VI. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен




 

В толковом словаре С.И. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение, в учебниках по педагогике -- либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта и собственного развития, либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков, либо как социальное явление.

В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образование можно определить как процесс и результат развития личности посредством научно организованного обучения и воспитания. В этом случае знания, умения, навыки и компетенции будут выступать не как цель обучения, а как средства развития личности.

Наличие множества определений понятия «образование» показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению академика Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс и образование как результат.

Безусловно, аспектное разделение образования не отрицает его целостности.

Образование как ценность – содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества; как «локомотив» общества, образование движет его вперед, обеспечивая должное развитие. Формирование нравственного, интеллектуального и ресурсного потенциала государства. Всестороннее и гармоничное развитие личности, создание условий для реализации ее потенциальных возможностей, интересов и склонностей.

Общество и государство должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, обращать на него особое внимание, понимая, что образование определяет будущее общества. Не случайно в развитых странах на образование выделяется 10-14 национального дохода, продолжительность обязательного образования увеличена до 12-13 лет, разрабатываются и осуществляются национальные программы развития образования.

Образование как система - образование является открытой социальной системой. У каждого народа должна быть создана собственная система образования. В России система образования представляет собой совокупность:

- образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления;

- сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием, подведомственных им учреждений и предприятий.

Образование как процесс – системообразующим элементом образовательного процесса по вертикали является цель, которая определяется обществом и должна стать убеждением педагога. Общая цель конкретизируется в частных целях (например, цели каждого занятия). Чтобы достигнуть цели образования, необходимо решить определенные задачи.

В центре образовательного процесса находятся личности обучающего и обучающегося субъектов. Их взаимная деятельность строится на духовном единстве и осуществляется по общему алгоритму:

- анализ исходной ситуации, постановка конкретных образовательных целей и задач;

- отбор содержания и средств достижения целей;

- планирование и осуществление образовательных действий;

- контроль, анализ результатов, корректирование совместной работы.

Заранее устанавливаются критерии и показатели эффективности образовательного процесса. Объектом образовательного процесса является содержание учебного материала, имеющего инвариантный и вариативный компоненты.

Субъекты образовательного процесса выбирают оптимальную технологию, включающую определенное сочетание методов, средств и организационных форм совместной деятельности. Результатами образовательного процесса являются уровень развития субъектов этого процесса и уровень развития самого образовательного учреждения. Результаты сравниваются с поставленной целью.

Таким образом, основными компонентами образовательного процесса являются цель, задачи, содержание, формы и методы, средства, деятельность субъектов процесса, критерии и показатели эффективности, а также результаты

Образование как результат - результативность образования можно определить по уровню развития обучающихся и самой системы образования. В этом случае показателями результативности являются:

- реализация образовательных стандартов;

- развитие сети и укрепление учебно-материальной базы;

- развитие образовательных технологий;

- развитие системы органов управления образованием;

- достижение и подтверждение гражданином определенного ценза, который удостоверяется соответствующим документом;

- уровень физического, психического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся;

- уровень сформированной» культуры;

- состояние здоровья обучающихся;

- качество знаний, умений и навыков и компетенций;

- сформированные потребности в знаниях и стремления к самообразованию.

Результаты образования можно разбить на три группы: количественные (абсолютные значения или проценты); качественные (описание и балльные шкалы); оценочные (отношения, мнения, переживания и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: