ИЗ ДЕКРЕТА СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ




15 января 1918 г.

Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии, которая явится оплотом Советской власти в настоящем, фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем и послужит поддержкой для грядущей социалистической революции в Европе.

Ввиду этого Совет Народных Комиссаров постановляет: организовать новую армию под названием “Рабоче-Крестьянская Красная Армия”, на следующих основаниях:

1) Рабоче-Крестьянская Красная Армия создается из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс.

2) Доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет. В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма.1

Красная Армия была создана как орудие диктатуры пролетариата, как армия рабочих и крестьян, призванная защищать завоевания Великой Октябрьской социалистической революции от посягательств внутренней контрреволюции и иностранной интервенции. Она строилась на основе тесного единства со всем народом, в духе пролетарского интернационализма. Воспитание у воинов армии сознания высокой ответственности перед народами Советского Союза, перед рабочим классом и трудящимися всех стран за защиту первого в мире государства рабочих и крестьян, готовности в любой момент прийти на помощь своим братьям по классу за рубежом всегда составляло неотъемлемую часть строительства Советских Вооруженных Сил.

В качестве отличительного знака воина Красной Армии была введена металлическая,покрытая красной эмалью звездочка с изображением плуга и молота, которая прикреплялась к головному убору. «Всякий солдат-красноармеец, - говорилось в приказе по красной армии, - должен гордиться этой эмблемой и с честью носить её на своём обмундировании, создавая ей боевую славу на настоящих и будущих страницах нашей истории».

Основу основ строительства Советских Вооруженных Сил составляет принцип безраздельного руководства ими со стороны Коммунистической партии. Он был четко сформулирован еще в декабре 1918 года в постановлении ЦК РКП (б) «О политике военного ведомства». В этом документе говорилось, «что политика военного ведомства… ведется на точном основании общих директив, даваемых партией в лице ее Центрального комитета и под его непосредственным контролем»1.

Порядок приема добровольцев в красную армию был следующим. Каждый доброволец должен был представить рекомендации войсковых комитетов, партийных и других общественных организаций, поддерживающих Советскую власть. Если вступали целыми группами, то требовалась коллективная порука. Воины РККА находились на полном государственном обеспечении и сверх того вначале получали 50 рублей в месяц, а затем, с середины 1918 года, 150 рублей – одинокие красноармейцы, 250 рублей – семейные. Весной 1918 года в Красной Армии уже насчитывалось около 200 тысяч бойцов, но затем приток добровольцев начал уменьшаться. Армия комплектовалась из наиболее сознательных представителей трудящихся классов, достигших 18-летнего возраста. Декрет открывал доступ в ряды Красной Армии гражданам Российской республики независимо от национальной и расовой принадлежности, тем самым покончил с политикой недопущения в армию «инородцев». Конечно, комплектование армии на добровольной основе имело свои недостатки. Отсутствовали боевые резервы, не было системы подготовки пополнений, личный состав не мог обеспечить проведение крупных военных операций, был слабо обучен, плохо дисциплинирован.

Видя это, ВЦИК специальным декретом ввел в стране всеобщее военное обучение трудящихся (всевобуч.). Каждый трудящийся в возрасте от 18 до 40 лет без отрыва от основной работы должен был за 96 часов пройти курс военного обучения, стать на учет как военнообязанный и по первому призыву Советского правительства вступить в ряды Красной Армии.

Центральный Комитет РКП (б) обязал членов партии немедленно приступить к обучению военному делу. Выборность командиров отменялась, вводилась система назначения командного состава, который стал утверждаться органами военного ведомства из числа лиц, имеющих военную подготовку или хорошо проявивших себя в боях. V Всероссийский съезд Советов принял постановление «О строительстве Красной Армии», в котором одобрил мероприятия партии и правительства по созданию регулярной армии, при этом была подчеркнута необходимость централизованного управления армией и значение революционной железной дисциплины в войсках.

Съезд законодательно закрепил институт военных комиссаров, начало которому было положено еще в октябре 1917 года, когда многие части старой армии и ряд военных учреждений были посланы комиссары военно-революционного комитета. Теперь военные комиссары, опираясь на партийные ячейки, воспитывали солдат, контролировали действия военных специалистов и одновременно прививали красноармейским массам доверие к честным и преданным специалистам.1

Съезд Советов потребовал строить Красную Армию на основе военной науки, используя опыт старых военных и одновременно широко подготавливая командные кадры из рабочих и крестьян. В связи с привлечением в Красную Армию бывших генералов и офицеров возникли жаркие споры. Многим казалось, что в армии диктатуры пролетариата не место бывшим «золотопогонникам», запятнавшим себя служением царизму. Но регулярную армию, доказывал В.И. Ленин, без военной науки построить нельзя, а ей можно научиться только у военных специалистов. Жизнь показала правильность ленинского курса. Хотя были и измены, но подавляющее большинство из почти 50 тысяч находившихся в Красной Армии бывших офицеров честно служили народу.

Вскоре Красная Армия столкнулась с очень существенной проблемой, проблемой дезертирства. Так как в Красной Армии состояло много крестьян, которые записались в неё лишь, для того, чтобы защитить именно свою деревню или свой уезд, то когда речь касалась того, чтобы идти на защиту соседней деревни, они складывали оружие и спокойно возвращались в свои, защищенные от нападения, дома. Солдат уходящих из этих частей объявляют дезертирами Красной Армии, ловят и расстреливают, а их семьи арестовывают.

Еще одной проблемой новой армии было то, что количество желающих вступить в её ряды резко уменьшалось, и даже провозглашенная ударная неделя создания РККА под лозунгом "Социалистическое отечество в опасности!" с 17 по 23 февраля 1918 года полностью провалилась. Правительство Ленина стремительно переходило к принудительному формированию армии и 29 мая 1918 года объявляется обязательный набор на военную службу в РККА лиц в возрасте от 18 до 40 лет и одновременно создается сеть военных комиссариатов для выполнения этого декрета.1 Система военкоматов оказалась столь совершенна, что существует и по сей день.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЦИК
О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ НАБОРЕ В РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКУЮ АРМИЮ

29 мая 1918 г.

Центральный Исполнительный Комитет считает, что переход от добровольческой армии ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян повелительно диктуется всем положением страны, как для борьбы за хлеб, так и для отражений обнаглевшей, на почве голода, контрреволюции, как внутренней, так и внешней.

Необходимо безотлагательно перейти к принудительному набору одного или нескольких возрастов. Ввиду сложности дела и трудности его одновременного проведения на всю территорию страны, представляется необходимым начать, с одной стороны, с наиболее угрожаемых областей, с другой стороны, с главных центров рабочего движения.

Исходя из вышесказанного, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет предписать Народному комиссариату по военным делам разработать в недельный срок для Москвы, Петрограда, Донской и Кубанской областей план осуществления принудительного набора в таких пределах и формах, которые в наименьшей мере нарушали бы ход производственной и общественной жизни означенных областей и городов.

Соответствующим советским учреждениям предписывается принять самое энергичное и деятельное участие в работах Военного комиссариата по исполнению возложенных на него задач. 1

Укрепление тыла Красной Армии.

Одновременно со строительством регулярной Красной Армии ЦК РКП (б) и СПК проводили большую работу по созданию и укреплению централизованной системы обеспечения войск на основе единого государственного плана. В условиях тяжелого эко­номического положения страны, вызванного войной, разрухой и военной интервенцией, требовалось централизовать не только работу промышленности, но и обеспечение быстро растущей действующей армии. Только принцип строгой централизации при решении вопросов обеспечения Красной Армии позволял рационально использовать имеющиеся ограниченные ресурсы. Кроме того, централизация исключала участие частнокапитали­стических элементов в обеспечении Вооруженных Сил и способ­ствовала укреплению социалистических позиций в народном хозяйстве страны.

Исходя из этих требований, приказом Народного комиссариата по военным делам 1 июня 1918 г. было учреждено Центральное управление снабжения Красной Армии (ЦУС). На ЦУС возла­галось определение потребностей Красной Армии в технике, вооружении, боеприпасах и других материальных средствах, пла­новое обеспечение ими войск, а также организация контроля за расходом.1 Во главе ЦУС стоял совет в составе главного началь­ника снабжения и двух комиссаров. Создание ЦУС положило начало претворению в жизнь принципа единоначалия и центра­лизованного управления тылом Красной Армии.

Центральное управление снабжения руководило деятель­ностью всех основных центральных довольствующих управлений (артиллерийского, военно-инженерного, военно-хозяйственного, квартирного, Воздушного Флота, военно-санитарного и др.). Важ­нейшей задачей управления являлась разработка плана обеспе­чения Красной Армии, который утверждался Реввоенсоветом Республики. Этот план регламентировал всю деятельность ЦУС и подчиненных ему управлений. На основании плана составлялись задания и наряды, которые направлялись в соответствую­щие органы для исполнения.

С первых же шагов деятельности ЦУС было вскрыто много нарушений и даже невыполнение на местах важных указаний центра по вопросам обеспечения Красной Армии. Обстановка настоятельно требовала организации более жесткого контроля. С этой целью в состав ЦУС в сентябре 1918 г. была вклю­чена Инспекция снабжения в количестве 32 инспекторов. Она проделала большую работу по контролю за выполнением нарядов на поставку и выделением войскам материальных средств со складов военного и гражданского ведомств. Инспекция сыграла важную роль в улучшении обеспечения Красной Ар­мии.

Однако, несмотря на принятые меры, направленные на улуч­шение обеспечения войск, в стране еще не был полностью решен вопрос производства предметов военного снаряжения. В связи с этим СНК 4 сентября 1918 г. принял постановление “Об образо­вании комиссии для обследования организации и деятельности органов снабжения Народного комиссариата по военным делам”. Результатом работы комиссии явилось постановление Совнар­кома “О мерах по улучшению снабжения Красной Армии пред­метами военного снаряжения”. В постановлении указывались не только пути, но и меры по улучшению обеспечения войск (сил). В нем, в частности, отмечалось: “...в целях улучшения дела снабжения Красной Армии и мобилизации сил страны для успешного выполнения такового на Чрезвычайную комис­сию по производству предметов военного снаряжения воз­лагается сближение военной и невоенной промышленности путем:

а) контроля над управлением артиллерийскими, военно-инже­нерными и морскими заводами, выполнением таковыми заказов, а равно и оказания в этом последнем им содействия;

б) мобилизации заводов невоенной промышленности в слу­чае невозможности выполнить заказы на снаряжение, нужное Красной Армии, на военных заводах...”

Постановление значительно расширило функции Чрезвычай­ной комиссии по производству предметов военного снаряжения. Теперь на нее возлагались и задачи обеспечения Красной Армии. Поэтому декретом от 2 ноября 1918 г. комиссия была реоргани­зована в Чрезвычайную комиссию по снабжению Красной Армии (Чрезкомснаб). В ее состав вошли представители ВЦИК, ВСНХ, Народного комиссариата по военным делам, Гос­контроля и Военной инспекции. Чрезкомснаб координировала работу всех занятых военным производством предприятий, осу­ществляла учет, распределение и контроль за выдачей и расходо­ванием материальных средств. Она вела также учет продвижения воинских грузов, решительно пресекала попытки невыполнения ее постановлений, настойчиво претворяла в жизнь принцип пла­новости обеспечения войск Красной Армии и контроля исполне­ния отданных распоряжений.

Весной 1918 г. обострился продовольственный кризис, начав­шийся еще в 1915 г. Поэтому партия объявила борьбу за хлеб борьбой за социализм. В деревню были направлены продотряды, насчитывавшие к осени 1918 г. в своих рядах 72 тыс. человек. На основе опыта работы первых продотрядов была сформирована продовольственно-реквизиционная армия Народного комиссари­ата продовольствия РСФСР (продармия), численность которой к концу года превысила 29 тыс. человек. Для борьбы с кулачеством были созданы комитеты бедноты.1

Особую заботу партии и Советского правительства вызывало обеспечение продовольствием действующей армии. В связи с этим 17 сентября 1918 г. Совнарком заслушал доклад Народного комиссара продовольствия о состоянии обеспечения Красной Армии продуктами питания и принял решение о создании Цент­ральной комиссии по упорядочению обеспечения Красной Армии продовольствием и продуктами первой необходимости (Цеко-продарм). Комиссии вменялось в обязанность в кратчайший срок определить потребности армии в продовольствии, организо­вать его накопление, распределение и в последующем осуществ­лять постоянный контроль за расходом. Цекопродарм наделя­лась правом создавать в действующей армии и военных округах особые комиссии по организации обеспечения войск продоволь­ствием и продуктами первой необходимости. Эти комиссии воз­главляли назначенные Цекопродармом председатели, а чле­нами являлись представители Народного комиссариата продо­вольствия и Народного комиссариата по военным делам.

Важнейшим мероприятием в централизации обеспечения Красной Армии продовольствием явилось постановление СНК, принятое к началу уборки урожая 1918 г. и регламентировавшее порядок проведения заготовок продовольствия и фуража во фрон­товой полосе. Этим постановлением предусматривалось прове­дение заготовок силами войск под руководством фронтовых комиссий, которые утверждались СНК по представлению Цеко-продарма. Фронтовые комиссии руководили работой армейских и районных военно-продовольственных комиссий. В соответствии с постановлением дивизиям и полкам в ходе ведения боевых дей­ствий разрешалось проводить заготовки своими силами вплоть до установления прямых контактов с сетью военно-продовольствен­ных организаций.

Проведение заготовок продовольствия и фуража в прифрон­товой полосе значительно улучшило накопление продовольствен­ных ресурсов и дало возможность удовлетворить потребности не только армии, но и частично гражданского населения. Заго­товки позволили более централизованно и эффективно осуществ­лять накопление, учет и распределение продовольствия, способ­ствовали внедрению принципа соответствия системы материального обеспечения экономическому строю и возможностям эконо­мики страны.

Обеспечение Красной Армии вещевым, обозным и некоторыми предметами инженерного имущества было возложено на Отдел военных заготовок при ВСНХ, который включал кожевенно-брезентовую, обмундировочную, инженерную и обозную секции.

Свою деятельность отдел распространял на всю территорию Советской Республики, создав при местных совнархозах свои подразделения. В связи с большим объемом работ в январе 1919 г. он был реорганизован в Центральный отдел военных заготовок. Его основной задачей являлось распределение сырья между производственными главками, контроль качества и сроков выполнения заказов, организация приема и передачи имущества военному и морскому ведомствам по нарядам главных военных управлений. Деятельность Центрального отдела военных загото­вок позволила упорядочить изготовление и распределение военно­го имущества, усовершенствовать организацию обеспечения войск.

В целях наиболее эффективного использования в интересах военного ведомства всех видов путей сообщения, организации и устройства службы железнодорожных и автомобильных частей, организации транспортной, почтовой, телеграфной и телефонной служб и военных дорог было создано Управление военных сообще­ний, преобразованное в сентябре 1918 г. в Центральное управ­ление военных сообщений (ЦУПВОСО).

Таким образом, был сформирован орган управления, который обеспечивал единое планирование и организацию мероприятий по транспортному обеспечению с учетом использования всей сети путей сообщения, а также согласование и подготовку различных видов транспорта в целях создания наиболее благоприятных ус­ловий для перевозок личного состава и материальных средств. Это давало определенные предпосылки для осуществления прин­ципа комплексного использования всех видов транспорта.

Начало формированию железнодорожных войск было положено постановлением Реввоенсовета Республики, которое было объяв­лено в приказе Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами Республики от 5 октября 1918 г. Этим приказом учреж­далась должность начальника железнодорожных войск, созда­вался его штаб, началось формирование первых 16 отдельных же­лезнодорожных рот. Во фронтах вводились командир железнодо­рожных войск и штаб.

В ходе наступательных операций железнодорожные войска производили восстановительные работы только первой очереди. Работы второй очереди выполняли ремонтно-восстановительные формирования (поезда) Наркомата путей сообщения (НКПС). Следует отметить, что в годы гражданской войны воинскими перевозками занимались как органы НКПС, так и органы военных сообщений. Эксплуатацию и обслуживание железных дорог. Осуществляли не только ремонтно-восстановительные поезда НКПС, но и отдельные роты железнодорожных войск. Этот метод работы подтвердил свою жизнеспособность и в годы Великой Отечественной войны. Он не потерял своей актуаль­ности и в современных условиях.

В 1918 г. были созданы и первые 10 автомобильных колонн Красной Армии (по 10 автомобилей в каждой). Автомобильными колоннами ведали ЦУПВОСО и Главное военно-инженерное управление. В октябре 1918 г. в ЦУПВОСО был организован отдел по службе полевых железных дорог и автомобильных колонн, который решал и организационно-технические вопросы автомобильной службы. Ремонт автомобильной техники и обес­печение автомобильным имуществом осуществлял автоотдел Главного военно-инженерного управления. Непрерывно воз­раставшие задачи автомобильной службы потребовали создания в ЦУПВОСО отдела военных дорог и тыла с двумя отделениями: автоорганизационным и автоэксплуатационным.1

Таким образом, в 1918 г. были созданы специальные войска тыла — железнодорожные и автомобильные. И хотя их вклад в победу в годы гражданской войны был относительно невелик, они определили свое место в общей системе тылового обеспече­ния войск.

Заключение.

Строительство Красной Армии, которая основывалась на совершенно новых принципах,не свойственных армии царской России,являлось сложным и трудным процессом,успех которого вился фундаментом многих будущих побед России. В этот сложный период шло зарождение всех родов войск: артиллерии, бронетанковых, воздушных, военно-морских; в это время росли командиры, которые одержали победу в Великой Отечественной Войне. В ходе успешных действий Красной армии в период гражданской войны родились новые имена Героев России, таких как В.И. Чапаев, Н.А Щорс, С.М. Буденный, С.С. Вострецов, на примере которых воспитывались следующие поколения российского офицерства. Строительство Красной Армии проходило одновременно со становлением нового российского государства и во многом это были связанные процессы, стимулирующие скорость создания нового строя. Очень хорошо, что мы живем в то время, когда многие, ранее неизвестные страницы истории, становятся открытыми для нас и мы становимся ближе к нашим прадедам.

 

 

Список используемой литературы:

1. «История СССР» Кораблев Ю.И. 1989 г.

2. «Воспоминания и размышления» Жуков Г.К. 1969 г.

3. «История отечественного государства и права» часть II Чистяков О.И. 1999 г.

4. «Начальный период войны» Иванов С.П. 1974 г.

5. «Неподвластное времени» Софронов Г.П. 1976 г.

6. «Моя страна» Федорин В.П. 1999

7. «Советская цивилизация» Сергей Георгиевич Кара-Мурза 2001 г.

8. «В начале войны» Ерёменко А.И. 1965 г.

9. «Детская Энциклопедия» том 8 1962 г.


[1] В.И.Ленин, т. 38, с. 138-139.

1 «История СССР» Кораблев 1989 г. стр.198

[2] «Детская Энциклопедия» том 8 1962 г. стр. 46

1 «Начальный период войны» Иванов С.П. 1974 г. стр.70

 

 

1 «Воспоминания и размышления» Жуков Г.К. 1969 г. стр. 165

 

1 Интернет сайт www.rkka.ru

1 КПСС о Вооруженных силах Советского Союза. Сборник документов, 1917-1958 М., Госполитиздат, 1958, стр. 47

1 «Моя страна» Федорин В.П. 1999 стр. 88

 

1 «История СССР» Кораблев Ю.И. 1989 г. стр. 200

 

1 Интернет сайт www.rkka.ru

1 «Неподвластное времени» Софронов Г.П. 1976 г. стр. 126

1 «Воспоминания и размышления» Жуков Г.К. 1969 г стр. 167

1 «Советская цивилизация» Сергей Георгиевич Кара-Мурза 2001 г. стр. 237



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: