Представленный системный взгляд на таможенное дело, структуризация такого понятия, позволяют сделать следующие важные обобщения.
Понятие «таможенное дело» является самым общим, самым широким понятием и представляет собой в определенном отношении собирательный термин, охватывающий весь спектр вопросов теории и практики таможенного строительства и деятельности таможенных органов в России. Этот термин определяет конкретное направление деятельности государства по успешному решению задач государственного управления экономикой России, прежде всего в одном из основных ее секторов – в секторе внешней торговли.
По сути, в этом понятии содержится ответ на один из ключевых вопросов государственного строительства: что делать для достижения политических и социально-экономических целей в этом секторе или еще шире – в сфере внешнеэкономической деятельности. Поэтому – это особая сфера интересов, особая форма деятельности государства, особый государственный институт
В практическом отношении ответ на вопрос: «Что делать?» превращается в следующие два вопроса: как это делать и чем (какими инструментами) это делать. Поскольку наиболее явная форма воздействия государства на экономические процессы – это управление, а государственные институты – это институты управления, то из всего этого вытекают два важных следствия[6].
Процесс управленческого воздействия должен быть соотнесен с одной или несколькими функциями управления. В данном случае, как уже отмечалось, в качестве такой функции конституционно закреплена функция таможенного регулирования. Другими словами, таможенное дело в функционально-процедурном выражении напрямую соответствует одной из функций государственного управления – таможенному регулированию.
|
В процессе таможенной деятельности функция регулирования реализуется в форме таможенного контроля. И в этой связи, учитывая известный исторический опыт, целесообразно рассматривать функции регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое.
Для реализации функции таможенного регулирования необходимы адекватные инструменты. Учитывая то, что речь идет о государственном управлении, то ответ на второй вопрос (какими инструментами реализовать функцию) практически предопределен: инструментами администрирования или административными мерами и средствами.
Введем следующие определения:
Таможенное администрирование –
это специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемая и управляемая с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля, обеспечения социально-экономической эффективности этого сектора экономики и экономики России в целом.
Более простое, но более сущностное определение следующее: Администрирование – это инструментальное обеспечение реализации функций таможенного регулирования и контроля или инструмент управления.
В соответствии с рис. 2 может быть дано еще одно определение: таможенное администрирование – это системное организационно-технологическое воздействие таможенных органов России на сферу ВЭД с целью ее эффективного регулирования.
Администрирование - деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления. Административные или административно-управленческие методы - способы воздействия на управляемый объект в целях обеспечения однозначного поведения и действия исполнителей в сложившейся ситуации.
|
В правовом и организационно-технологическом отношениях таможенное администрирование представляется соответствующими институтами, а в их системном выражении – системой таможенного администрирования. Для России в современных условиях организационное «ядро» такого института представляет Федеральная таможенная служба.
Институт (от лат institutum - установление, учреждение) - организация норм права, охватывающих определённый круг общественных установлений. Russ Portal Company Ltd, Большая Российская энциклопедия, 2001 г. В контексте данного изложения институт рассматривается как определенное учреждение или организация, формируемые и действующие в рамках соответствующей совокупности норм права. В этой связи в процессе институциализации в дальнейшем выделяются два основных аспекта: институционально-организационный и институционально-правовой и два соответствующих института правовой институт и организация как институт.
Таможенное администрирование осуществляется на двух качественно различимых организационных уровнях (уровнях администрирования).
На первом уровне администрирования формируется политика, определяются идеи, цели, экономические механизмы и стратегия таможенного дела. На втором – создаются и функционируют организационно-технологические инструменты и осуществляется практическая реализация таможенного регулирования и контроля.
Правовую основу такого подхода составляют: Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные конвенции в области таможенного дела.