VIII. Ведущие парадигмы образования




Парадигмы образования
Когнитивная Личностно-ориентированная Функционалистская Культурологическая

 

Парадигма – это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.

В современной педагогике выделяют четыре ведущие парадигмы образования: когнитивную, личностно-ориентированную, функционалистскую, культурологическую.

Когнитивная парадигма

В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается только как познание на основе мышления. Целью обучения выступают знания, умения, навыки, которые отражают социальный заказ. Основным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучаемый рассматривается главным образом как объект, который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развития личности и развития ее активности при обучении не ставится. Учебный предмет трактуется как своеобразная «проекция - науки, учебный материал - как дидактически интерпретированные научные знания.

Одной из основных категорий в когнитивной парадигме является учебная деятельность. Поэтому вся организация процесса обучения направлена на отражение в программах и учебниках состояния научного знания и способов его освоения.

Основным критерием эффективности обучения служат знания, умения и навыки. Характеристика личностного развития не учитывается. Поэтому основное внимание уделяется информационному обеспечению личности, но не ее развитию, рассматриваемому как «побочный продукт» учебной деятельности, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности. Педагогику, обосновывающую свои положения в контексте когнитивной парадигмы, называют «знаниевой», императивной, традиционной, а соответствующую ей школу - «школой памяти», так как основное внимание уделяется развитию памяти, а не умению мыслить.

Личностно-ориентированная парадигма

Уже в рамках когнитивной парадигмы появились новые подходы к обучению: решение творческих задач, активизация самостоятельной деятельности учащихся, проблемное обучение, профильные классы и др. Они стали предпосылкой личностно-ориентированной парадигмы образования, утвердившейся в конце 80-х гг. XIX в.

Важную роль в становлении личностно-ориентированной парадигмы образования сыграли педагоги-новаторы В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и др. В своей практической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения, развивающего обучения и т.п.

Системообразующим фактором их методов выступала уникальная и неповторимая личность учащегося. Сущность личностно-ориентированной педагогики заключается в последовательном отношении педагога к воспитаннику как к личности, самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и в то же время как к субъекту воспитательного воздействия. Основное отличие личностно-ориентированной педагогики от когнитивной, или традиционной, заключается, прежде всею, в том, что субъект-объектные отношения заменяются на субъект-субъектные.

В когнитивной педагогике общение осуществляется через содержание, формы, методы и средства, тогда как в личностно-ориентированном обучении есть непосредственное взаимодействие между учителем и учеником, которое направлено на овладение материалом с помощью форм, методов и средств. Кроме того, в личностно-ориентированном обучении каждый ученик имеет свой вектор развития, который строится не от учителя к ученику, а, наоборот, - от ученика к учителю.

Функционалистская парадигма

Наряду с двумя упомянутыми парадигмами образования, исследователи выделяют еще одну - функционалистскую. Ориентирующую роль в ней выполняет социальный заказ общества на образование. Эта парадигма исходит из того, что образование по своей сути является социокультурной технологией, поэтому оно должно готовить нужные обществу кадры. Наиболее полно функционалистская парадигма нашла свое отражение в системе развития негосударственного образования в России.

Функционалистский подход состоит в том, что личность должна принять на себя часть некоторых функций общества. Это предполагает определенную компетенцию личности, связанную с умением при обретать знания, творчески их использовать и создавать новое знание. Четкую функциональную направленность имеет профессиональное образование - подготовка личности к профессиональному труду.

Реализуется эта парадигма либо на когнитивной основе (подготовка специалиста), либо по личностно-ориентированной теории (профессиональное развитие личности).

Культурологическая парадигма

На принцип культуросообразности образования указывали многие известные педагоги: А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.

В настоящее время к культурной сфере относят достигнутый обществом уровень развития образования, науки, искусства, государственности и нравственности. Проблема взаимосвязи культуры и образования становится предметом специальных исследований, что способствует развитию культурологической образовательной парадигмы.

Основные ценности культурно-ориентированного образования:

- человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития;

- образование как культурно развивающая среда;

- творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве.

В свете культурологического подхода центром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к сотрудничеству с другими людьми и другими культурами.

Таким образом, образование как часть культуры, с одной стороны, «питается» ею, а с другой - влияет на ее сохранение и развитие через человека. При этом образование выполняет следующие социокультурные функции:

- гуманитарную (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности);

- культуросозидательную (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования);

- социологизаторскую (усвоение и воспроизводство социального опыта).

Взаимосвязь культуры и образования позволяет сделать следующие выводы:

1. Культура и образование взаимообусловлены. Культура определяет цели, задачи, и содержание образования. В то же время образование как часть культуры способствует ее сохранению и развитию. Связующим звеном между культурой и образованием выступает человек, который одновременно является и субъектом определенной культуры, и субъектом соответствующего образования. Культура и образование связаны между собой:

 

 

- общим объектом - человек культуры и образования;

- общечеловеческими ценностями - культура, образование, человек и др.;

- творческим характером культурно-образовательной деятельности (не случайно К.Д. Ушинский педагогическую практику называл искусством);

- общими функциями - развитие, обучение и воспитание человека.

2. Образование должно осуществляться в контексте определенного типа культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирована не на знания, а на усвоение элементов культуры.

3. Учитель должен быть носителем передовой культуры, он сам является ценностью и производит новые ценности - учеников.

4. Педагогическая деятельность - это, прежде всего, диалог между культурами, обмен культурными ценностями, а не просто передача знаний, умений и навыков.

5. Всякая история есть история культуры и образования. Поэтому, чтобы определять стратегические цели и задачи образования, нужно изучать историю развития культуры и образования.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте систему образования в Российской Федерации.

2. Как содержательно проявляются принципы государственной политики в области образования?

3. Каковы отличительные признаки новых федеральных государственных образовательных стандартов?

4. Охарактеризуйте типы образовательных учреждений в РФ.

5. Что понимают под формами получения образования?

6. Почему образование рассматривают как общечеловеческую ценность и социокультурный феномен?

7. Дайте характеристику социокультурным функциям образования.

8. Сравните ведущие парадигмы образования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: