Интеграция на Американском континенте и ее особенности




В последние десятилетия во всемирном хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств нескольких стран, направленные на создание единого хозяйственного организма и получившие название интеграции. Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни интегрирующихся стран.

Можно сказать, что при этом международные экономические взаимосвязи становятся настолько прочными, что происходит глубокое взаимопереплетение национальных процессов воспроизводства.

Все страны мира в течение долгих лет развивали экономическое сотрудничество на основе формального международного обобществления производства. И только вторая половина XX в. стала временем появления новых тенденций в области интернационализации производства. В этот период многие страны мира стали переходить от формального к новому периоду международного обобществления производства, который получил название интеграционного этапа. Необходимость этого шага была подготовлена всем ходом экономического развития.

Еще в 60-е гг. XX в. латиноамериканские страны предпринимали попытки создания интеграционных группировок в своем регионе с целью повышения уровня конкурентоспособности национальных предприятий и организации крупных и открытых рынков. Однако реальная активизация интеграционных процессов на американском континенте началась только в 90-е гг. XX в. после образования Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР).

Интеграция в Северной Америке

На территории Северной Америки интеграционные процессы длительное время протекали на уровне отдельных фирм и отраслей. Лишь в 1988 г. между США и Канадой было заключено Соглашение о зоне свободной торговли.

В декабре 1992 г. между США, Канадой и Мексикой подписан документ об образовании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступивший в силу 1 января 1994 г.

НАФТА является самым крупным региональным объединением, которое по численности населения и объему ВВП примерно на 10% превосходит ЕС.

О масштабах интеграции в рамках НАФТА можно судить по следующим данным: на США приходится около 75-80% канадского экспорта (20% ВНП страны). Доля США в прямых инвестициях в Канаду составляет свыше 75%, Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. НАФТА объединяет страны с численностью свыше 400 млн человек и объемом ВВП свыше 10 трлн. долл.

Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью. Главной является асимметричность потенциалов и отношений:

1) асимметрия в двусторонних отношениях (потоки инвестиций, миграция рабочей силы). Взаимная интегрированность хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам их интегрированности с американской экономикой. Они, скорее, являются конкурентами на рынке товаров, рабочей силы, капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу;

2) асимметричный уровень развития отдельных стран. Участники НАФТА находятся в разных весовых категориях. Так, США производят 85% ВВП региона. Если Канаде за последние десятилетия удалось приблизиться по главным экономическим показателям (объему ВНП, производительности труда на душу населения) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет с ними значительный разрыв по основным показателям.

Ключевыми моментами Соглашения НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты взаимодействия между тремя странами, являются:

1. Отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми государства торгуют между собой. По одним товарам предполагается решительная либерализация, по другим – плавная.

2. Поэтапное упразднение большинства нетарифных ограничений для экспорта/импорта (кроме сельскохозяйственных, текстильных и некоторых других товаров), валютных ограничений; гармонизация технических стандартов, санитарных и фитосанитарных норм.

3. Снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике.

4. Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики.

5. Создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.

6. Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских, европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров через Мексику.

7. Предоставление национального режима иностранным инвесторам.

8. Охрана интеллектуальной собственности.

9. Борьба с загрязнением окружающей среды.

Вместе с тем в рамках НАФТА пока не созданы механизмы, аналогичные существующим в ЕС, необходимые организационные структуры, условия для свободного движения не только товаров и услуг, но капиталов и рабочей силы.

Результат создания НАФТА заключается в увеличении экспорта и занятости, переносе трудоемких и грязных производств в Мексику, росте занятости в ней, притоке капиталов, общем снижении издержек производства и повышении прибыльности, ужесточении для мексиканских производителей условий конкуренции.

В то же время в целом появление НАФТА не привело к серьезным изменениям в отношениях между странами, произошло лишь некоторое снижение тарифов.

Интеграция в Латинской Америке

В начале 1960-х гг. был образован Центрально-Американский общий рынок, однако он не оправдал надежд. В 1990-х гг. интеграционные процессы здесь вновь активизируются. В 1991 г. Аргентина, Бразилия и Уругвай подписали соглашение, получившее название «Торговый пакт МЕРКОСУР», вступившее в силу с 1 января 1995 г. Позднее к пакту присоединился Парагвай.

Ассоциированными членами МЕРКОСУР являются Чили и Боливия. Налаживается сотрудничество со странами Андской группы, куда помимо Боливии входят Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. В планах МЕРКОСУР создание со временем Южноамериканской зоны свободной торговли (САФТА). В настоящее время успешная деятельность МЕРКОСУР во многом стабилизирует политическую ситуацию в регионе и предполагается его постепенная интеграция с НАФТА.

В соответствии с соглашением 90% взаимной торговли стран, входящих в МЕРКОСУР, освобождается от всех тарифных барьеров, а в отношении третьих стран вводятся общие таможенные правила и тарифная структура.

В 1960 г. договором «Монтевидео-1» с целью ускорения модернизации экономик была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), просуществовавшая до 1980 г. Первоначально в нее вошли Аргентина, Бразилия, Перу, Чили, Мексика, Парагвай, Уругвай. Впоследствии к ним присоединились Венесуэла, Колумбия, Эквадор.

Страны, входившие в ЛАСТ, составляли национальные списки товаров, на которые снижали пошлины в размере не менее 8% средневзвешенной величины для третьих государств. Такие уступки согласовывались на двусторонней основе и распространялись на всех членов Ассоциации. Кроме того, регулярно осуществлялось многостороннее согласование общих списков товаров, на торговлю которыми ограничения снимались полностью. В результате доля взаимной торговли в товарообороте стран ЛАСТ увеличилась с 7 до 14%.

К 1966 г. была создана общая система многосторонних расчетов. Однако из-за различия уровней экономического развития и серьезных национальных расхождений в вопросах политики продвижение к либерализации торговли было ограничено.

В 1980 г. договором «Монтевидео-2» была создана Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) в составе Аргентины, Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Мексики, Парагвая, Перу, Уругвая, Чили, Эквадора, заменившая ЛАСТ.

Органами ЛАИ являются:

ü Совет министров иностранных дел, который созывается по мере необходимости и уполномочен в ряде случаев принимать обязательные решения и директивы;

ü Конференция по оценке и сближению (созывается раз в три года);

ü Комитет представителей;

ü Генеральный секретариат (исполнительно-технический орган);

ü Совет министров иностранных дел.

В 1966 г. наиболее слабые страны (Чили, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия), пытаясь разрешить противоречия между ними и развитыми странами (Бразилия, Мексика, Аргентина), создали тесно сплоченную подгруппу (Андская группа).

В 1969 г. между Боливией, Колумбией, Перу, Чили и Эквадором было заключено Картахенское соглашение с целью развития интеграции, создания латиноамериканского общего рынка, либерализации торговли, введения единого таможенного тарифа. Впоследствии к Соглашению присоединилась Венесуэла (1973), но вышла Республика Чили (1976).

Участники Картахенского соглашения ввели с 1974 г. общий режим в отношении иностранных инвестиций, интеллектуальной собственности. Иностранные компании должны были преобразовываться в смешанные, а действовавшие в банковской, страховой, информационной сферах, на транспорте и во внутренней торговле – в национальные.

Был обеспечен режим свободного передвижения рабочей силы, практически создана зона свободной торговли, определен особый (преференциальный) статус для Боливии и Эквадора как наименее развитых государств региона; поставлена задача развития единого Андского экономического пространства (1990).

Основными органами интеграционного объединения государств стали Комиссия, Хунта, Андский суд, Андский парламент.

Комиссия, решения которой носят обязательный характер, является высшим органом объединения и проводит свои сессии три раза в год. Она включает по одному представителю и одному заместителю представителя от каждого государства.

Хунта представляет собой технический орган со штаб-квартирой в Лиме. Состоит из трех членов, избираемых на три года, и готовит предложения по вопросам интеграции, действуя в интересах региона в целом.

Андский суд, находящийся в г. Кито, функционирует с 1985 г., правомочен отменять решения Комиссии и постановления Хунты, если они противоречат нормам Картахенского соглашения. Возбуждать дела в Суде по данным вопросам могут не только государства- участники, но и физические, юридические лица.

Андский парламент, учрежденный специальным Соглашением 1979 г., является совещательным органом государств группы. Состоит из депутатов национальных парламентов и готовит предложения по гармонизации их законодательств.

В 1968 г. была создана Карибская ассоциация свободной торговли (КАСТ), замененная в соответствии с Договором, подписанным в г. Чагуарамос (Тринидад и Тобаго) в 1973 г., Карибским сообществом, в которое входит Карибский общий рынок (КОР). Сообщество объединяет: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Гайану, Гренаду, Доминику, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсию, Тринидад и Тобаго, Ямайку.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: