Самостоятельная работа 2
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
Цель работы
1.1 Формирование общих компетенций: ОК.02,ОК.03,ОК.05,ОК.06,ОК.09
1.2 Развитие таких навыков, как умение поиска и анализа информации по заданным критериям
Задание
2.1 Ознакомиться с представленными источниками по теме.
2.2 Составить краткий конспект, используя приемы систематизации информации (составление схем, таблиц).
2.3 Схематически изобразить философские идеи Д. Бруно.
2.3 Ответить на контрольные вопросы:
· Какой период истории Европы называют Эпохой возрождения?
· Какие черты мировоззрения становятся основными в эпоху Возрождения?
· В чем сущность гелиоцентрической системы мира?
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения ХV-ХVII вв. - это период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений.
Термин "Возрождение" употребляется для того, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей того времени возродить ценности и идеалы античности. (Однако в этом значении термин "возрождение" следует понимать условно: возрождение на деле означало поиск нового, а не реставрацию старого).
Автор термина «Возрождение» — известный итальянский живописец, архитектор и историк искусства данной эпохи Джорджо Вазари (1512–1574), писал о «Возрождении» живописи и скульптуры из «ржавых» Средних веков, противопоставляя последним в качестве образца художественную культуру греко-римской античности.
Духовная диктатура церкви, игравшей в феодальной Европе определяющую роль, была сломлена. Утверждалась новая государственность с формированием национальных абсолютных монархий.
Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
1. Антропоцентризм: внимание философов направлено, в основном, на человека (в античности в центре внимания философии - природно -
космическая жизнь, в средние века - религиозная жизнь).
Философия понимается как наука, призванная помочь человеку найти свое место в жизни.
Бог - начало всех вещей, ЧЕЛОВЕК - ЦЕНТР всего мира. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу.
Новый уровень самосознания человека: гордость, самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность - отличительные качества человека того времени.
2. Гуманизм: признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье.
3. Культ творческой деятельности человека: он создаёт новый мир,
красоту, самого себя. Значение материально-чувственной творческой
деятельности.
4. Культ красоты и прежде всего красоты человеческого лица и тела. В мировоззрении эпохи В. происходит реабилитация человеческой плоти.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению пpироды. В связи с развитием производства и изобретениями науки расширился человеческий кругозор. Изменилась средневековая картина мира. Каноник (член коллегии священников) Николай Коперник (1497-1543) создает гелиоцентрическую систему мира: центром вселенной является Солнце, а Земля - лишь планета Солнечной системы (До него господствовали идеи греческого астронома Птолемея (90-160 гг): в центре Вселенной - неподвижная Земля). Опубликованная в 1542 г. работа Коперника "Об обращении небесных сфер" была запрещена в 1616 г. Запрет снят в 1822г.
Для философии природы эпохи Возрождения центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношениях Бога и мира. На смену теизму приходит " пантеизм" ("Бог во всем").
Епископ и кардинал Ник.Кузанский (1401-1464) в своей работе "Об ученом незнании" приходит к выводу об отсутствии у мира стабильного центра, каким в средневековой космологии считалась Земля.
Идеи Н.Кузанского и Коперника развил Д.Бруно (1548-1600).
Наиболее оригинальной фигурой итальянской натурфилософии эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548–1600). Знакомство с гелеоцентрической системой Коперника произвело революционный переворот в мировоззрении вообще и взглядах доминиканского монаха Бруно на природу в частности. На место консервативности христианской теологии в отношении тварности природы и надмирности, трансцендентности Бога он ставит нетривиальные идеи пантеизма — обожествление природы и Вселенной, то есть отождествляет их с Богом. Это обстоятельство не могло быть незамеченным церковью, его обвиняют в многочисленных ересях, преследует инквизиция. Избегая репрессий, Бруно с 1576 г в течение 15 лет скитается по различным странам Европы в поисках покровителя, а также возможности публиковать свои сочинения. Он читает лекции в Парижском университете, где едва не становится профессором. Живет и издается в Англии до тех пор, пока его лекции о бессмертии души и системе Коперника не запрещают в Оксфорде. Его резкие выступления против христианства вызвали неудовольствие англиканской церкви, и он временно возвращается в Париж, из которого бежит в лютеранскую Германию. Наконец, соблазненный выгодным предложением одного итальянского аристократа, Бруно перебирается в Венецию, где мнимый покровитель 22 мая 1592 г вероломно предает его в руки инквизиции. Последние 7 лет его жизни прошли в тюремных застенках инквизиции Рима. После безуспешных попыток принудить Бруно к отречению от своего мировоззрения и раскаянию он был приговорен к смерти. Его отлучили от церкви и препроводили светским властям для выполнения приговора 17 февраля 1600 г в Риме на площади Цветов. С исключительным самообладанием Дж Бруно претерпел сожжение на костре 9 июля 1889 г на этом месте ему был воздвигнут памятник.
Кратко остановимся на основных философских и натурфилософских идеях Бруно.
Во-первых, как многие предшественники и современники, Бруно, отвергая догматизированного схоластикой Аристотеля, отдает предпочтение Платону Ему были близки идеи Платона и неоплатоников: о мировой душе, о всеобщей одушевленности природы, об эманации (истечении) из сверхприродного «единичного» многообразия предметной реальности и пр Иначе говоря, Бруно опирается на неоплатонические пантеистические идеи и развивает их.
Во-вторых, средневековому дуализму Бога и мира он противопоставляет их единство. Более того, он настаивает на тождестве Бога и мира (Вселенной, Природы). У Бруно Бог растворяется в своих проявлениях, в природе, которая, по его словам, есть не что иное, как «Бог в вещах». Природа либо есть сама Бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах
В-третьих, Бруно оспаривает христианскую веру в личного Спасителя, он также выступает против идеи об изначальной греховности человека и его возможном спасении посредством церкви (католики) или при помощи веры (протестанты).
В-четвертых, опираясь на гелеоцентрическую теорию Н Коперника, он ее развивает и конструирует революционную для своего времени концепцию о бесконечности Вселенной. Он использует античные учения о бесконечности пространства и бесчисленности находящихся в нем материальных тел, которые были представлены Демокритом, Эпикуром и Лукрецием. Пантеистическая аргументация и основные положения этой концепции Бруно могут быть определены следующим образом. Поскольку Бог бесконечен, а Вселенная тождественна ему, поэтому она бесконечна и неизмерима; она включает в себя бесчисленное множество миров и солнечных систем; звездное небо — не крыша мироздания; земля не есть неподвижный центр мира, таковым не является и солнце; абсолютного центра мироздания, по-видимому, нет вообще. С этих позиций любая точка во Вселенной может рассматриваться как ее относительный центр. Помимо Солнечной системы во Вселенной существует бесчисленное множество подобных систем. Далее, Вселенная, взятая в целом, неподвижна, ибо она не может поменять свое место, потому что вне ее нет другого места; она движется в самой себе. Источник этого внутреннего движения, согласно Бруно, состоит в тяготении (сила влечения) подобного к подобному, что и создает систему взаимной поддержки и равновесия.
В-пятых, учение Бруно о божественном всеединстве можно интерпретировать в том смысле, что все происходящее в природе имеет божественное оправдание. Бог относится к миру как творящая природа к сотворенной. Бог в качестве причинной природы или всепроизводящей силы есть в то же время материя и дух, протяженность и мышление. Этим учением Бруно предвосхищает пантеизм Б Спинозы. Природа, Вселенная, согласно Бруно, — высочайшее произведение искусства, божественный творец которого, объективируя самого себя, постепенно переходит от вещественно-материального состояния к духовному осознанию этого процесса. С пантеистических позиций Бруно, Вселенная — живое, гармоничное произведение искусства, она — саморазвитие Бога.
Наконец, в работе «О тройном наименьшем» Бруно сосредоточивается на бесконечно малых величинах Вводя понятие «монады » как «единицы» бытия, он предвосхищает Лейбница. Бруно полагает, что Бог обнимает собой все великое и самое малое. Самое великое — Вселенная, как пространственно-временная бесконечность жизни. Самое малое — индивидуальный жизненный зародыш, в свернутом виде представляющий возможность развития единичного явления. Понятие «самого малого» мыслится Бруно в трех проявлениях. Точка — математический минимум, образующий линию, линия — основание плоскости, а плоскость образует любую геометрическую фигуру. Физический минимум — Демокритовы и Эпикуровы атомы, из которых образуются различные тела, и в которые вновь превращаются распавшиеся предметы. Метафизический минимум — это монада, индивидуальная сущность, в которой объединены телесное и духовное начала. Эта индивидуальная сущность не может быть чем-то иным, кроме как бесконечной мировой силой. Поэтому монада — само Божество, которое в каждой индивидуальной монаде проявляется в особой специфической форме.