Федеральное агентство по образованию. Государственное образовательное учреждение высшего




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

 

Дисциплина «Методика и методология социологических исследований»

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ

 

Студенты гр. 820471 Барбараш К.Л.

Долгова Л.В.

Киселева Ю.В.

Савушкина Д.Д.

Филина М.А.

Научный руководитель канд. социол. наук, доц.

Щербакова В.П.

 

Тула 2009

Введение

Концепция государственной политики в отношении молодой семьи определяет систему взглядов, исходных положений, принципов, приоритетных направлений, основных понятий и мер в сфере регулирования отношений государства и молодых семей.

Концепция служит основой для организации работы органов государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов, касающихся жизнедеятельности молодой семьи.

Нормативной правовой основой государственной политики в отношении молодой семьи являются документы ООН, в которых имеются прямые и косвенные положения, касающиеся семьи, Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс и иные документы по вопросам семьи, принятые на федеральном уровне.

Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи определяются основными направлениями государственной семейной политики, закрепленными Указом Президента Российской Федерации от 14.05.96 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Исходя из этого документа субъектами государственной политики в отношении молодой семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международные организации, юридические и физические лица. Объектом государственной семейной политики является семья, в том числе и — молодая семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем. Молодая семья должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер государственной семейной политики.

Необходимость разработки данной концепции детерминируется рядом объективных и субъективных факторов.

1. Молодые семьи составляют значительную часть российских семей. К 2006 году их насчитывалось более 6 миллионов (около 20 миллионов граждан России). Следовательно, формирование государственной политики в отношении молодой семьи призвано охватить значительную часть населения страны, развитие которой обусловлено состоянием именно молодых семей. Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним молодым семьям повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений.

2. Выделение молодых семей в отдельную категорию позволит детально изучать проблемы жизнедеятельности молодого поколения, будет способствовать более эффективному и адресному решению проблем жизнедеятельности молодой семьи, что призвано улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации. Именно молодежь и молодые семьи являются ведущей силой в реализации практически всех Приоритетных национальных проектов России.

3. Практика показывает, что семьи создаются в молодые годы (ориентировочно средний возраст вступления в брак - 22,2 лет для женщин и 24,4 лет для мужчин, 70% заключаемых браков - первые). Этот возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентации молодежи, в том числе - ориентации на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Утверждение этих позитивных ценностей и установок - задача государственной молодежной семейной политики.

4. Статистика свидетельствует, что молодая семья менее устойчива («1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20-летнего возраста в два раза выше и наиболее чревата для семьи, детей, самого института семьи»[1]). Выделение молодых семей в самостоятельную социальную группу и формирование государственной политики по отношению к ним как части государственной семейной политики будет способствовать повышению устойчивости молодых семей за счет реализации комплекса мер такой политики.

5. Деторождение, а, следовательно, будущее нации в основном связано с молодой семьей (3/4 общего числа детей - у родителей моложе 30 лет). Меры, предусматриваемые государственной политикой в отношении семей в целом, в преобладающем числе ситуаций и в значительном объеме относятся, прежде всего, к молодым семьям. Эти меры ориентированы на решение проблем демографической ситуации в стране, что определяется стратегическим курсом государства, в этой части отраженным в Послании Президента Российской Федерации.

6. Молодые семьи находятся в более сложном материальном положении, нуждаются в государственной и родительской поддержке, они, как правило, не имеют жилья и не обзавелись домашним хозяйством, обладают повышенными запросами духовного развития. В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. В этой ситуации необходимо обеспечить молодой семье такие условия ее жизнедеятельности, при которых она, опираясь на собственный потенциал, получая стратегическую поддержку со стороны государства и общества, станет способной самостоятельно реализовывать все свои социальные функции и репродуктивные установки. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни. Сочетание первичной государственной поддержки молодых семей с развитием их самостоятельности в решении проблем жизнедеятельности должно стать основой общества будущего. Эта поддержка предусматривает, прежде всего, формирование и реализацию государственной политики в отношении молодой семьи.

Таким образом, назрела необходимость осмысления процессов и практического решения задач социально-политического обеспечения жизнедеятельности молодой семьи на государственном уровне: придание ей особого социокультурного и правового статуса в обществе; комплексного исследования положения молодой семьи для конкретизации проблем ее жизнедеятельности и выявления тенденций развития; прогнозирования и разработки концептуальных основ молодежной семейной политики как самостоятельного направления государственной семейной политики.

Формулировка проблемы

В настоящее время актуальной является проблема недостаточного внимания со стороны государства по отношению к современной российской молодой семье, в частности отсутствие должной поддержки последней.

 

История проблемы

Результаты анализа государственной семейной политики в СССР и Российской Федерации показали, что имеет место недооценка правоспособности молодой семьи, важности правового регулирования ее отношений с государством и другими социальными институтами. Семья, в том числе молодая, как правило, не привлекалась к активному участию в реализации мер государства и общества в рамках социальной политики. Семейная политика во многих аспектах отождествлялась с социальной защитой и регулированием брачно-семейных отношений. В системе взаимоотношений «семья - государство» имела место недооценка социального статуса и социально-ролевых функций семьи, и, прежде всего, молодой семьи. Государственная поддержка молодой семьи не выступала в качестве самостоятельного направления социальной политики, в рамках которой необходимо учитывать и решать многие вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности молодой семьи как субъекта и объекта общественного развития. В то же время политика государства в отношении молодой семьи все еще четко не сформулирована (ее предмет концептуально не разработан) и сводится, в основном, к государственным мерам, связанным с социальной защитой материнства и детства, и нормативному регулированию семейно-брачных отношений. Решения, принимаемые на государственном уровне, как правило, адресованы не молодой семье как институту, а отдельным ее членам. Отмечается факты противоречивости и нарушения координации государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях.

«Стратегия государственной молодежной политики», фиксируя ряд этих и других особенностей становления и развития молодых поколений и их влияния на развитие Российской Федерации, прямо отмечает издержки и просчеты семейной политики, оплачиваемые всем российским обществом, оценивает их как резко отрицательные, с которыми невозможно смириться.

 

Методы исследования

Так как мы изучаем проблему недостаточной государственной поддержки молодой семьи, то наиболее возможным и рациональным является проведение именно выборочного исследования.

Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении, установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.

Процесс выборки основан, во-первых, на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, а во-вторых, на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по всей структуре эта часть является микромоделью целого.[2]

По типу выборка является случайной (вероятностной), то есть каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным. Объективность и механическая неукоснительная выборка, вызванная действием случайности, производят такую выборку, которая является непревзойденной по точности и объективности.

Методом выборки будем называть способ построения вероятностной выборки, то есть методом вероятностной выборки, в частности, кластерный (гнездовой) отбор (отбор в качестве единиц исследования не отдельных членов семьи, а семей в целом с последующим сплошным опросом в отобранных группах) и отбор на основе принципа удобства (формирование выборки осуществляется с позиции минимальных затрат времени и усилий, с позиции доступности респондентов).

В ходе исследования мы используем экспертный опрос, анализ документов, анкетный, телефонный и почтовый опросы.

 

Гипотезы исследования

· повышение ценности семьи и семейного образа жизни будет способствовать минимизации доли не зарегестрированных браков в общем числе браков, приводящих к созданию молодых семей;

· повышение уровня рождаемости будет способствовать стабилизации и улучшению демографической ситуации в стране;

· повышение уровня благополучия молодой семьи приведет к повышению качества жизни, досуга, снижению младенческой смертности и улучшению здоровья детей, уменьшению числа случаев проявления жестокости и насилия в семье;

· укрепление молодой семьи будет способствовать снижению числа разводов и уменьшению числа неполных семей, решению проблемы беспризорности и детской подростковой девиантности;

· стабилизация молодой семьи позволит снизить уровень социального сиротства, внебрачных детей и количество отказов от новорожденных детей среди молодых родителей.

 

Пути решения проблемы

Эффективность процесса институализации молодой семьи оценивается с точки зрения создания благоприятных условий для достижения ею благополучия. Благополучной будет называться семья, которая сама в состоянии решать свои проблемы, в полной мере выполнять социальные функции, и дальнейшее развитие которой, с высокой степенью вероятности, будет стабильным.

Потребности молодой семьи, удовлетворение которых предусматривает государственную поддержку: социальная зашита и социальное обслуживание молодых семей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; материальные гарантии, стимулирующие реализацию репродуктивной функции, социально-экономические условия для сочетания репродуктивных и профессиональных ролей; жилищные условия; механизмы поддержки ориентации семьи на самообеспечение и саморазвитие; информационно-просветительская и социально-психологическая поддержка молодой семьи в государстве и обществе; помощь в формировании и развитии социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей и организации семейного отдыха.

Принципы государственной политики в отношении молодой семьи: партнерское взаимодействие государства, общества и молодой семьи; целостность и непротиворечивость государственной политики в отношении молодой семьи; единство социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства; дифференцированный подход к различным типам семей; социальная субъектность семьи; социальная преемственность поколений; гуманизм.

Принцип партнерского взаимодействия направлен на обеспечение баланса обязательств государства по соблюдению всего комплекса прав и ответственности молодой семьи в обществе и перед обществом и государством за выполнение своих социально-демографических функций. Соблюдая права и суверенитет семьи, государство не имеет прав вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в отношения супругов, родителей и детей. При необходимости такое вмешательство осуществляется лишь в пределах, не нарушающих права и законные интересы членов семьи, не противоречащих положениям Конституции Российской Федерации, Законов РФ и нравственным требованиям.

Молодая семья, со своей стороны, имеет обязательства полноценно осуществлять свои основные социально-демографические функции, формировать и реализовать собственные жизненные и репродуктивные установки на основах самообеспечения и саморазвития.

Принцип целостности и непротиворечивости предполагает участие государственных и муниципальных органов власти всех уровней в формировании и реализации государственной молодежной семейной политики, а также наличие четкого разделения полномочий между ними. Государственная политика, затрагивающая интересы молодой семьи, разрабатывается и реализуется на федеральном уровне, на уровне субъекта РФ, на муниципальном уровне законодательной и исполнительной власти. На каждом из этих уровней учитываются социокультурные особенности семейных отношений в целях повышения эффективности реализации целевых программ поддержки различных категорий молодых семей.

Принцип единого социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства в Российской Федерации предполагает формирование и практическую реализацию единых социальных гарантий, юридическую защиту прав и свобод молодых семей в равной степени на всей территории России. Государственная политика обеспечивает единство стратегических подходов и ориентиров в отношении молодой семьи.

Принцип дифференцированного подхода к различным типам молодых семей предполагает учет специфики их типов: полных и неполных; процветающих, благополучных, кризисных и маргинальных; семей военнослужащих и сотрудников других силовых структур; семей с малолетними детьми; многодетных семей; студенческих семей с детьми; семей с детьми - инвалидами и др.

Принцип социальной субъектности предусматривает приоритет самостоятельности и активности молодой семьи в реализации государственной политики в отношении этой группы семей. Государственная политика призвана создавать необходимые условия, в которых молодая семья способна проявлять свою самостоятельность и активность, преодолевая последствия социального патернализма и потребительства.

Принцип социальной преемственности поколений предусматривает ориентацию государства и молодых семей на сохранение и поддержание взаимосвязи поколений, соблюдение и воспроизводство в молодой семье традиций народного семейного воспитания, передачу и преемственность российских социокультурных ценностей.

Принцип гуманизма предполагает отношение государства и общества к молодой семье не только как к средству воспроизводства рабочей силы, а как к институту воспроизводства и воспитания жизнеспособной личности, формирования гармонично развитого человека, активному субъекту укрепления социального института семьи.

Совокупность указанных принципов определяет концептуальные основы государственной молодежной семейной политики, позволяет сформулировать ее цели и задачи, определить стратегические приоритеты.

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов, эффективная государственная политика в отношении молодых семей, как и вся социальная политика XXI века, должна стать политикой приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодым семьям возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Только такой подход будет способствовать улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения связанному с развитием страны в целом.

Задачами государственной молодежной семейной политики являются:

1. законодательное предоставление молодой семье самостоятельного социального статуса объекта государственной семейной политики и практическая реализация потенциала этого статуса во всех сферах ее жизнедеятельности;

2. обеспечение государством соблюдения прав молодой семьи в решении социальных проблем;

3. совершенствование системы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровня благосостояния молодых семей;

4. укрепление института российской семьи на основе народных традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни;

5. формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально-благополучной семьи;

6. обеспечение сохранения семейной среды как среды личностного саморазвития и самореализации супругов, воспроизводства, воспитания и развития детей - полноценных граждан российского общества;

7. учет интересов молодой семьи в процессе духовно-нравственного, экономического и социокультурного развития общества при разработке различных программ;

8. оказание содействия молодой семье в подготовке и реализации ее воспитательной функции по социализации супругов и детей, в развитии культуры семьи, в том числе родовой культуры;

9. оказание молодым семьям необходимой информационной поддержки в ее становлении и стабильной жизнедеятельности;

10. развитие и поддержка общественных организаций молодых семей.

 

Библиографический список

1. Алексеева, Л.С. Семья в условиях социальных рынков. - М.: Наука, 2007.

2. Бурова, С.Н., Демидова А.Н.Тенденции исследования семьи в советский и постсоветский периоды.// Социс. – 2008, №12.

3. Быков, А.К. Молодая семья как объект государственной семейной политики. – СПб.: Ольга, 2006.

4. Голод, С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи.// Социс. – 2008, №5.

5. Гохберг, Л.М. Российский статистический ежегодник. – М.: Росстат, 2008.

6. Давыдова, Е.В. Измерение социально самочувствия молодежи. – М.: Институт социологии РАН, 1998.

7. Дементьева, И.Ф. Социальное самочувствие семьи.// Социс. – 2008, №9.

8. Зборовский, Г.Е. Общая социология. – М.: Гардарики, 2004.

9. Лысова, А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях.// Социс. – 2008, №9.

10. Носкова, А.В. Год семьи и его некоторые итоги.// Социс. – 2008, №12.

11. Пронина, Л.В. Семья: 500 вопросов и ответов. – М.: Наука, 1998.

12. Сергеева, Н.Г. Будущая семья: перспективы развития. – М.: Издательство АН РФ, 2006.

13. Шереги, Ф. Э., Горшкова М. К. Основы прикладной социологии. - М.: Интерпракс, 1996.

 

 

Интернет-ресурсы:

1. http: //isras.ru/

2. http: //ecsocman.edu.ru

3. http: //ifolder.ru

 

 


[1] Гохберг, Л.М. Российский статистический ежегодник. – М.: Росстат, 2007. – с.328.

[2] Шереги, Ф. Э., Горшкова М. К. Основы прикладной социологии. - М.: Интерпракс, 1996. - С. 32.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: