В толковом словаре С.И. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение, в учебниках по педагогике -- либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта и собственного развития, либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков, либо как социальное явление.
В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образование можно определить как процесс и результат развития личности посредством научно организованного обучения и воспитания. В этом случае знания, умения, навыки и компетенции будут выступать не как цель обучения, а как средства развития личности.
Наличие множества определений понятия «образование» показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению академика Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс и образование как результат.
Безусловно, аспектное разделение образования не отрицает его целостности.
Образование как ценность – содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества; как «локомотив» общества, образование движет его вперед, обеспечивая должное развитие. Формирование нравственного, интеллектуального и ресурсного потенциала государства. Всестороннее и гармоничное развитие личности, создание условий для реализации ее потенциальных возможностей, интересов и склонностей.
Общество и государство должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, обращать на него особое внимание, понимая, что образование определяет будущее общества. Не случайно в развитых странах на образование выделяется 10-14 национального дохода, продолжительность обязательного образования увеличена до 12-13 лет, разрабатываются и осуществляются национальные программы развития образования.
Образование как система - образование является открытой социальной системой. У каждого народа должна быть создана собственная система образования. В России система образования представляет собой совокупность:
- образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления;
- сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием, подведомственных им учреждений и предприятий.
Образование как процесс – системообразующим элементом образовательного процесса по вертикали является цель, которая определяется обществом и должна стать убеждением педагога. Общая цель конкретизируется в частных целях (например, цели каждого занятия). Чтобы достигнуть цели образования, необходимо решить определенные задачи.
В центре образовательного процесса находятся личности обучающего и обучающегося субъектов. Их взаимная деятельность строится на духовном единстве и осуществляется по общему алгоритму:
- анализ исходной ситуации, постановка конкретных образовательных целей и задач;
- отбор содержания и средств достижения целей;
- планирование и осуществление образовательных действий;
- контроль, анализ результатов, корректирование совместной работы.
Заранее устанавливаются критерии и показатели эффективности образовательного процесса. Объектом образовательного процесса является содержание учебного материала, имеющего инвариантный и вариативный компоненты.
Субъекты образовательного процесса выбирают оптимальную технологию, включающую определенное сочетание методов, средств и организационных форм совместной деятельности. Результатами образовательного процесса являются уровень развития субъектов этого процесса и уровень развития самого образовательного учреждения. Результаты сравниваются с поставленной целью.
Таким образом, основными компонентами образовательного процесса являются цель, задачи, содержание, формы и методы, средства, деятельность субъектов процесса, критерии и показатели эффективности, а также результаты
Образование как результат - результативность образования можно определить по уровню развития обучающихся и самой системы образования. В этом случае показателями результативности являются:
- реализация образовательных стандартов;
- развитие сети и укрепление учебно-материальной базы;
- развитие образовательных технологий;
- развитие системы органов управления образованием;
- достижение и подтверждение гражданином определенного ценза, который удостоверяется соответствующим документом;
- уровень физического, психического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся;
- уровень сформированной» культуры;
- состояние здоровья обучающихся;
- качество знаний, умений и навыков и компетенций;
- сформированные потребности в знаниях и стремления к самообразованию.
Результаты образования можно разбить на три группы: количественные (абсолютные значения или проценты); качественные (описание и балльные шкалы); оценочные (отношения, мнения, переживания и др.).