Задание 3. Из книги китайского реформатора Шан Яна (390-338гг. до н.э.)




Тема 2. Основные концепции менеджмента, их развитие

Задание 1. В цехе АО «Омега», состоящем из 10 участков, было очередное оперативное совещание, которое вел начальник цеха М.И. Попов. Первым обсуждался вопрос невыполнения производственного задания участком № 3. По информации заместителя начальника цеха Н.М. Петрова, основными причинами неритмичной работы участка являлись отсутствие мастера, большая текучесть кадров, устарелое оборудование. В целях выхода из критического положения начальник цеха регулярно в течение последних двух месяцев в устной форме давал распоряжения всем мастерам выделять ежедневно по несколько рабочих на отстающий участок, однако позитивных изменений не произошло. Участок № 3 с заданием не справлялся. После этого начальник цеха М.И. Попов возложил на себя обязанности старшего мастера, мастера и бригадира отстающего участка. Но и после этого существенных изменений не произошло. Более того, решение начальника цеха о совмещении в одном лице функций четырех должностных лиц вызвало недоумение коллектива и послужило поводом для разговоров о том, что начальник цеха в сложившейся ситуации не смог проявить себя как организатор и специалист. А старший мастер и бригадир отстающего участка посчитали, что начальник цеха им не доверяет и практически мало что делает для поиска путей решения в сложившейся неблагополучной ситуации. В начале третьего месяца с момента невыполнения участком № 3 производственного задания начальник цеха на очередной оперативке снова приказал всем старшим мастерам выделить по три человека для отстающего участка. После этого выступил старший мастер участка № 5 А.А. Скворцов и категорически заявил, что он с этого дня не отправит ни одного рабочего куда-либо, так как его участок не располагает производственными резервами и излишней численностью работающих. Начальник цеха воспринял заявление старшего мастера участка № 5 с раздражением и приказал немедленно выполнить данное ему распоряжение. А.А. Скворцов еще раз подтвердил, что он не будет выполнять это распоряжение в силу изложенных им ранее причин. Начальник цеха не сдержался, в грубой форме обозвал старшего мастера бездельником и заявил, что сам пойдет к нему на участок и отправит нужное количество рабочих на отстающий участок. Скворцов не промолчал и на этот раз, заявив, что если начальник цеха придет к нему на участок, то он не пустит его туда. Все другие старшие мастера сидели молча. Одни переглядывались в недоумении друг с Другом, другие опустили головы, не испытывая желания встречаться взглядом со своим непосредственным руководителем, и потому было трудно определить: поддерживают они или не поддерживают начальника цеха М.И. Попова.

Вопросы:

1. Дайте оценку действий начальника цеха М.И. Попова и старшего мастера А.А. Скворцова.

2. Оцените действия старших мастеров цеха.

3. Как вы расцениваете действия председателя цехкома профсоюза, присутствующего на оперативном совещании у начальника цеха и бывшего свидетелем хода обсуждения производственных задач?

4. В чем вы находите сходство конкретной ситуации с принципами управления Ф. Тейлора?

 

Задание 2. Перечислите, и дайте краткую характеристику принципам А. Файоля, заполнив таблицу 1. Приведите примеры реализации функций А. Файоля, исходя из своей практической деятельности. После заполнения таблицы, ответьте на вопрос, существуют ли общее в реализации принципов А. Файоля в различных сферах деятельности?

Таблица 1.

Принципы Пример реализации принципов в различных видах деятельности
    3**
Разделение труда      
Власть и ответственность      
Дисциплина      
Единоначалие      
Единство действий      
Подчинённость интересов      
Вознаграждение      
Централизация      
Иерархия      
Порядок      
Справедливость      
Стабильность персонала      
Инициатива      
Корпоративный дух      

** - производство товаров, выполнение работ, оказание услуг

Задание 3. Из книги китайского реформатора Шан Яна (390-338гг. до н.э.)

Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием и властью. Если правитель выпустит из своих рук власть, ему грозит гибель. Если правитель и сановники пренебрегают законом и действуют, исходя из личных побуждений, неизбежна смута. Поэтому, если при введении закона проводится четкое разграничение прав и обязанностей и при этом запрещается нарушать закон в корыстных целях, будет достигнуто хорошее правление. Если властью распоряжается только правитель, он внушает трепет. Все привилегии и жалования, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь за службу в войске, иных путей не должно быть. Ибо только таким путем можно из умного и глупого, знатного и простолюдина, храброго и труса, достойного и никчемного -из каждого из них выжать все знания, всю силу их мышц и заставить рисковать жизнью для правителя. И тогда за ними, как потоки воды, хлынут со всей Поднебесной выдающиеся люди, способные и достойные. Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет либо выступит против порядков правителя, должен быть казнен, и к нему нельзя проявлять ни малейшего снисхождения, будь он первым советником царя, полководцем, сановником... или простолюдином...

Вопросы:

1. Учитывая тот факт, что в рассматриваемый исторический период в Китае возникло первое могучее рабовладельческое государство и начало развиваться крупное строительство, как оценить значение проводимых реформ?

2. Как осуществлялось стимулирование деятельности подчиненных?

 

Задание 4. Сформулируйте основные положения, принципы каждой научной теории, а также укажите авторов, внесших значительный вклад в развитие теории организации. Заполните таблицу 2.

Таблица 2

В теории менеджмента принято различать несколько подходов:

Временной период Автор (ы) Подход Основные положения, принципы научной школы
    Концепция научного управления  
    Административная теория  
    Бюрократическая теория организации  
    Школа человеческих отношений  
    Поведенческая (бихевиористская) школа  
    Концепция эффективной организации  
    Школа науки поведения  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: