Тема «Экономическая география Мирового океана»




Значение Мирового океана как огромной кладовой минеральных, энергетических, растительных и животных богатств. Понятие об аквакультуре. Морское хозяйство как сфера интересов и деятельности разных государств. Международно-правовой режим морских пространств. География и структура морских перевозок. Роль каналов. Современный морской порт характеризуется Многофункциональность морских портов.

Понятие хинтерланда. Экономико-географическое деление Мирового океана. Экономико-географические особенности экономических провинций Мирового океана. Загрязнение Мирового океана.

 

Экономическая география Мирового океана изучает закономерности формирования и функционирования морского хозяйства в конкретных географических условиях на определенной акватории и территории. Мировой океан является огромной кладовой минеральных, энергетических, растительных и животных богатств, которые (при рациональном их потреблении и искусственном воспроизводстве) могут считаться практически неисчерпаемыми, Океан способен обеспечить быстро растущее население продуктами питания, развивающуюся промышленность - сырьем, предотвратить энергетический кризис, решить проблему недостатка пресной воды.

В настоящее время Мировой океан дает свыше 40% мирового производства магния, ведется добыча калия, производство «морского» брома. Изучаются прибрежные россыпные месторождения золота, платины. На материковом склоне обнаружены месторождения фосфоритов, в прибрежной зоне шельфа - подводные месторождения железной руды. Мировой океан - неистощимый энергетический ресурс. Но главное богатство Мирового океана - это его биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и другие). Биомассы Океана достаточно, чтобы прокормить 30 миллиардов человек. Широкое распространение получило искусственное выращивание живых организмов в водах Мирового океана (аквакультура).

Морское хозяйство является сферой интересов и деятельности преимущественно крупных государств. Из-за недостаточно высокого технико-экономического уровня национального рыболовства и смежных с ними отраслей, многие страны не могут пока использовать ресурсы прилегающих к ним районов моря с экономической выгодой для себя.

Международно-правовой режим морских пространств. Политико-правовую основу разграничения морских пространств можно назвать основной проблемой, поскольку она определяет предел распространения суверенных прав прибрежных государств на близлежащие воды. Ширина территориальных вод была и остаётся одной из самых спорных и острых проблем международного морского права.

География и структура морских перевозок отражают уровень экономического развития различных районов мира, их специализацию и возможности производства отдельных товаров на мировых рынках. Доминирующая роль в мировом судоходстве принадлежит бассейну Атлантического океана, в пределах которого сосредоточена большая часть судоходных трасс международного значения, связывающих все континенты.

В международном морском судоходстве всегда была значительна роль каналов, входящих в систему морских международных транспортных путей. Через Суэцкий, Панамский и Кильский каналы осуществляется около 10 % всего объёма международных морских перевозок.

Современный морской порт характеризуется многофункциональностью. В настоящее время всё большее распространение получает новый тип порта, являющийся искусственным сооружением в открытом море, в районе переработки крупных объёмов массовых грузов. Хозяйственная функция портов обусловливается его хинтерландом – территорией, тяготеющей в хозяйственном отношении к какому-либо экономическому центру.

Э кономико-географическо е делени е Мирового океана. В экономических провинциях Северного Ледовитого океана, помимо рыбных запасов, важно богатство нефтью и природным газом. Суровые природные условия региона и удалённость от крупных экономически развитых районов, ограниченные возможности использования транспортных средств – всё это крайне осложняет заселение и освоение этой территории.

Значение Атлантики в международной экономике обусловливается значительным объёмом промышленного и сельскохозяйственного производства приморских государств бассейна. Страны, выходящие к побережью океана, производят более 4/5 промышленной и свыше 3/5 мировой сельскохозяйственной продукции. Основная часть экономического потенциала стран бассейна сосредоточена в двух основных регионах: Северной Америке и Западной Европе. В целом, Океан характеризуется наиболее многофункциональным промышленным освоением и использованием разнообразных ресурсов.

Экономико-географические особенности других экономических провинций Мирового океана.

Загрязнение Мирового океана промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными стоками и нефтепродуктами и перерождение и деградация морских экосистем. Малоизученные последствия захоронения радиоактивных отходов.

Литература:

Залогин Б.С. Экономическая география Мирового океана. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984

Пирожник И.И., Рылюк Г.Я., Еловичева Я.К. География Мирового океана. / Пособие для студентов, 2-е изд-е. - Минск: ТетраСистемc, 2007

Саушкин Ю.Г. Введение в экономическую географию. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. Глава седьмая. Море и хозяйство. С. 231-254

https://www.seapeace.ru/oceanology/ecology/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: