Сложные предложения с различными видами связи
Расставьте знаки препинания.
1. Народный календарь уникальное явление русской культуры в нём нашли своё отражение многовековой опыт наших предков и их наблюдения за всем что было вокруг за землёй водой небесными светилами и различными стихиями.
2. День был голубой нежный на диво солнечный слева наползла бархатистая тень и невозможно было понять где кончается тень и где начинается расплывчато-оранжевая листва дерева заполнявшего двор.
Давайте посмотрим на правильный вариант постановки знаков препинания в данных предложениях:
1. Народный календарь - уникальное явление русской культуры: в нём нашли своё отражение многовековой опыт наших предков и их наблюдения за всем, что было вокруг: за землёй, водой, небесными светилами и различными стихиями.
2. День был голубой, нежный, на диво солнечный; слева наползла бархатистая тень, и невозможно было понять, где кончается тень и где начинается расплывчато-оранжевая листва дерева, заполнявшего двор.
Предложения с различными видами связи выражают сложные мысли.
Они часто употребляются в научной речи. В художественной литературе использование таких предложений зависит от индивидуального стиля писателя. На этом уроке мы познакомимся с такими предложениями, а также познакомимся с особенностями постановки знаков препинания.
Основное содержание урока
Предложения с различными видами связи (многочленные сложные предложения) выражают сложные мысли. Такие предложения содержат в своем составе три простых предложения и больше. Часто употребляются в научной речи. В художественной литературе использование таких предложений зависит от индивидуального стиля писателя. На письме простые предложения в составе сложного многочленного разделяются знаками препинания согласно виду связи.
|
1)Если в предложении от 3 и более простых частей в составе сложного, данное предложение
является многочленным.
Тыменя ждешь и у детской кроватки не спишь, и поэтому знаю: со мной ничего не случится. [ ], и [ ]: [ ] |
2) В данном предложении союзная сочинительная и бессоюзная связь. При всем многообразии сочетаний простых в многочленных сложных предложениях комбинация видов связи сводится к следующим вариантам: а) сочинительная и подчинительная; б) сочинительная и бессоюзная; в) подчинительная и бессоюзная; г) сочинительная, подчинительная и бессоюзная. |
а)Она подала брату знак, что ей нужно остаться одной, и все потихоньку вышли из комнаты. [ ], (что), [ ] б)Мороз нас все ещё радует, снег по-прежнему шуршит под ногами, но ему уже больше не белеть на мостовой. [ ], [ ],но [ ] в)Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба. [ ]:[ ], (когда) г)И он стал рассказывать, почему не вышло: кругом всё уже было залито водой, и для того чтобы попасть в деревню, надо было идти по узкой полосе. |
[ ], (почему): [ ], [ ]
Сначала по количеству грамматических основ определяется, что это предложение сложное, затем устанавливаются виды связи между частями.
Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда: было на душе и восторженно, и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль. |
[ ], (что): [ ], а [ ]
|
Таким образом, если предложение имеет в своем составе простые предложения с разными комбинациями синтаксической связи между собой, перед нами пример сложного многочленного предложения с различными видами связи. Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа… [ ], [ ], и [ ] 1 и 2 часть- бессоюзная связь 2 и 3 часть – сочинительная связь |
Ключевые слова:
Предложение, грамматическая основа, союз, союзная связь, бессоюзная связь, интонация.
Основные понятия:
Простое предложение; сложные многочленные предложения; виды синтаксической связи: союзная (сочинительная и подчинительная) и бессоюзная, сочинительные и подчинительные союзы.
Пояснения:
1) Сложные многочленные предложения широко распространены в русском языке и состоят из 3 и более простых в составе сложного.
2) При всем многообразии сочетаний простых предложений в многочленных сложных предложениях комбинация в них видов связи ограничена следующими вариантами:
а) сочинительная и подчинительная;
б) сочинительная и бессоюзная;
в) подчинительная и бессоюзная;
г) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.
Разбор типового тренировочного задания
Укажите тип сложного предложения (знаки препинания не проставлены).
Я сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть, что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.
а) сложносочиненное
б) сложноподчинённое
в) бессоюзное сложное
|
г) многочленное сложное
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения и определить все грамматические основы каждого предложения,
2) установить связи между простыми частями в составе сложного.
Ответ: г
Разбор типового контрольного задания
Найдите сложное многочленное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
1)В темноте и под дождём они рубили и подтаскивали дрова, наготавливая их на сырую и неспокойную ночь, строго распределяя по количеству человек в лагере.
2)Снизу, когда Саня высыпал голубицу в ведро, она была уже отпотевшей и тёмной и казалась задохнувшейся.
3)Нет на свете ягоды нежней и слаще голубицы, и стойким надо быть человеком, чтобы принести её из лесу в посудине.
4) На этот раз они были первые, никто до них ягоду тут не трогал и не мял, а наросло её на диво, в редкий год, по словам дяди Митяя, удаётся такой урожай.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения и определить все грамматические основы каждого предложения,
2) установить связи между простыми частями в составе сложного.
Ответ: 4)