Возраст и проблемы смысла жизни




Ранняя юность.

Формирование мировозэрения

Период юности — период социального, личностного и духовно-практического самоопределения человека. Юность определяют как стадию развития, начинающуюся с полового созревания и заканчивающуюся наступлением взрослости. Юность охватывает возрастной период от 14—15 до 20 лет.

I. В период ранней юности подросток думает о смысле жизни, стремлениях, о своем месте в мире, дети в этот период менее самостоятельны, более пассивны. Человек идет к полноценному становлению личности и преодолевает все сомнения, которые характерны для юношеского возраста. Те, кому удалось пройти это, становятся более уверенные в себе, независимы, обладают гибким мышлением, которое позволяет им принимать самостоятельные решения.

II. Еще один вариант развития — это быстрые изменения, которые можно контролировать. Они не вызывают эмоциональных срывов, дети слишком рано определяют свои цели в жизни и стремятся к их достижению. Но у них еще очень слабо развиты рефлексия и эмоциональная сфера.

III. Третий вариант состоит в том, что подросток пытается найти свой путь в жизни. Эти дети не уверены в себе, не могут себя понять. Они часто отвергают ценности родителей, но сами не могут предложить ничего нового, В переходный период возникает особый интерес к общению с взрослыми.

Общение со сверстник ами необходимо для становления самоопределения в ранней юности. Общение с друзьями носит исповедальный характер. С лучшим другом обсуждаются случаи разочарований, отношения с противоположным полом. Общение требует взаимопонимания, близости, откровенности. Юношеские представления о любви говорят, о том, что детям необходимы тепло, понимание, душевная близость. Мальчики преувеличивают физические аспекты сексуальности и пытаются отгородиться от нее. Они стремятся подавить свои чувства.

 

Профессиональное самоопределение

Уже в 15 лет подросток думает о том, кем ему быть (профессиональное самоопределёние) и каким ему быть (моральное). Особенно в выпускном классе дети думают о своей будущей профессии.

В разное время подростки имели различные ориентиры при выборе профессии. В 80-е гг. ХХ в. наиболее значимыми были три фактора: престижность профессии, качества личности, которые должны быть присущи представителям этой профессии, и принципы, характерные для профессионального круга. В современном мире определяющим фактором является материальный.

Профессиональное и личное самоопределения являются важными особенностями ранней юности. Они связаны с новым восприятием времени, временной перспективой. В 11 классе жизненный выбор становится реальностью. Поэтому ситуация становится более напряженной.

Важно отметить, что развитие самооценки зависит не только от общей ситуации, но и индивидуальных черт ребенка. Дети в 16—17 лет более сдержанны, чем в 11—15 лет. В это время формируется нравственная устойчивость личности. Старшеклассники начинают ориентироваться на свои взгляды, представления, убеждения, знания. В этот период вырабатывается мировоззрение человека. Интеллектуальное развитие состоит в накоплении и систематизации знаний о мире.

Важный пункт профессионального самоопределения подростков — это изменение учебной мотивации. Старшеклассники начинают рассматривать учебу как нужную базу для будущей профессии.

 

Возраст и проблемы смысла жизни

Обычно в 30 лет человек переживает кризисное состояние. Изменяется представление о жизни. Люди часто утрачивают интерес к тому, чем раньше занимались. По мнению И. С. Кона, человек начинает анализировать себя, свою жизнь, достижения и понимает нереализованность многих планов. Если происходит пересмотр ценностей собственной личности, то человек считает, что жизненный замысел оказался неверным. Этот период называют кризисом смысла жизни, так как именно в этот период человек задумывается о смысле своего существования.

Проблеме смысла жизни посвятил свои работы В. Франкл. Из его рассуждений следует, что проблема смысла жизни возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, т.е. цель поставлена неверно. Существует не проблема смысла, а проблема депривации мотива. Она возникает из-за неверно поставленных целей, достижение которых должно было реализовать мотив. Согласие с миром, гармония, способность не притворяться и составляют мотив, депривация которого приводит к потере смысла жизни. Человек полностью теряет, смысл жизни тогда, когда в жизни нет ни одного важного мотива. Эгоистические мотивы входят в структуру жизни, поэтому они не адекватны согласию с миром. В. Франкл говорил, что потеря предмета потребностей влечет за собой алкоголизацию и наркоманию. При этом он утверждает, что переживание наслаждения при данных патологиях можно сравнить с переживаниями счастья, т.е. с переживанием того мотива, который дает радость бытия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: