Тема: Знакомство с творчеством П.И. Чайковского «Детский альбом»




 

Музыкальный руководитель: Гренадер Н.А.

 

Используемые технологии:

 

1. информационно-коммуникационные технологии;

2. познавательно-игровые;

3. здоровьесберегающие.

 

«Детский альбом»

Цель: Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.

 

Задачи:

 

Образовательные.

- познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;

- познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;

- научить детей воспринимать образы в музыке;

- учить различать контрастное звучание музыки;

- учить импровизировать, фантазировать под музыку.

Развивающие:

- развивать музыкальный вкус;

- развивать умение вслушиваться в музыку и понимать музыкальные образы;

- развивать музыкальные и творческие способности.

Воспитательные.

- воспитывать в детях доброе начало через классическую музыку;

- воспитывать культуру слушания;

- воспитывать желание слушать классическую музыку.

 

Материалы и оборудование:

-ПК, слайды, мультимедийное оборудование,

-музыкальный центр, диски с записью музыкальных произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского, фортепиано,

- куклы, кроватка для куклы, повязка на голову куклы, барабан, гусарский головной убор.

- презентация «Детский альбом», мультфильм «Детский альбом».

 

Предварительная работа: беседа о творчестве П. И. Чайковского, краткий обзор « Детского альбома », разучивание роли Бабы Яги с воспитателем.

 

Музыкальное сопровождение:

«Детский альбом» П. И. Чайковского;

Фрагменты мультфильма «Детский альбом» И.Ковалевской.1976г.;

«ПЕСЕНКА ПРО МАННУЮ КАШУ» (слова и музыка Л. Абелян).;

 

 

 

Ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога Деятельность детей
(Слайд 1) Звучит «Марш деревянных солдатиков» Музыкальный руководитель приветствует их, просит присесть на стульчики. Постановка цели. Муз. рук. Тихо, тихо рядом сядем Входит музыка в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном. Вместе с музыкой хорошей К нам приходит волшебство, Осторожней, осторожней, Не спугнуть бы нам его…. Дети, сегодня я пригласила вас на встречу с музыкой великого русского композитора – П. И. Чайковского. (Слайд 2) Посмотрите на портрет этого замечательного человека, про кого я говорю? Муз. рук. А кто же он по профессии? Муз. рук. Правильно! Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома». - Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом». Вам интересно узнать больше о великом композиторе? Муз. рук. Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, (Слайд 3) в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, (Слайд 4) а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, (Слайд 5) как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях. Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.) (Слайд 6) Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться. Как-то к нему в комнату зашла его няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила Петю, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!» Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. В дальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку. - Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие? Муз. рук. (берет в руки «Детский альбом» П. И. Чайковского) - А теперь обратите внимание, что у меня в руках? Муз. рук. Правильно, это «Детский альбом» П. И. Чайковского. (Слайд 7) Бом-бом, открывается альбом, Не простой, а музыкальный, То веселый, то печальный, Сочиненный для ребят Много-много лет назад. - Вот вы, ребята, уже знаете, что в «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А написал П. И. Чайковский свой «Детский альбом» специально для своего племянника Володи, (Слайд 8) чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют музыкальные произведения из «Детского альбома» и если вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть. Муз. рук. Тихо, тихо сядем рядом - входит музыка в наш дом В удивительном наряде, разноцветном, голубом. И раздвинутся вдруг стены, Вся земля видна вокруг. Пляшут волны речки пенной, Чутко дремлют лес и луг. В даль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой, Это музыка торопит И зовет нас за собой. (К. Ибряев) - Сейчас мы послушаем лирическую, напевную музыку П. И. Чайковского, называется (Слайд 9)«Сладкая греза». Греза - это мечта. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Фрагмент мультфильма «Детский альбом» И.Ковалевской.1976г. (Звучит «Сладкая греза). Муз. рук. Понравилась вам музыка? Муз. рук: Мне хочется сказать об это музыке, что она светлая, нежная. А вы, дети, расскажите о характере музыки, какая она?   Муз. рук: Все правильно говорите. О чем вам думалось, мечталось? Муз. рук. А сейчас я вам загадаю загадку: Они в коробочке лежат, но если их достать, Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать! И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики, Кто скажет, как мы их зовем? (Слайд 10) Посмотрите, пожалуйста, на экран Фрагмент мультфильма «Детский альбом» И.Ковалевской.1976г. (Звучит «Марш деревянных солдатиков»). Муз. рук: Дети, вы вспомнили, что это за музыка? Муз. рук: Правильно, это марш, под который вы вошли. Марш игрушечный, поэтому музыка звучит легко и ритмично. А ваши впечатления о характере музыки? Как она звучала? Муз. рук: Какое настроение у солдатиков? Давайте вспомним, как ходят деревянные солдатики, встанем и промаршируем, как деревянные солдатики. (Выбирается барабанщик, становится в центре круга) Звучит «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ» Муз. рук: Молодцы, ребята, хорошо маршировали! Пётр Ильич в своих произведениях не забыл и о девочках, и о их любимой игрушке—куколке. Особенно они радуются, когда им дарят новую куклу. Давайте попробуем разыграть небольшую сценку: Маша подарит Вале новую куклу на день рождения. Следующее произведение, которое мы будем слушать, так и называется (Слайд 11) «Новая кукла». Посмотрите, пожалуйста, на экран Фрагмент мультфильма «Детский альбом» (Звучит «Новая кукла») Муз.рук: Нам известен девочек секрет – дороже куколки для них игрушки нет. Представьте себе, как девочки нарядили своих кукол – подружек и решили с ними и повеселиться, потанцевать. Что же за танец они стали танцевать, нам расскажет музыка. Фрагмент мультфильма «Детский альбом» (звучит фрагмент «Вальса»). Муз.рук: Что же за танец? Муз. рук: Правильно, это вальс! Почему вы решили, что это вальс? Как звучала музыка? Муз. рук: В нашем детском саду тоже много красивых кукол и сегодня они вместе с нами. И им тоже хочется потанцевать. Девочки, потанцуйте с куколками – подружками. (Звучит музыка«Вальс»)(Слайд 12) Муз. рук: Молодцы, наши девочки! Я обратила внимание на то, что многие использовали такие движения, как кружение и повороты и это правильно, потому что в переводе с французского слово «вальс» означает «кружиться». Вносится кукла, которую муз. рук. качает на руках, у куклы повязка на голове. Муз. рук: Кукла заболела, на бочок легла. Дали ей конфетку – кукла не взяла, «Сами виноваты» - доктор говорит «У нее животик от конфет болит» - Что вы делаете, когда болеете? - Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал П. И. Чайковский. Фрагмент мультфильма «Детский альбом» (звучит фрагмент «БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»). (Слайд 13) - Какая музыка по характеру? - Что вы услышали в музыке (как слезинки капают, как кукла стонет, как вздыхает, температура то повышается, то понижается) - А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало весело? Тихо, тихо, тишина, кукла бедная больна, просит музыки она. Спойте, что ей нравится, и она поправится. - Давайте споем песенку про манную кашу, чтоб куколка лучше ела кашу, а не конфеты, и тогда у нее не будет болеть животик. «ПЕСЕНКА ПРО МАННУЮ КАШУ» (слова и музыка Л. Абелян). (посадить куклу на стульчик)   - Ну вот, куколка и поправилась (муз. рук. снимает повязку с головы куклы) Муз. рук: Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу. - Чью же музыку мы с вами сегодня слушали? - Какая музыка у П. И. Чайковского? (красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать. - Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась? - А теперь вам задание. Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились? Муз. рук: (Слайд 13) На этом наша беседа о творчестве великого русского композитора закончена, встретимся завтра. До свидания! Звучит «Сладкая греза»               Дети заходят в зал. Рассаживаются на стульчики.     Дети называют композитора (П.И. Чайковский) Ответ детей (композитор)   Ответы детей Дети слушают и смотрят на слайды     Дети называют     Ответ детей     Дети смотрят фрагмент     Ответ детей     Дети рассуждают (мечтательная, певучая, красивая, добрая и так далее).   Ответ детей   Ответ детей     Ответ детей   Ответ детей (Бодро, отрывисто, весело, радостно) Ответ детей (Веселое, бодрое)   Маршируют как солдатики, после садятся на стульчики   Девочки разыгрывают сценку, дарят друг другу кукол   Дети смотрят и слушают отрывок   Дети смотрят и слушают отрывок   Ответ детей   Ответ детей (Плавно, красиво, легко, изящно)     девочки импровизируют под музыку   Ответ детей (Стонут, плачут)     Ответ детей Ответ детей     Ответ детей   Дети встают на точки, исполняют песню. После песни садятся     Ответ детей Дети рассуждают   Дети рассказывают     Ответ детей     Дети говорят до свидания! Дети под музыку выходят из зала    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: