5. К визуальным видам невербальных средств общения относятся:
- прикосновения;
- позы: осанка, посадка головы;
- пожатие руки.
6. Установите соответствие между стороной общения и определением:
1. коммуникативная 1. организация взаимодействия
между участниками общения;
2. перцептивная 2. обмен информацией между
общающимися индивидами;
3. интерактивная 3. процесс восприятия партнерами
по общению друг друга и
установления на этой основе
взаимопонимания между ними.
7. Установите соответствие между видами невербальных средств общения:
1. кинесика; 1. прикосновения, пожатие руки,
объятия;
2. проксемика; 2. движение рук, ног, головы и т.д.
3. такесика; 3. речевые паузы, смех, плач.
4. экстралингвистика; 4. запахи окружающей среды,
запахи человека;
5. ольфакторика; 5. расстояние до собеседника.
8.Установите соответствие между стратегиями поведения во взаимодействии:
1. Сотрудничество | 1. представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей ради исключения выигрыша другого |
2. Противодействие | 2. предполагает жертву собственных целей ради достижения целей партнера (альтруизм) |
3. Компромисс | 3. реализуется в частичном достижении целей партнеров ради условного равенства |
4. Уступчивость | 4. предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм) |
5. Избегание | 5. направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции) |
9. Установите соответствие между социально-психологическими типами взаимодействия в ходе совместной деятельности:
1. Сотрудничество | 1. оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия |
2. Противоборство | 2. один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме) |
3. Уклонение от взаимодействия | 3. один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником |
4. Однонаправленное содействие | 4. когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним |
5. Однонаправленное противодействие | 5. оба партнера стараются избегать активного взаимодействия |
6. Контрастное взаимодействие | 6. оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого |
7. Компромиссное взаимодействие | 7. оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности |
10. Выделяют четыре основных функции социальной перцепции:
|
- познание себя;
- установление межличностных отношений;
- познание партнера по общению;
- социализация личности;
- организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
- установление эмоциональных отношений.
5. Темы к зачету
1.Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности
2.Понятие общения в социальной психологии
3. Виды и функции общения
4. Структура общения
5. Общение и коммуникация. Модели коммуникативного процесса
|
6. Вербальная коммуникация
7. Невербальная коммуникация
8. Общение и взаимодействие
9. Структура взаимодействия
10.Типы взаимодействия
11.Формы организации совместной деятельности
12. Социальная перцепция и межличностное восприятие
13. Эффекты межличностного восприятия
14. Механизмы взаимопонимания
15.Эмоциональные регуляторы межличностного восприятия
6.Список учебной литературы
а) Литература, рекомендуемая преподавателем:
1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.
б) Основная литература:
1. Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса) [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Москва: АЛЬФА-М: ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
2. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям сервиса / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 272 с.
3. Ковальчук, А. С. Основы имиджелогии и делового общения [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Социально-культурная деятельность" / А. С. Ковальчук. - Изд. 6-е, перераб. и доп.. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 282 с.
4. Лабунская, В. А.Учебное пособие "Социальная психология общения как основа организации переговоров" [Текст] / В. А. Лабунская; Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет", Факультет психологии, [Кафедра социальной психологии]. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2010. – 130 с. 5.Психология общения [Текст]: энциклопедический словарь / Учреждение Российской акад. образования, Психологический ин-т; под общ. ред. А. А. Бодалева. - Москва: Когито-Центр, 2011. – 598 с.
|
в) Дополнительная литература:
1. Аминов, И.И. Психология делового общения [Текст] / И. И. Аминов. - Москва: Омега-Л, 2006.
2. Бороздина, Г.В.Психология делового общения [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Г. В. Бороздина. - 2-е изд.. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 295 с.
3. Власова, Т.И..Профессиональное и деловое общение в сфере туризма [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 100103 "Социально-культурный сервис и туризм" / Т. И. Власова, А. П. Шарухин, М. М. Данилова. - 2-е изд., стер.. - Москва: Академия, 2008. - 256 с.