Великое переселение народов, появились викинги, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове, образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. В это время по всей Западной Европе стали вырастать города. Каждый город нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые запирались на ночь. Тесно прижатые друг к другу дома с высокими двухскатными крышами росли, образуя сплошные стены узких кривых улочек. – Каким словом в искусстве называются городские здания, сооружения, красивые постройки? (Архитектура.) – Население средневекового города было немногочисленным. Обычно оно не превышало 5–6 тысяч человек, а часто было и того меньше – 1–2 тысячи. Лишь немногие города Западной Европы, такие как Лондон или Париж, насчитывали несколько десятков тысяч жителей. В тесноте города люди стремились избежать однообразия. Каждый старался построить дом по-своему. Самые богатые постройки выходили на центральную площадь. В центре города всегда возвышался собор. Городской собор – это архитектурный, и даже в каком-то смысле хозяйственный центр города. Вокруг него лепились лавки ремесленников. У его портала (входа) завязывались научные и политические дискуссии, здесь же в праздничные дни разворачивались театральные зрелища… Соборная колокольня определяла городское время, а ее тревожный звон в неурочный час возвещал бедствие – пожар, набег неприятеля, внезапную эпидемию. Обратите внимание на портал – вход в храм, за которым начинается внутреннее архитектурное великолепие собора. – Как называется главное городское архитектурное сооружение? (Собор.) – Стиль, в котором были построены соборы европейского Средневековья, назывался готическим. Произошло это слово от германского племени – готов. Готика – так назвали стиль всей этой эпохи. В готических храмах нет ничего собственно готического, варварского, – французы гораздо удачнее называют готический стиль «оживным», то есть стрельчатым. Постройки как бы взмывают вверх. – А как выглядели люди, что они носили? Рассмотрим репродукции картин художников: Рогира ван дер Вейдена, Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли. В одежде периода раннего Средневековья виден стиль, доставшийся европейцам от периода Великого переселения народов. Это меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, примитивная обувь и обмотки для штанов. Длинные и короткие туники, надеваемые одна на другую, плащи – от шкур до сшитых кусков ткани, сколо- тых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без. Штаны – короткие, до колен, длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь – постолы. Слушают, отвечают на вопросы учителя. Обсуждают, сравнивают, анализируют архитектуру Средневековья и исторический материал.   Отвечают на вопросы.   Отвечают на вопрос.   Отвечают на вопрос. Фронтальная работа.   Фронтальная работа Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке архитектуры Средневековья, понимают значимость исторического прошлого Западной Европы. Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) об архитектуре. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их   Устные ответы.     Устные ответы.   Устные ответы.   Устные ответы
  Физкультминутка. Пауза общего воздействия ЕСЛИ УСТАЛИ ГЛАЗА… – Плотно сомкните веки на 5 с., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3–4 раза. Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4–6 раз. Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2–4 раза. Посмотрите на верхний левый угол стены нашего класса, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите 5–6 раз Выполняют упражнения      
III. Творческая практическая деятельность Создание коллективного панно «Площадь средневекового города» в технике аппликации. Музыкальный фон: Фр. да Милано «Сюита для лютни: канцона и танец» Делит учащихся на группы и объясняет последовательность выполнения работы. 1-я группа изготавливает фон панно. – Для фона, ребята, лучше взять не белую бумагу, а светлого, мягкого тона (оберточную), прорисовать детали пейзажа. 2-я группа изготавливает собор. Фасад храма надо вырезать из более темной бумаги, его детали можно приклеивать дополнительно или дорисовывать красками, аккуратно вклеить в панно. 3-я группа изображает жителей города красками на листках бумаги, соразмерных величине панно. Потом их можно вырезать и наклеить. Чтобы они получились в движении и легче было исправлять ошибки в пропорциях, эти рисунки можно разрезать на отдельные участки, а затем соединить, усиливая впечатление движения персонажей. Постарайтесь, чтобы получились группы людей. Подумайте, чем они заняты: разговаривают, торгуют, прогуливаются и т. п. Выполняют творческую работу Коллективная работа Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: активно работают в группах; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка Наблюдение. Выполнение творческой работы
IV. Итог урока. Рефлексия Выставка коллективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа – Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? – Рассмотрите выполненную вами работу и подумайте, все ли у нас получилось. Удалось ли нам передать атмосферу Средневековья? – Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились Рассматривают коллективную работу, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для чело- века, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания о средневековом городе с оценкой увиденного в произведениях средневекового искусства. Регулятивные: оценивают свою работу Устные ответы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: