Таблица 1
Нейропсихофизиологические нормативы
развития ребенка от 0 до 12 месяцев
| Наименование показателя | Начало формирования | Окончательное формирование | |
| Крупная моторика, рефлексы | |||
| Пульс более 100 ударов в минуту | 1 минута | 5 минут | |
| Дыхание хорошее, крик | 1 минута | 5 минут | |
| Мышечный тонус: активно двигается | 1 минута | 5 минут | |
| Рефлексы (реакция на катетер в носу): чихает, кашляет, отталкивает | 1 минута | 5 минут | |
| Цвет кожи нормальный по всему телу | 1 минута | 5 минут | |
| Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны (период новорожденности) | 1 неделя | 4 недели | |
| Хватательный рефлекс: рефлекторно схватывает и удерживает все, что касается его ладони; в состоянии держать в одной ручке предмет весом до килограмма, а если ему удается ухватиться обоими руками за что-либо, то даже и висеть | от 1 недели | до 3-4 мес. | |
| Испуг (рефлекс Моро): внезапный или громкий шум, а также ощущение падения заставляют маленького ребенка вытянуть руки и ноги, выгнуть спину и запрокинуть голову, затем прижать к груди руки со сжатыми кулаками | 0-1 неделя | до 4-6 мес. | |
| Сосательный (поисковый) рефлекс: новорожденный, чью щеку погладили, повернется в сторону раздражителя, открыв рот и приготовившись сосать | 0-1 неделя | до 3-4 мес. | |
| Рефлекс Бабинского: если мягко погладить подошву по направлению от пятки к пальцам, пальцы резко выпрямятся вверх, а ступни повернутся внутрь | 0-1 неделя | до 6-24 мес. | |
| Шагающий рефлекс (рефлекс ходьбы): если, взяв новорожденного под мышки, удерживать его в вертикальном положении над столом или другой плоской поверхностью (это проявляется лучше всего после 4 дней жизни), он может поднять одну ногу, а затем другую, совершая некое подобие «шагов» | 0-1 неделя | до 2 мес. | |
| Рефлекс шейного тонуса: положенный на спину ребенок принимает «фехтовальную стойку» - голова повернута набок, руки и ноги с одной стороны вытянуты, с противоположной - поджаты | 0-1 неделя | до 6 мес. | |
| Рефлекс Бабкина: при надавливании на ладонь, поворачивает голову и открывает рот | 0-1 неделя | до 2 мес. | |
| Плавательный рефлекс: совершает движения подобные плавательным, если положить его на живот | от 0-1 недели | до 1 мес. | |
| Пытается поднять голову, лежа на животе | 9-11 дней | 1 мес. | |
| В положении лежа на спине преобладает поворот головы вбок | от 4 недель | до 16 недель | |
| Голова при сидении падает | от 4 недель | до 8 недель | |
| Делает движения ползания, положенный плашмя на живот | от 4 недель | до 8 недель | |
| Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону | от 4 недель | до 1 мес. | |
| Поднимает подбородок | 1 мес. | 1,5 мес. | |
| Поднимает время от времени голову, когда его берут на руки | 1 мес. | 1,5 мес. | |
| Поворачивает голову в сторону, лежа на животе | 1 мес. | 1,5 мес. | |
| В положении на животе во время бодрствования ноги часто разогнуты, во сне согнуты в коленных и тазобедренных суставах | от 6 недель | до 3 месяцев | |
| В положении на спине может повернуть голову в сторону. При этом конечности с этой же стороны более разогнуты (асимметричный затылочный тонический рефлекс) | 6 недель | 6,5 недель | |
| Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10-20 с, ноги при этом напряжены | от 1,5 мес. | до 8 недель | |
| При поддержке под живот на весу удерживает голову | 7 недель | 9 недель | |
| При присаживании поднимает голову | от 8 недель | до 16 недель | |
| В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами | 8 недель | 2 мес. | |
| Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго) | 8 недель | 2 мес. | |
| Поднимает голову, если держать его на весу спиной вниз | 8 недель | 2 мес. | |
| Выбрасывает руки прямо вверх, лежа на спине | 8 недель | 2 мес. | |
| Бьет ножками в ванне при купании или производит ножками движения отталкивания | 8 недель | 2 мес. | |
| Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут) | 2 мес. | 2,5 мес. | |
| В положении на животе ноги часто полностью распрямлены | от 2 мес. | до 3 мес. | |
| Активно поднимает голову, лежа на животе | 2 мес. | 4,5 мес. | |
| Сидит с поддержкой 10-15 мин | от 2,7 мес. | до 9 мес. | |
| В положении на животе ноги полностью разогнуты | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Хорошо фиксирует голову, когда его берут на руки; хороший контроль головы | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Приподнимается, опираясь на ручки, когда его кладут ничком | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Свободно поворачивает голову при наблюдении | 3 мес. | 4 мес. | |
| Машет одновременно руками и ногами | 3 мес. | 4 мес. | |
| Переворачивается со спины на бок | 3,5 мес. | 4,5 мес. | |
| Появляется опора на ноги | 4 мес. | 4,5 мес. | |
| Приподнимает голову и плечи из положения лежа на спине, как бы пытаясь сесть | 4 мес. | 4,5 мес. | |
| Хорошо держит голову, когда его носят или укачивают | 4 мес. | 4,5 мес. | |
| Сидит, обложенный подушками | 4 мес. | 4,5 мес. | |
| Опора на руки в положении лежа на животе | 4 мес. | 4,5 мес. | |
| Играет руками | 4 мес. | 6 мес. | |
| Пытается дотянуться до удаленного предмета | 4 мес. | 10 мес. | |
| При сидении, в том числе, на стульчике туловище и шея выпрямлены, голова не падает | 4,5 мес. | 5 мес. | |
| Активно поднимает голову из положения на спине | 4,5 мес. | 5,5 мес. | |
| Легко переворачивается на бок | 4,5 мес. | 5,5 мес. | |
| Положение на спине: высоко поднимает разогнутые ноги | 4,5 мес. | 5,5 мес. | |
| Положение на спине: переворачивается на живот | 4,5 мес. | 5,5 мес. | |
| В положении на животе опирается на предплечья. Может начать переворачиваться на спину | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| Раскачивается на руках, лежа на животе | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову, в течение 30 минут | от 5 мес. | до 9 мес. | |
| Сидит недолго, наклоняется вперед на руки | 5,5 мес. | 6 мес. | |
| Стояние: при поддержке разгибает колени вновь и вновь | 5,5 мес. | 6 мес. | |
| Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой | 5,5 мес. | 6,5 мес. | |
| Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| В положении на животе опирается на ладони, при этом приподнимаются над поверхностью опоры грудь и верхняя часть живота | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| В положении сидя держит спину прямо | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| «Плавает», лежа на животе | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Проявляет активность во время купания | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Опирается на локти, лежа на животе | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Сидит некоторое время без поддержки, усаженный в слегка наклонном положении | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Отталкивается ногами от опоры | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Поднимает голову, лежа на животе | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Начинает ползти | 6 мес. | 7 мес. | |
| Лежа на спине, приподнимает голову и пытается сесть | от 6 мес. | до 9 мес. | |
| Сидит при пассивно приданной позе | 6,5 мес. | 7 мес. | |
| Переворачивается со спины на живот | 6,5 мес. | 7 мес. | |
| Переворачивается с живота на спину | 7 мес. | 7,5 мес. | |
| Встает на четвереньки | 7 мес. | 7,5 мес. | |
| Ползание без включения тазового пояса | от 7 мес. | до 9 мес. | |
| Вертится в положении на животе | от 7 мес. | до 9 мес. | |
| Синхронное ползание по-пластунски | 7,5 мес. | 8 мес. | |
| Самостоятельно садится из положения лежа, через бочок | 7,5 мес. | 8 мес. | |
| Хорошо ползает (много, быстро в разных направлениях) | 7,5 мес. | 10 мес. | |
| Защитные непроизвольные движения рук вперед и в стороны, позволяющие сохранять равновесие | 8 мес. | 8,5 мес. | |
| Стоит в позе на коленах (на четвереньках) | 8 мес. | 8,5 мес. | |
| Сидит короткое время без поддержки | 8 мес. | 8,5 мес. | |
| Сидение: наклоняется вперед и снова выпрямляется | 8 мес. | 8,5 мес. | |
| Самостоятельно садится | 8 мес. | 9 мес. | |
| Стояние: держится за перила, фиксирует полный вес | от 8 мес. | до 11 мес. | |
| Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно | 8,5 мес. | 9 мес. | |
| Передвигается, положенный ничком | 8,5 мес. | 9 мес. | |
| Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно | 9 мес. | 10 мес. | |
| Подтягивается в положении стоя, опираясь на предмет, и остается стоять несколько секунд | 9 мес. | 11,5 мес. | |
| В положении на животе хорошо ползет | от 9 мес. | до 1 г. 3 мес. | |
| Стояние: встает на ноги с помощью перил | от 9 мес. | до 1 г. 3 мес. | |
| Уверенно сидит | 9,5 мес. | 10,5 мес. | |
| Уверенно ползает | 9,5 мес. | 10,5 мес. | |
| Идет несколько шагов боком вдоль мебели, держась обеими руками | 9,5 мес. | 12 мес. | |
| Стоит у опоры, встает самостоятельно | 10 мес. | 11 мес. | |
| Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее | 10 мес. | 11 мес. | |
| Держится за перила, поднимает и передвигает ноги | от 10 мес. | до 11 мес. | |
| Идет, когда держат за обе руки, и принимает вес тела | 10 мес. | 1 г. 1 мес. | |
| Карабкается на одну ступеньку вверх (высота 12-18 см) | 10,5 мес. | 12 мес. | |
| Стоит самостоятельно | 11 мес. | 11,5 мес. | |
| Поворачивается при сидении | 11 мес. | 11,5 мес. | |
| Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель | 11 мес. | 11,5 мес. | |
| Прогулка: необходима поддержка за обе руки | от 11 мес. | до 12 мес. | |
| Идет, придерживаемый за руку | 11 мес. | 12 мес. | |
| Переступает ногами с помощью перил | от 11 мес. | до 1 г. 3 мес. | |
| Ползает на четвереньках | 11,5 мес. | 12 мес. | |
| Минимум 2 секунды стоит свободно | 11,5 мес. | 1 г. 1 мес. | |
| Ходит самостоятельно | 11,5 мес. | 1 г. 3 мес. | |
| Мелкая моторика | |||
| Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие движения пальцами | от 1 дня | 1 неделя | |
| Сразу теряет вложенную в руку погремушку | от 4 недель | до 8 недель | |
| Удерживает кольцо, положенное в руку | 1 мес. | 1 мес. 1 неделя | |
| Некоторое время держит вложенную в руку погремушку | 8 недель | 8,5 недель | |
| Ручки часто раскрываются, не сжаты все время в кулак | 2 мес. | 4 мес. | |
| Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот | 2,5 мес. | 3,5 мес. | |
| Иногда захватывает предмет кистью руки | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Рефлекторно хватает кольцо | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Прикасается на разные лады к кольцу | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Одной ручкой перебирает пальчики на другой | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Тянется к игрушке, хватает ее | 3,5 мес. | 4 мес. | |
| Зажимает между ручками качающееся кольцо, лежа на спине | 4 мес. | 4,5 мес. | |
| Играет со своими руками | 4 мес. | 6 мес. | |
| Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает | 4,5 мес. | 5 мес. | |
| Начинает захватывать мелкие предметы | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| Попадая рукой на кубик, может приподнять его со стола | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| Поднимает выпавшую погремушку, лежа на спине | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| Зрительный контроль над схватыванием и манипулированием | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| Тянется к листу бумаги | 5 мес. | 6 мес. | |
| Схватывает кубик всей ладонью, удерживает предмет в центре ладони, обхватив его пальцами | 5 мес. | 6 мес. | |
| Захватывает предмет (кубик) всей ладонью, но с противопоставлением большого пальца, сжимает его с помощью одновременного сгибания всех пальцев | 5,5 мес. | 6 мес. | |
| Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую | 5,5 мес. | 8 мес. | |
| Тянет к себе предметы, тянет их в рот | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Сгибает и выпрямляет руки | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Пробует «на зуб» игрушку | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Начало формирования зрительно-моторной координации | 6 мес. | 7 мес. | |
| Удерживает некоторое время два кубика, по одному в каждой руке | от 6 мес. | до 10 мес. | |
| Хватает и удерживает в руке кубик | 7 мес. | 7,5 мес. | |
| Легко поворачивает руку вокруг своей оси | 7 мес. | 8 мес. | |
| Достает шарик из банки с помощью сгребания или складывания руки «горстью» | 7 мес. | 8 мес. | |
| Без труда поднимает кубик со стола | 7 мес. | 8 мес. | |
| Настойчиво тянется к отдаленному кубику | 7 мес. | 8 мес. | |
| Поднимает перевернутую чашку | 7 мес. | 8 мес. | |
| Длительно вертит кольцо в руках | 7 мес. | 8 мес. | |
| Появляется тенденция пользоваться одной (правой) рукой | 7 мес. | 9 мес. | |
| Активно манипулирует предметами | 7 мес. | 9 мес. | |
| Для захвата использует большой палец | 8 мес. | 8,5 мес. | |
| Берет шарик, используя хватательные движения | 8 мес. | 8,5 мес. | |
| С интересом ощупывает рукой колокольчик | 8 мес. | 8,5 мес. | |
| Ищет выпавший из рук предмет | 8 мес. | 8,5 мес. | |
| Стучит игрушкой об игрушку | 8 мес. | 9 мес. | |
| Поднимает перевернутую чашку, пользуясь ручкой | 8 мес. | 9 мес. | |
| Снимает браслет с руки | 8 мес. | 10,5 мес. | |
| Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец | 8,5 мес. | 9 мес. | |
| Горизонтально ударяет кубиками один о другой (длина ребра 3 см) | 8,5 мес. | 11 мес. | |
| Пытается ставить кубик на кубик | 9 мес. | 9,5 мес. | |
| Противопоставляет большой палец при захватывании кубика | 9 мес. | 9,5 мес. | |
| Хватает маленький предмет (крошки печенья) вытянутым указательным пальцем и большим пальцем | 9 мес. | 11,5 мес. | |
| Хватает маленький предмет согнутым указательным пальцем и большим пальцем | 9,5 мес. | 11,5 мес. | |
| Хватает шарик точными пинцетообразными движениями | 10 мес. | 11 мес. | |
| Удерживает два кубика, не отказывается от третьего | 10 мес. | 11 мес. | |
| Начинает делать штрихи на бумаге, подражая взрослому | 10 мес. | 11 мес. | |
| Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет | 10 мес. | 12 мес. | |
| Катает машинку на колесиках туда-сюда | 10 мес. | 1 г. 1 мес. | |
| Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит к уху телефонную трубку и т.д.) | 10,5 мес. | 1 г. 1 мес. | |
| Переворачивает страницы в книге с картинками | 10,5 мес. | 1 г. 1 мес. | |
| Кладет кубик в коробку | 11 мес. | 1 г. | |
| Пытается рисовать каракули | 11 мес. | 1 г. 1 мес. | |
| Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки | 11 мес. | 1 г. 1 мес. | |
| Бросает два шарика в банку | 11 мес. | 1 г. 2 мес. | |
| Зрительное восприятие | |||
| Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света | 1 неделя | 1,5 недели | |
| Задерживает взгляд на ярком предмете или глазах матери | 10 дней | 14 дней | |
| Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) | 10 дней | 14 дней | |
| Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) | 18 дней | 20 дней | |
| Подвешенное кольцо, погремушка: замечает только на линии зрения | 4 недели | до 8 недель | |
| Следит за яркими, блестящими предметами | 1 мес. | 1,5 мес. | |
| Прослеживает движение объектов | 1 мес. | 1,5 мес. | |
| Фиксирует взглядом окно и крупные предметы | 1 мес. | 1,5 мес. | |
| Останавливает взгляд на движущихся предметах, если они достаточной величины | 1 мес. | 1,5 мес. | |
| Взгляд глаза в глаза | 1 мес. | 1,5 мес. | |
| Плавное прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии | 1 мес. | 1,5 мес. | |
| Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание | от 1 мес. | до 2 мес. | |
| Замечает яркое (красное) кольцо, но не задерживает на нем взгляд | от 1 мес. | до 2 мес. | |
| Следит за двигающимся человеком | 1,5 мес. | 2 мес. | |
| Подвешенное кольцо, погремушка: замечает и вне линии зрения | от 8 недель | до 12 недель | |
| Подвешенное кольцо, погремушка: замечает и вне линии зрения | от 8 недель | до 12 недель | |
| Развиты реакции глаз: фиксация, конвергенция, фокусировка | 2 мес. | 2,5 мес. | |
| Длительное сосредоточение взора на предметах | 2 мес. | 2,5 мес. | |
| Следит глазами за движущейся фигурой | 2 мес. | 2,5 мес. | |
| Задерживается взглядом на покачивающемся на веревочке красном кольце | 2 мес. | 2,5 мес. | |
| Подвешенное кольцо: замечает преимущественно по срединной линии, следит в пределах 180 градусов | от 12 недель | до 16 недель | |
| Начинает моргать при выполнении резких движений перед глазами | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Следит глазами за движущимся карандашом | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Изучает окружающую обстановку, лежа на спине | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Следит за движущимся вертикально предметом | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Сосредоточенно смотрит в лицо взрослого | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Видит предмет за четыре - семь метров | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем | 3 мес. | 4 мес. | |
| Тянется к игрушке | 3,5 мес. | 4 мес. | |
| Сразу же замечает подвешенное кольцо, погремушку, активизируются движения рук | 16 недель | 17 недель | |
| Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии | 4 мес. | 4,5 мес. | |
| Поворачивает голову, прослеживая взором исчезающий предмет | 4 мес. | 4,5 мес. | |
| Смотрит на дюймовый кубик на столе | 4 мес. | 4,5 мес. | |
| Подносит игрушку к глазам, рассматривает | 4,5 мес. | 5 мес. | |
| Тянет обе руки к погремушке, схватывает, если она оказывается рядом с рукой | 4,5 мес. | 5 мес. | |
| Следит глазами за упавшей погремушкой | 4,5 мес. | 5 мес. | |
| Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| До 10-15 минут неотрывно следит за предметом или человеком | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| Переводит взгляд с одного объекта на другой | 5 мес. | 6 мес. | |
| Поворачивает голову вслед за движением предмета | 5 мес. | 6 мес. | |
| Улыбается изображению в зеркале | 5 мес. | 6 мес. | |
| Смотрит прямо в лицо | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Оба глаза смотрят на предмет прямо | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Рассматривает предмет в руке | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Узнает близких людей | 6 мес. | 7 мес. | |
| Улыбается изображению в зеркале | 6 мес. | 7 мес. | |
| Рассматривает крупные картинки | 6 мес. | 7 мес. | |
| Следит взглядом за движущимся объектом | 6 мес. | 7 мес. | |
| Активно захватывает игрушку из любых положений | 7 мес. | 8 мес. | |
| Дифференцированное восприятие близких и знакомых | 8 мес. | 8,5 мес. | |
| Дифференцирует незнакомых | 8 мес. | 9 мес. | |
| Ищет взглядом упавший предмет | 8 мес. | 9 мес. | |
| Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку | 9 мес. | 10 мес. | |
| Следит глазами, когда перед ним чертят штрихи на бумаге | 9 мес. | 10 мес. | |
| Узнает себя и близких в зеркале | 10 мес. | 10,5 мес. | |
| Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами | 10 мес. | 12 мес. | |
| Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом | 10 мес. | 12 мес. | |
| Понимает 2-3 жеста («пока», «нельзя» и т.п.) | 10 мес. | 12 мес. | |
| Узнает на фотографии знакомого взрослого | 11,5 мес. | 12 мес. | |
| Слуховое восприятие | |||
| Вздрагивает и мигает при громком звуке | 1 неделя | 10 дней | |
| Различает тихие и резкие звуки | 2 недели | 17 дней | |
| Слуховое сосредоточение | 2 недели | 17 дней | |
| Прислушивается к звону колокольчика, снижает двигательную активность | от 4 недель | до 24 недель | |
| Обращает внимание на звуки | 1 мес. | 1 мес. 1 неделя | |
| Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки) | 1 мес. | 1 мес. 1 неделя | |
| Начало локализации звуков в пространстве | 1 мес. | 1 мес. 1 неделя | |
| Улыбается, когда слышит голос взрослого | 1,5 мес. | 2 мес. | |
| Отвечает мимикой на звонок колокольчика | от 8 недель | до 24 недель | |
| Замирает при появлении нового звука на фоне других | 8 недель | 2 мес. | |
| Ищущие повороты головы при длительном звуке | 2 мес. | 2,5 мес. | |
| Узнает тембр голоса матери | 2,5 мес. | 3,5 мес. | |
| После звуковой стимуляции издает гласные звуки | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Реагирует на звон колокольчика | 3 мес. | 4 мес. | |
| Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука | 3 мес. | 4 мес. | |
| По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию | 4 мес. | 5 мес. | |
| Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Пугается громких звуков | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Прислушивается к пению, музыке | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Смотрит на говорящего | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Замирает, услышав тихий звук | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Реагирует на звуки во сне | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Вертит головой в поисках источника звука | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Поворачивает голову на звук колокольчика | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Начало аутоэхолалии | 6 мес. | 6,5 мес. | |
| Начинает понимать команды с жестовым подкреплением | 6,5 мес. | 7,5 мес. | |
| Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие | 7 мес. | 8 мес. | |
| Начинает двигаться при звуках музыки | 8 мес. | 12 мес. | |
| Плясовые движения под веселую музыку | 8,5 мес. | 9,5 мес. | |
| Плясовые движения под плясовую мелодию | 9 мес. | 11 мес. | |
| Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют | 9 мес. | 12 мес. | |
| Находит источник звука, расположенный за спиной | 10,5 мес. | 11,5 мес. | |
| Импрессивная речь | |||
| Прекращает крик, как только с ним начинают разговаривать | 2 недели | 2,5 недели | |
| Выражение лица спокойное; неопределённый ответ мимикой на внешние раздражители | от 4 недель | до 8 недель | |
| Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание | 1 мес. | 1,5 мес. | |
| Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | 1 мес. | 3 мес. | |
| Выражение лица – улыбка; настораживается в ответ на внешние раздражители | 8 недель | 8,5 недель | |
| Прислушивается к человеческому голосу | 1,5 мес. | 2 мес. | |
| Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Отвечает улыбкой при заговаривании с ним | 3 мес. | 5 мес. | |
| Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации | 4 мес. | 5 мес. | |
| Издает звуки в ответ на обращенную к нему речь | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| Поворачивает голову на голос и на звон колокольчика | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| Смеется в ответ на некоторые звуки | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| Реагирует на свое имя, отзывается | 6 мес. | 8,5 мес. | |
| Впервые начинает понимать речь взрослого | 6-7 мес. | 9-10 мес. | |
| Понимает речевые команды с жестовым подкреплением | 7 мес. | 8,5 мес. | |
| Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого | 7,5 мес. | 8,5 мес. | |
| Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы | 8 мес. | 9 мес. | |
| Понимает слово «нет» | 8 мес. | 9 мес. | |
| По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте | 8 мес. | 9 мес. | |
| Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди» | 8 мес. | 9 мес. | |
| Понимает и отвечает на «до свиданья» | 8 мес. | 9 мес. | |
| Понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте | 8 мес. | 9 мес. | |
| Понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого необходимые движения и действия («садись», «пей», «дай ручку») | 8 мес. | 9 мес. | |
| Начинает двигаться при звуках музыки | 8 мес. | 10 мес. | |
| Ищет отца или мать, если спрашивают «папа» или «мама» | 8 мес. | 11 мес. | |
| Понимает речевые команды без жестового подкрепления | 8,5 мес. | 10 мес. | |
| Поворачивается, когда родители называют его имя | 8,5 мес. | 11,5 мес. | |
| Выполняет движения по просьбе: на слово «ладушки» начинает хлопать в ладоши, делает «козу» | 9 мес. | 10 мес. | |
| Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют | 9 мес. | 10 мес. | |
| Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого | 9,5 мес. | 11 мес. | |
| Реагирует на похвалу или запреты | 9,5 мес. | 12 мес. | |
| Ситуационное понимание обращенной речи | 10 мес. | 11 мес. | |
| Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках | 10 мес. | 11 мес. | |
| Определенным образом реагирует на знакомое слово | 10 мес. | 12 мес. | |
| По указанию взрослых выполняет действия с игрушками | 10,5 мес. | 11 мес. | |
| Выполняет просьбы «иди сюда» или «дай мне» | 10,5 мес. | 1 г. 2 мес. | |
| Понимает команду «нельзя» | 11 мес. | 12 мес. | |
| Появляются первые обобщения в понимаемой речи: по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др. | 11 мес. | 12 мес. | |
| Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл | 11 мес. | 1 г. 3 мес. | |
| Выполняет простейшие словесные поручения | 11,5 мес. | 12 мес. | |
| Дает игрушку на просьбу или жест | 11,5 мес. | 12 мес. | |
| Кладет кубик по требованию в чашку или на чашку | 11,5 мес. | 12 мес. | |
| Понимает значение более чем десяти слов | 11,5 мес. | 12 мес. | |
| Отзывается на собственное имя | 11,5 мес. | 12 мес. | |
| Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др. | 11,5 мес. | 12 мес. | |
| Понимает слово «нельзя»: прекращает действие | 11,5 мес. | 12 мес. | |
| Экспрессивная речь | |||
| Период младенческих криков | от 0 мес. | до 2-3 мес. | |
| При спокойном бодрствовании наблюдается слабая непродолжительная вокализация | от 0 мес. | 4 недели | |
| Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним | 4,5 недели | 5 недель | |
| Кричит по-разному при ощущении неудобства, боли, голода | 4,5 недели | 5 недель | |
| Когда взрослый близко наклоняется, на лице ребенка появляются определенные реакции | 8 недель | 9 недель | |
| Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит | 8 недель | 9 недель | |
| Располагает несколькими интонациями | 8 недель | 9 недель | |
| Произнесение звуков: простые гласные: «а» «э», «о» | от 8 недель | до 36 недель | |
| Возникновение вокализации | 2 мес. | 3 мес. | |
| Появляются первые короткие звуки: «г…к…кхы» | 2 мес. | 3 мес. | |
| Использование вокализаций в разговоре с взрослым | 2 мес. | 3 мес. | |
| Произнесение звуков: гуление | от 12 недель | до 8 мес. | |
| Произносит много звуков, например: «а-а-а, а-гу, бу, бум, ма, ам, тль, пль, пф» | 12 недель | 3 мес. | |
| Радостно, громко смеется | 12 недель | 4 мес. | |
| По характеру крика мать может определить состояние своего ребенка (три вида криков): крики «боли», крики «удовольствия» и крики «голода» | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Выражает чувство удовольствия определенной интонацией | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Появление звукосочетаний а-у, а-оу, ю-ао | 3 мес. | 3,5 мес. | |
| Увеличивается число звуков: гласные звуки «а», «э», «у», «и», согласный звук «р», возможно появление сложных комплексов звуков: «агу», «тиль», «тилья» и т. п. | 3 мес. | 4 мес. | |
| Вместо отрывистых начинают преобладать протяжные, певучие звуки: «а-а-а», «р-р-р» | 3 мес. | 4 мес. | |
| Начинает бормотать: повторяет простые, обычно бессмысленные слоги, которые по-разному комбинируются друг с другом («ма», «ха» и др.) | 3 мес. | 4 мес. | |
| Предречевой период развития речи: подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций; «гуление», образование голосовых недиф-ференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых звуков, лепет, как первичная форма речевого потока | от 3 мес. | до 6 мес. | |
| Активное гуление | 4 мес. | 4 мес. 1 неделя | |
| Подает голос в ответ на появление взрослого | 4 мес. | 4 мес. 1 неделя | |
| Длительно гулит, появляется певучее гуление с разной интонацией | 4 мес. | 5 мес. | |
| Требует внимания с помощью вокализации | 4 мес. | 5 мес. | |
| Произнесение звуков: визжит | 20 недель | 21 неделя | |
| Певучее гуление | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| Произносит звуки, призывая окружающих к общению, «говорит» с игрушками | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| Выражает определенной интонацией нетерпение, когда, например, у него забирают понравившуюся вещь | 5 мес. | 5,5 мес. | |
| Произносит согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л и др. | 5 мес. | 6 мес. | |
| Появляются первые слоги (сочетание гласного и согласного звука): па, ба, ма, т.е. лепет | 5 мес. | 6 мес. | |
| Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) | 5,5 мес. | 6 мес. | |
| Издает осмысленные многосложные гласные звуки | 5,5 мес. | 6,5 мес. | |
| Хихикает, визжит, смеется, гулит от удовольствия | от 5,5 мес. | до 8 мес. | |
| Произнесение звуков: хрюканье, рычание, ворчание | от 5,5 мес. | до 8 мес. | |
Активный недифференцированный лепет
<
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |