Епифаний Премудрый. «Житие Сергия Радонежского»




Написана спустя 20 лет после Ст.Пермского. Большая фактичность и документальность изложения, более непосредственный, лиричный стиль. Больше просторечий.Менее эмоционален и риторичен Епифаний Премудрый в жизнеописании духовного воспитателя русского народа Сергия Радонежского. Житие показывает в лице Сергия Радонежского идеал смирения, любви, кротости, нищелюбия и нестяжательности. Стиль второго южнославянского влияния наиболее удобно рассмотреть на примере произведений выдающихся агиографов конца XIV-XV в. — Епифания Премудрого и Пахомия Логофета. Епифаний Премудрый (умер в 1420 г.) вошел в историю литературы прежде всего как автор двух обширных житий — «Жития Стефана Пермского» (епископа Перми, крестившего коми и создавшего для них азбуку на родном языке), написанного в конце XIV в., и «Жития Сергия Радонежского», созданного в 1417-1418 гг. Основной принцип, из которого исходит в своем творчестве Епифаний Премудрый, состоит в том, что агиограф, описывая житие святого, должен всеми средствами показать исключительность своего героя, величие его подвига, отрешенность его поступков от всего обыденного, земного. Отсюда и стремление к эмоциональному, яркому, украшенному языку, отличающемуся от обыденной речи. Жития Епифания переполнены цитатами из Священного писания, ибо подвиг его героев должен найти аналогии в библейской истории. Иллюстрируя писательскую манеру Епифания Премудрого, исследователи чаще всего обращаются к его «Житию Стефана Пермского», а в пределах этого жития — к знаменитой похвале Стефану, в которой искусство «плетения словес» находит, пожалуй, наиболее яркое выражение. Житие Стефана Пермского, созданное иноком Троицкой обители Епифанием Премудрым — одно из самых известных произведений древнерусской словесности, на протяжении многих десятилетий вызывающее интерес у самых разных ученых. История языков, земель и стран в Житии начинается с послепотопного времени и продолжается до смерти Стефана. Епифаний создал самую разработанную историю народов в культуре средневековой Руси. Так же, как описание племен в Повести временных лет обозначало конституирование объединившей их древней Руси, епифаниевское сочинение отметило начало становления полиэтнической России. «Житие» является биографией Стефана Пермского от его рождения до смерти, и в центре внимания автора – миссионерский подвиг Святителя. Центральное место в «Житии» уделено описанию действий Стефана по воплощению в жизнь своего подвига. Прежде всего, это его неустанные молитвы, тексты которых приводятся в книге, и неиссякаемое трудолюбие. Борьба языческого и христианского начал является основным контрастом и конфликтом в книге. Современное прочтение «Слова о Стефане Пермском» призывает всех нас к осмыслению подвига Святителя, к исправлению самих себя по его образу и подобию, к русской идее спасения и к посильной мужественной миссионерской деятельности среди многочисленных в настоящее время безбожников и язычников, помня слова апостола Павла, что нет ничего общего у света со тьмой, а у истины – с беззаконием.

 

39. Теория «Москва - третий Рим» Её отражение в литературных памятниках. «Сказание о князьях Владимирских». Теорию изложить, назвать произведения.
«Сказание о князьях Владимирских» - памятник публицистической литературы конца 15 века. Возник в период объединения и укрепления Руси как централизованного государства. Идейное содержание тесно связано с распространенной в официальных московских кругах идеей «Москва- третий Рим». В «Сказании» говорится, что московские великие князья ведут свое происхождение от Августа-кесаря, что они являются наследниками Византийской империи. «Сказание» утверждало авторитет московских князей и было особенно популярным в период царствования Ивана Грозного. «Сказание» носило политический характер: оно утверждало права московских князей на единоличную власть в Москве, т.к. они унаследовали ее от самого Августа-кесаря. Опираясь на «Сказание» как на исторический документ, Иван грозный объявил себя царем и венчался на царство в 1547г. В дипломатических документах царь не раз ссылался на то, что ведет свой род от Августа-кесаря.
«Сказание» давало мощное идеологическое обоснование новой самодержавной форме правления Руси, содействовало укреплению верховной власти. В 1523 г. старец Филофей в своем послании к Василию 3 писал: «Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство и нем не останется». Так лаконично и точно была сформулирована политическая теория суверенности Руси «Москва-третий Рим».

 

40. «Повесть о Петре и деве Февронии» (муромский князь и дочь бортника). Связь с устным народным творчеством

В сюжете «Повести», несомненно, отразились фольклорные черты: мотивы сказки о герое-змееборце и сказки о мудрой деве. Мудрость Февронии проявляется не только в том, что она исцеляет Петра и вынуждает князя жениться на ней. Как и у мудрой девы народной сказки, загадочны и непонятны окружающим ее речи. На требование Петра соткать ему из пучка льна пряжу и сшить из нее рубашку, штаны и полотенце за то время, пока он будет мыться в бане, Феврония отвечает подобным же требованием: из обрубка полена князь должен столь же быстро изготовить для нее ткацкий стан.

Произведение рисует любовь крестьянской девушки из Рязанской земли, дочери простого бортника, и муромского князя, – любовь, побеждающую все препятствия и даже смерть. Писатель создал возвышенный образ идеальной русской женщины, мудрой и благочестивой. Княгиня-крестьянка стоит неизмеримо выше бояр и их жен, не желавших примириться с ее низким происхождением.

Связь с УНТ:

- Ермолай-Еразм использовал народно-поэтические сюжеты о борьбе со змеем-оборотнем, использовал образ волшебного меча (Агриков меч), с помощью которого Петр побеждает змея

- образ мудрой, вещей девы, отгадывающей загадки, вобравший в себя мотивы волшебной сказки

В 1073 г создается 2-й Киево-Печерский свод (неизвестный автор), а на основе 2-го создается монахом Нестером в 1113г первая редакция «ПВЛ», 2-я редакция создается в 1116г монахом Сильвестром, 3-я редакция в 1118г неизвестным автором

4 гипотеза – Рыбакова – он считал, что погодные краткие записи стали вестись в Киеве с появлением христианского духовенства с 867 года при княжении Аскольда. В конце 10 столетия был создан 1-й Киевский летописный свод при Десятинной церкви. Рыбаков разделяет точку зрения Шахматова о существовании Новгородского свода 1050 г, он считал, что летопись была создана при деятельном участии новгородского посадника Остромира и эту «Остромирову летопись» следует датировать 1054-160 гг.

Редакции:

1-я редакция «ПВЛ» была создана в 1113г. Монахом Киево-Печерского монастыря Нестером (исторические события конца 11 нач.12вв. – послужили событиями «ПВЛ» - это борьба против кочевников-половцев, в центре фигура Святополка Изяславовича)

2-я редакция создана в 1116г. игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром (на первом плане здесь фигура Владимира Мономаха, его заслуги в борьбе с половцами и установлении мира между князьями)

3-я редакция – была создана неизвестным автором, духовником Мстислава Владимировича.

Фольклорная основа ощущается и в церковной легенде по посещении Русской земли апостолом Андреем. Легенда утверждала, что христианство русская земля получила не от греков, а якобы самим учеником Христа – Андреем. Это как обоснование религиозной независимости Руси от Византии.

 

41. «Повесть о Петре и Февронии» Авторство приписывается Ермолаю-Еразму, т.к. он талантливо переработал то, что было создано ранее. Эта повесть относится к 16в., а её сюжет о любви сложился в 15в. Эта повесть о житии построена на сочетании фольклорного и книжного, христианского прочтения. Повесть можно поделить на вступление и 4 части. Каждая часть имеет узловой сюжетный момент: Наваждение. История о змееборце была распространена в фольклоре, но имена петра и павла, а также мотив искушения, змея-искусителя восходит к христианским мифологемам. Исцеление. Сюжет о мудрой деве восходит к фольклору. Феврония говорит загадками, этим автор подчёркивает её мудрость(а может и хитрость); мотив испытаний; Феврония сама добивается счастья своим умом и даром целительства. Однако этот эпизод можно прочесть с точки зрения жанра жития-Феврония берёт то, что предназначено ей свыше. Т.о. литература 16в. открывает характер, неповторимую личность, которая обладает своим личным характером, поэтому дарование Февронии можно рассматривать и как божественный дар и как личную заслугу Февронии. Искушение. Борьба с боярами, случай на корабле и чудо с деревцами. Первый эпизод с боярами восходит к заповеди «не судите, да не судимы будете». Второй эпизод восходит к евангельской мысли о том, что взглянувший с вожделением уже согрешил; Феврония предостерегает купца от греха прелюбодеяния. Третий эпизод – своеобразный символ древа мира(жизни), восходит в фольклору. Чудесная кончина. Пётр призывает Февронию и она не успевает закончить покров(«воздух»), оставляет свою работу будущим чистым, мудрым, верным жёнам. Выводы: Повесть созвучна многим фольклорным сюжетам, любовным западно-европейским сюжетам(«Тристан и Изольда»). В ней искусно переплетаются христианская этика, мотивы с худ. Достижениями фольклора. Феврония обладает своим характером. Рассказ идёт не о любовной страсти, а о супружеской жизни

 

42..«Повесть о взятии Царьграда турками».
В 1453 году турецкие войска захватили Константинополь. Осмысление этого исторического события, его всемирно-исторического значения была посвящена «Повесть о взятии Царьграда», созданная Нестором-Искандером.
Автор её - русский, попавший в плен к туркам и принявший магометанство.
Нестор-Искандер начинает повествование с момента основания Царьграда императором Константином Флавием. Используя данные хроники Георгия Амартола, Нестор вводит картину символического знамения, сопровождающего основание города.
Смысл: Константином начался город, Константином и кончится.
Основное внимание в повести уделяется подробному описанию хода осады города. Нестор даёт событиям экспрессивную оценку. Он пытается передать психологическое состояние осаждённых и главное внимание уделяет фигуре императора Константина.
Это мужественный воин, презирающий смерть, для него выше всего интересы своего гос-ва.
Храбрость и мужество героя подчёркивают и страшные небесные знамения: тьма, покрывшая город, огонь, вышедший из купола Софии.
Противник Константина, «безбожный» царь Магмет, не рисуется в повести сплошь чёрной краской. Магмет мужественный и храбрый воин, он жесток, но справедлив.
Большое место в повести уделяется красочному описанию сражений, многочисленных штурмов городских стен.
Картины битв, изображение героизма защитников Царьграда, перемежаются с картинами страшных знамений. Эти знамения являются символами обречённости города, истолковываются автором как проявление гнева божьего, божьего наказания за многие согрешения и беззакония.
Сочувствие автора постоянно на стороне греков. «Кто о сем не восплачется и не взрыдает?» - вопрошает он.
«Повесть о взятии Царьграда» - важный этап в развитии жанра исторической повести. Здесь - сочетание конкретного описания реальных событий с художественным вымыслом. Это отличительная особенность этого выдающегося произведения.

43. Новгородская литература 15 века, ее тематика и художественное своеобразие. «Повесть о путешествии новгородского епископа Иоанна на бесе в Иерусалим», «Повесть о новгородском посаднике Шиле», «Сказание о конце Новгорода», «повесть о новгородском белом клобуке».
На вторую треть XV в. падает расцвет новгородской агиографии. Евфимий II устанавливает почитание местных новгородских святых, покровителей города: архиепископов Иоанна и Моисея.Прибывший с Афона по приглашению Евфимия II Пахомий Серб (30-е годы XV в.) перерабатывает в риторическо-панегирическом стиле вторую редакцию «Жития Варлаама Хутынского» и летописное «Сказание о знамении от иконы Богородицы» (1169), повествующее о победе новгородцев над осадившими город суздальцами. В «Сказании» прославляются новгородский архиепископ Иоанн и Новгород, которым покровительствует сама Богородица, посрамляется «лютый фараон» Андрей Боголюбский, потерпевший поражение у новгородских стен. Нетрудно увидеть в этой повести связь с политическими событиями того времени: Новгород находится под особым покровительством неба, и всякая попытка Москвы посягнуть на его политическую независимость будет жестоко наказана.«Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим». Эта повесть посвящена прославлению святости новгородского архиепископа. Основу ее сюжета составляет типичный для средневековой литературы мотив борьбы праведника с бесом. «Лукавый бес, решив «смутити» архиепископа, забрался в сосуд с водой, из которого Иоанн имел быкновение умываться. «Уразумев бесовское мечтание», Иоанн оградил сосуд крестным знамением. «Не могий часа терпети», бес «нача вопети», прося отпустить его. Иоанн согласился при условии, что бес в одну ночь свозит его из Новгорода в Иерусалим и обратно. Перед нами характерный эпизод волшебной народной сказки, которому в повести придан религиозно-моралистический оттенок. Совершив свое фантастическое путешествие, Иоанн по требованию беса должен был хранить молчание об этом столь примечательном факте: подумать только, бес вез на себе архиепископа не на шабаш ведьм, а к гробу господню! Но (довольно верный психологический штрих) тщеславие взяло верх над страхом бесовской мести. Иоанн рассказал в беседе «с благочестивыми мужами» о том, что некий человек побывал в единую ночь в Иерусалиме. Обет молчания нарушен, и бес начинает творить пакости святителю. Бесовские козни носят конкретный бытовой характер. Посетители кельи Иоанна видят то женское монисто, лежащее на лавке, то туфли, то женскую одежду и неоднократно выходящую из кельи блудницу. Разумеется, все это козни дьявола, бесовские мечтания. Но как в этих картинах верно подмечены нравы «отцов церкви», в фантастическом сюжете нетрудно обнаружить реальные черты быта духовенства. Новгородцы решают, что человеку, который ведет непотребную жизнь, не подобает быть святителем. Они изгоняют архиепископа, посадив его на плот. Однако по молитве Иоанна плот поплыл против течения. Невиновность и «святость» его воочию доказаны. Новгородцы раскаиваются и со слезами молят Иоанна о прощении. Повесть отличается занимательностью сюжета, живостью, образностью, яркими деталями быта. Большую роль в ее сюжетно-композиционной структуре играет прямая речь. Занимательность сюжета повести привлекла внимание лицеиста Пушкина, начавшего работу над комической поэмой «Монах». Мотив путешествия героя на бесе был использован Н. В. Гоголем в повести «Ночь перед Рождеством».

44.

 

 

45. «Хожения за три моря» А. Никитина. Выдающимся произведением конца XV в. является "Хожение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, помещенное под 1475 г. в Софийской летописи. Свое "хождение" в Индию Никитин совершал с 1466 по 1472 г.. "Хожение" - это драгоценный исторический документ, живое слово человека XV столетия, замечательнейший памятник литературы. Для своего произведения Афанасий избирает жанр путевых записок, очерков. В отличие от "путешествий-хождений" XII-XIII вв., его "хожение" лишено религиозно-дидактических целей. Никитин едет в неведомую русским людям Индию для того, чтобы собственными глазами видеть ее, чтобы там "посмотреть товаров на Русскую землю". – трансформация жанра «хожения». 1) герой – купец, цель-торговля. 2)не в святые места, а в Индию – нечистую страну. – описание Индии. 1)очень подробное, попытки сжато и емко охарак-ть особенности страны. Начало… 2) отражение легенд о птице Гукук, обезьяном царе. 3)преувеличение в описании богатства.– личность автора. 1)светский предприимчивый чел, энергичный. Практические намерения, любознательность. 2) отличается веротерпимостью, даже в молитвах есть магометанские вставки. Но не отступается от православия, скорбит, что не может собладать обряды. Были слова, что признает правоту веры, если она – в одного бога. – стиль. 1) переплетение реальности и фантастики. 2) нет стройной композиции, повторения. 3) простой язык, мало церковных слов, но есть слова персидские, арабские, тюркские. Личность путешественника. Афанасия Никитина тянет на Родину, он любит Русскую землю: «Да сохранит бог землю русскую». На всех языках славит Никитин Русскую землю. Отличает Афанасия Никитина и необычная для средних веков веротерпимость. Афанасий Никитин был смелый, настойчивый, наблюдательный, предприимчивый русский путешественник, умевший по достоинству оценить чужие обычаи и не изменив своим. Выдающимся произведением конца XV в. является "Хожение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, помещенное под 1475 г. в Софийской летописи. Свое "хожение" в Индию Никитин совершал с 1466 по 1472 г..Он был одним из первых европейцев, вступивших на землю "брахманов", о громадных богатствах и сказочных чудесах которой рассказывали "Александрия" и "Сказание об Индии богатой"."Хожение" - это драгоценный исторический документ, живое слово человека XV столетия, замечательнейший памятник литературы. Для своего произведения Афанасий избирает жанр путевых записок, очерков. В отличие от "путешествий-хождений" 12-13 вв., его "хожение" лишено религиозно-дидактических целей. Никитин едет в неведомую русским людям Индию для того, чтобы собственными глазами видеть ее, чтобы там "посмотреть товаров на Русскую землю". Это говорит что он патриот своей Родины, прокладывает пути в неведомые страны ради пользы для Родины.

Личность автора:

1) светский предприимчивый человек, энергичный. Практические намерения, любознательность.

2) был образованным, "книжным" человеком, он печалуется о том, что когда его в дороге ограбили, то отняли и книги

3) отличается веротерпимостью, даже в молитвах есть магометанские вставки. Но не отступается от православия (православная вера для него является символом родины), скорбит, что не может соблюдать обряды. Были слова, что признает правоту веры, если она – в одного бога.

4) подробно рассказывает об Индии, описывает буддийские святыни, религиозные обряды, описывает климат, приводит местные легенды (о птице гукук, и царе обезьян)

Он подмечал и описывал главное. Пишет простым, разговорным языком в переплетении с арабскими, персидскими и турецкими словами.

Стиль.

1) переплетение реальности и фантастики.

2) нет стройной композиции, повторения.

 

46.

47. Иван Пересветов-1-й светский публицист.» Сказание о Магмете-салтане», Повесть о царе Константине».
Пересветов приехал из Литвы в 1538году.
Собственный опыт жизни убеждал его в пагубном влиянии на судьбы гос-ва боярской формы правления. На это указывал Пересветов в «Сказании о царе Константине». Свою положительную полит. программу - смелый проект гос. преобразований он изложил в публицистическом памфлете1547 «Сказание о Магмете-салтане».
этот памфлет построен на прозрачной аллегории: императору К. противопоставляется М.
В описании правления К., оставшегося на царстве после смерти отца 3 лет отроду, чем и воспользовались вельможи царевы, современники узнавали события недавнего прошлого: малолетство Грозного, борьба за власть бояр Шуйских и Бельских.
Именно вельможи, по мнению Пересветова, явл. причиной оскуднения и нестроения гос-ва.
Свой идеал он воплотил в образе грозного самодержавного мудрого владыки Магмета. пересветов как бы преподает наглядный полит. урок юному Ивану 4, тока что торжественно венч на царство.
Магмет, опираясь на мудрость «греческих книг» и на своё войско, т. е. служилое дворянство. непреклонно следует девизу:» Не мощно царю царства без грозы держати...»Личная охрана-40000 янычар.
Магмет понимает, что только «войском он славен», и Пересветов ставит вопрос о создании регулярного войска с обязательным денежным вознаграждением за службу.
предлагает Пересветов провести ряд преобразований во внутр управлении страной: в местном аппарате, суде, гос казне.
Управление в городах должно строится по типу войкового, что даст возможность, по мнению Пересветова, вести борьбу с лихими людьми.
выступает против рабства, разумея под ним кабальное холопство.
в его сочинениях отсутствуют традиционные ссылки на авторитет «отцов церкви», богословская аргументация положений. Он резко критикует монашество, выступает против церковной иерархии.
Вера в силу чел разума, в силу убеждения, слова.
Живая деловая разговорная речь присуща памфлету(без риторического украшательства).

48. Переписка Грозного и КурбскогоКурбский выступает в роли прокурора, предъявляющего свои обвинения царю от имени «погибших, избиенных неповинно, и прогнанных без правды бояр». Он пишет от «многия горести сердца своего». Строго и размеренно звучит его обвинительная речь, построенная по всем правилам Послание Курбского взволновало и уязвило сердце Иоанна. Он обращается с ироническими вопросами к изменнику: «Что же ты, собака, и пишешь и болезнуеши. совершив такую злобу?» этого достаточно, чтобы свести с ума Татаринову. Для весомости аргументации своего ответа Грозный вводит рад автобиограф. моментов: как была расчищена казна его матери боярами, отца и деда, о пожаре в Москве в 1547, когда изменники-бояре, называвшие себя мучениками, распустили слух, что город спалила чародейством своим Анна Глинская, а восставшие москвичи убили в церкви Юрия Глинского и были подстрекаемы даже на убийство самого царя! Не стесняясь в выражениях, прибегая к прямой издёвке над своим врагом, Грозный изливает в своём послании те чувства, кот. переполняют его душу. Он не считается с правилами риторики и пиитики. Речь порывиста, взволнована. Его манера писать тесно связана с «иосифлянской» лит. школой. Курбский не может принять «широковещательного и многошумящего» послания Грозного. переписка прекращается после ответа Курбского на 13 лет. В послании, написанном в Вольмаре, Грозный перечисляет те напасти и невзгоды, кот. пришлось ему вынести от бояр во время правления «Избранной рады» (Адашева Сильвестра).В ответе на это послание Курбский преимущественно оправдывал себя, обильно уснащая речь цитатами из «священного писания».Исторический памфлет «История о великом князе московском»-1573-Курбский нанёс последний удар. На первый план выдвинута моральная аргументации- причина всех зол-личные качества царя.Курбскому удалось надолго закрепить в истории 1сторонний взгляд на Грозного как на представителя «издавна кровопийственного рода».

 

49..Обобщающие произведения 16 века, их значение в укреплении централизации Московского гос-ва.
Характерной особенностью развития русской лит-ры 16 в. явилось создание многочисленных обобщающих пр-ий как церковной, так и светской лит-ры, идеологически закреплявших объединение русских земель вокруг полит., религ. и культ. центра Москвы.
Митрополит Макарий! Он был поставлен архиепископом Великого Новгорода.
«ВЕЛИКИЕ ЧЕЬТИ-МИНЕИ».
Куча народу было привлечено к работе, в том числе и дьяк Дмитрий Герасимов.
Создание 1-й редакции заняло 12 лет(1529-1541).
По поручению Макария созданы новые редакции житий Алекса Невского, Саввы Сторожевского, митрополита Ионы.
ОБЩЕРУСКИЕ ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ,
Задачу определить место Руси и её столицы Москвы во всемирной истории ставил перед собой русский хронограф 1512 года. Вбирая в свой состав местные летописи бывших удельных княжеств, перерабатывая их в свете идей московского абсолютизма, создаются общерусские летописные своды.
Воскресенская летопись - история с момента образования Киевского гос-ва. Составители не смогли ликвидировать областнические тенденции, придать материалу стилистическое единство.
В 1526-1530 создаётся Никоновская летопись. События русской истории соотнесены с византийской, заимствованной из хронографа.
Проведена идея приемственности самодержавной власти от князей киевских до князей московских.
Львовская летопись, доводящая события до 1560г.
СТЕПЕННАЯ КНИГА. 1563.
«Книга степенная царского родословия»., духовник Андрей-Афанасий.
История гос-ва излагается в форме агиобиографий его правителей по степеням родства. Появление каждого князя- «грань» в истории.
Книга разбита на 17 степеней и граней. введение -житие княжны Ольги.
ДОМОСТРОЙ. Сильвестр.
В нем чётко опр. поведение человека по отношению к церкви и царю, мысль о безропотном повиновении царской власти.
«О мирском строении, как жить с жёнами, детьми и домочадцами», важный раздел.
Муж-господин всей семьи. Он несёт ответственность за семью перед Богом м государством.
Строго регламентируется поведение женщины в гостях и дома, о чём она может вести разговоры.
Домострой-1-я энциклопедия домашнего хозяйства.

50. Повести Смутного времени. «Новая повесть о преславном Российском царстве».
«Сказание Авраама Палицина».
Бурные события начала 17 столетия нашли широкое отражение в литературе. Публицистический характер, оперативно откликаются на запросы времени, отражают интересы различных соц. групп, участвующих в борьбе.«Повесть 1606 года» создан монахом Троице-Сергиева монастыря.Повесть активно поддерживает политику боярского царя Василия Шуйского, описывает единение Шуйского с народом.Причины смуты и «настроения» в Московском государстве автор повести усматривает в пагубном правлении Бориса Годунова, который злодейским убийством царевича Дмитрия прекратил существование рода законных царей московских.Повесть затем была переработана в «Иное сказание». Она написана в традиционной книжной манере.Противостоят повести, отрицают интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоёв населения.«НОВАЯ ПОВЕСТЬ О ПРЕСЛАВНОМ РОССИЙСКОМ ЦАРСТВЕ».1610-1611Повесть обращалась к людям, звала к активным действиям против польских захватчиков.Резко обличала предательскую политику боярской власти, кот. превратилась в домашнего врага. Разоблачались польских магнатов и их главаря Сигизмунда 3. Идеал патриота - патриарх Гермоген.В повести отсутствуют исторические экскурсы, она наполнена злободневным материалом. Деловая энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом.«СКАЗАНИЕ «АВРААМА ПАЛИЦЫНА.Сказание состоит из ряда самостоятельных произведений:
1. Исторический очерк о событиях от смерти Грозного до воцарения Шуйского.
2. Описание осады Троице-Сергиева монастыря, которая продолжалась 16 месяцев.
3. Последние месяцы правления Шуйского.
В произведении даётся изложение исторических событий 1584-1618.Ценность составляет его фактический материл с изображением героических ратных подвигов крестьян монастырских сёл.В целом же «Сказание» - эпическое произведение, но в нём использованы драматические и лирические элементы. В ряде случаев Авраамий прибегает к манере ритмического сказа, включая в повествование рифмованную речь.

 

 

51.. «Повесть об Улиании Осорьиной»

Изменение канонов происходят вторжением бытовых реалий, фольклорной легенды, житие постепенно превращается в бытовую повесть, а затем становится автобиографией-исповедью. Это не столько как житие, сколько как биографические записки, составление одним из ее сыновей. Перед нами единственная собственно биография древнерусской женщины, замечательная своей правдивостью, простотой и богатством бытового содержания.

Эта повесть написана сыном Юлиании Лазаревской Дружиной Осорьиным в 20-30 гг 17в.. Эта повесть первая в древнерусской литературе биография женщины-дворянки.

В повести на первый план выдвигаются качества образцовой хозяйки. После выхода замуж на плечи Юлиании ложится ведение сложного хозяйства, нужно угождать свекрови, сверку, золовкам, следить за работой холопов, часто приходится улаживать социальные конфликты. Правдиво изображается положение замужней женщины в большой дворянской семье, ее бесправие и многочисленные обязанности. Повесть утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни, служения людям. Создает образ энергичной умной русской женщины, образцовой жены и хозяйки. Сын изображает в повести не только реальные черты свой матери, но и рисует облик русской женщины, каким он представлялся русскому дворянину первой половины 17в.

В повести еще присутствуют агиографические традиции, с ней связано начало повести при происхождении Юлиании – она от «боголюбивых» родителей. В характере черты христианской кротости и щедрости. Использует он и мотивы религиозной фантастики: бесы хотят убить Юлианию, но вмешательство св.Николая ее спасает. Она предчувствует свою кончину и благочестиво умирает. В Повести тесно переплетаются элементы бытовой повести с элементами житийного жанра. Повесть лишена традиционного для жития вступления, плача и похвалы. Стиль ее прост.

Повесть свидетельствует о нарастании интереса в обществе и литературе к частной жизни человека, его поведения в быту. Эти реалистические элементы разрушают жанр жития. Способствуют постепенному его превращению в жанр светской биографической повести. Благочестивого подвижника-монаха – центрального героя жития вытесняет светский герой.

52. Сатиричическая литература 17 в. Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины XVII в. является оформление и развитие сатиры как само­стоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой жиз­ни того времени. Образование «единого всероссийского рынка» во второй половине XVII в. привело к усилению роли торгово-ремесленного населения городов в экономической и культурной жизни страны. Однако в политическом отношении эта часть населения оставалась бесправной и подвергалась беззастенчивой эксплуатации, гнету. На усиление гнета посад отвечал многочисленными городскими восстаниями, способст­вовавшими росту классового самосознания. Появление демократиче­ской сатиры явилось следствием активного участия посадского населения в классовой борьбе. Таким образом, русская действительность «бунташного» XVII сто­летия и была той почвой, на которой возникла сатира. Социальная острота, антифеодальная направленность литературной сатиры сбли­жали ее с народной устно-поэтической сатирой, которая служила тем неиссякаемым источником, откуда черпала она свои художественно-изобразительные средства. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духо­венства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие; «государственная система» спаивания народа через «царев кабак». Обличению системы судопроизводства, опиравшейся на Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., посвящены повести о Шемякином суде и о Ерше Ершовиче. В 17 в. появился целый слой независимых от официальной письменности произведений, за которыми в литературоведении закреплен термин «демократическая сатира» («Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная» и др.). Эти произведения написаны и прозой, часто ритмизованной. Они тесно связаны с фольклором и по своей художественной специфике, и по способу бытования. Памятники в основном анонимны. Их тексты подвижны, вариативны, т. е. имеют много вариантов. Их сюжеты известны большей частью как в письменности, так и в устной традиции

«Повесть о преставлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского » - 25 лет, прославился в борьбе с Лжедмитрием. Повесть, посвященная трагической гибели храброго полководца. Князь внезапно скончался после пира у князя Воротынского, а причиной смерти в народе считали яд, который дала ему жена князя Дмитрия Ивановича Шуйского Мария. В смерти Скопина-Шуйского народ обвинял бояр, завидовавших его славе.

«Сказание Авраамия Палицына» - состоит из 3 частей – одно из популярнейших произведений о «Смуте». П. выдает себя за безупречного патриота, но известно, что он был в сношении с поляками и порой действовал в их интересах из-за личных корыстных мотивов.

1 ч – смерть И.Грозного и установление власти М.Шуйского

2 ч – описание осады Троице-Сергиева монастыря (16 месяцев. Изображает быт осажденного монастыря: теснота, нехватка дров, описание эпидемии цинги)

3 ч – рассказ о последних днях пребывания у власти М.Шуйского

Концовка – становление у власти Романовых и заключение союза с Польшей.

53.. «Повесть о Горе-Злосчастие», хар-р худ. обощенияв повести, конфликт, традиции УНТ. Эта повесть вне традиционных жанровых систем. На стыке фольклора (народные песни о горе) и книжной традицией (книж. покоянные стихи). Главным героем явл. некий молодец. Отсутствие имени говорит о том что описана судьба человека вообще об извечной борьбе добра и зла в сердце человека. Перед нами человек определённого времени («бунташное время»- 17в.-бунташного века, рационального века). Это время когда человек пытался узнать новое, неизвестное, т.е. беспокойный человек. Эта повесть как и произведение ДРЛ проецируется на мировую историю. Автор обращается к фундаментальному сюжету Адама и Евы. Наблюдаются сюжетные параллели: 1)библейская: а) Адам вкусил виноград; б) Адам не послушал Бога; в) Искусил змий; г) Стыд не пускал Адама к Богу. 2)повестийная: а) Добрый молодец вкусил вино; б)Искусил друг; в) Стыд не пускал добра молодца к родителям; г) Молодец похвалился и с этого времени к нему привязалось горе. Т.о. идея индивидуальной судьбы, самостоятельного выбора, желание жить не по пословицам и поговоркам родителей, т.е. установл. законам, ведёт к тому, что человек становится раздвоенным. Горе- это двойник молодца и ему не выйти из власти горя, т.к. он сам выбрал «злую долю». Перед нами герой - отчипенец, изгой, «гулящий человек», его домом становится корчма (кабак), а радостью - пьянство. Однако молодец страдает от собственного падения и автор не обличает, а сочувствует герою. Горе отвязывается, когда он приходит в монастырь, когда он попадает в упорядоченное пространство, он возвращается- параллель «блудного сына».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: