Как происходит интеллектуальное развитие в юности?




У школьников юношеского возраста мышление становится более систематическим и критическим. Старшеклассники требуют доказательства и обоснования тех утверждений, которые они слышат от учителей, окружающих и близких. Кроме того, происходит и совершенствование памяти школьников, в значительной мере меняются способы запоминания. Наряду с деятельностью непроизвольного запоминания у старших школьников, наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала. В эти год происходит значительный рост знаний и умений учащихся. Они успешно решают многие сложные вопросы, возникающие при изучении точных дисциплин: математики, физики, химии. Это относится как к теоретическому осмыслению материала, так и к решению’ сложных задач и выполнению лабораторных заданий. Старшеклассники глубже понимают социально-исторические явления и естественно-научные вопросы.

Совершенствуется моторика юноши, развивается его мышление, его общий интеллектуальный уровень. Это ‘позволяет школьнику на основе ‘производственного обучения осуществлять ряд сложных трудовых операций, овладеть сложной техникой, работой с компьютером. Растет сознательное отношение к труду и учению, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер. Мыслительная деятельность приобретает такой уровень развития процессов анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, который делает возможной самостоятельную творческую деятельность в определенных областях, для этого возраста становятся характерными тенденции к причинному объяснению явлений, умение аргументировать и доказывать, критичность мышления.

Общие умственные способности человека к 15—16 годам уже сформированы, и такого быстрого роста, как в детстве, уже не наблюдается. Однако они продолжают совершенствоваться. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение интеллектуального аппарата делают умственную деятельность юношей и девушек более устойчивой и эффективной, приближал ее в этом отношении к деятельности взрослого. Особенно быстро «развиваются специальные способности».

У юношей присутствует в выполнении, поставленных задач нестандартный подход, умение включать частные проблемы в более общие, умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач.

Развитие интеллекта в молодости тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, предполагает свое проявление, свободный поиск нового и- т. п. Вместе с тём сохраняется необходимость соблюдения интеллектуальной Дисциплины, организованности и систематичности в работе. Молодые люди осознают, что при прочих равных условиях,

как правило, наиболее успешен (в учении, в творчестве) тот,

у кого сильны устремленность на решение задач, тот, кто умеет

максимально использовать свои интеллектуальные ресурсы, которые, в свою очередь, развиваются и совершенствуются только

в процессе систематической умственной работы.

 

От чего зависит интенсивность юношеской рефлексии?

Для юности характерна повышенная рефлексия -собственных действий, когда юноша пытается познать себя посредством самонаблюдения, самосозерцания. Возникает повышенный интерес к внутреннему миру других Людей. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Таким образом, юношеская рефлексия предс-тавляет собой, с одной стороны, осознание собственного «я» (кто я такой, каковы мои способности), а с другой - осознание своего положения в мире (каков мой жизненный идеал, кем я хочу стать и т. д.).

Интенсивность юношеской рефлексии зависит от многих социальных, индивидуально-типологических (степень интроверсии, экстраверсии) и биографических (условия семейного воспитания, отношения со сверстниками ) факторов.

Самоанализ молодого человека иллюзорен, тем не менее, наличие потребности в самоанализе — необходимый признак развитой личности и предпосылка целенаправленного воспитания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: