Системный подход к структуризации понятия «таможенное дело»




Лекция 6. Таможенное дело России как объект управления

 

1. Таможенное дело России

2. Системный подход к структуризации понятия «таможенное дело»

3. Казуальная последовательность эволюции понятия «таможенное дело». Таможенное дело как институт таможенного администрирования

4. Федеральная таможенная служба как институт-организация таможенного администрирования

5. Классификация системообразующих (системных) идей развития института таможенного администрирования

 

Таможенное дело России

 

Таможенное дело как сложное системное социально-экономическое явление, имеет различные толкования.

Определим базовые понятия нашего курса: «таможенное дело», «таможенное регулирование» и «таможенное администрирование».

С позиций классической школы управления таможенное дело представляет собой инструмент государственного администрированиясовокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В зависимости от трактовки такой инструмент может представлять собой государственный институт, государственную организацию или Федеральную таможенную службу России.

С позиций процессного подхода в это понятие вкладывается преимущественно процедурное содержание, и таможенное дело определяется как порядок и условия перемещения через границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организации и осуществления таможенного контроля.

Это определение раскрывает функциональные аспекты деятельности таможенных органов России, позволяет представить таможенное дело как целенаправленную процедуру, как бизнес-процесс.

Системный подход позволяет рассмотреть самый общий случай и дать самое широкое определение таможенного дела.

Таможенное дело - это сфера государственной политики, особая область государственных интересов, специфическое направление деятельности системы государственной власти по регулированию и контролю экономических процессов России, в первую очередь ее внешнеторговой деятельности.

В данной интерпретации - это собирательный термин. Он охватывает весь спектр вопросов таможенного дела. При его широком понимании он объединяет в целое следующие направления таможенной теории и практики:

· таможенную политику государства, определяющую идеологию, цели и задачи таможенного дела на конкретном историческом этапе;

· общегосударственную функцию, реализуемую в целях обеспечения эффективной политики – таможенное регулирование;

· форму реализации таможенного регулирования – таможенный контроль в его широком понимании[1];

· законодательное и нормативно-правовое обеспечение таможенного регулирования и контроля;

· организацию таможенного регулирования и контроля в системе государственных органов власти;

· вопросы технологического, кадрового, инфраструктурного и других видов обеспечения таможенного регулирования и контроля.

В обобщенном виде морфологическая структура таможенного дела России представлена на рис. 1.

 

 

Рис.1. Морфологическая модель таможенного дела России

 

На современном историческом этапе в соответствии с Конституцией России основное содержание таможенного дела раскрывается через таможенное регулирование[2],[3].

Под таможенным регулированием будем понимать установление и применение порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации [4].

Таможенное регулирование в процессе таможенной деятельности реализуется в форме таможенного контроля. И в этой связи целесообразно рассматривать государственные функции регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое.

 

Системный подход к структуризации понятия «таможенное дело»

 

С позиций системного подхода таможенное дело можно представить как целостную систему, которая структурно и функционально раскрывается через следующие компоненты (рис.2):

· таможенная политика - идеологический аспект;

· условия и порядок таможенного регулирования и контроля - функционально-технологический аспект;

· федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела[5] (Федеральная таможенная служба или система таможенных органов России) – институциональный и организационный аспекты.

В данной конструкции все компоненты находятся во взаимосвязях друг с другом и составляют органически целостную совокупность разноуровневых элементов и называемую таможенным делом. В зависимости от целей анализа, любой из компонентов таможенного дела, и таможенное дело в целом, могут быть представлены таможенной системой.

Представление таможенного дела как системы в виде иерархии таможенных систем отображено на рис. 2.

В дальнейшем будем также считать, что функция таможенного регулирования раскрывается в процессе таможенной деятельности. При этом таможенная система, осуществляя таможенное регулирование, реализует конкретные таможенные процедуры (в частности, таможенные операции): процедуры таможенного оформления, процедуры исчисления, контроля и взыскания таможенных платежей, процедуры таможенного контроля и др.


 

 

 


Рис.2. Представление таможенного дела в виде иерархии таможенных систем

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: