Казуальная последовательность эволюции понятия «таможенное дело». Таможенное администрирование




Представленный системный взгляд на таможенное дело, структуризация такого понятия, позволяют сделать следующие важные обобщения.

Понятие «таможенное дело» является самым общим, самым широким понятием и представляет собой в определенном отношении собирательный термин, охватывающий весь спектр вопросов теории и практики таможенного строительства и деятельности таможенных органов в России. Этот термин определяет конкретное направление деятельности государства по успешному решению задач государственного управления экономикой России, прежде всего в одном из основных ее секторов – в секторе внешней торговли.

По сути, в этом понятии содержится ответ на один из ключевых вопросов государственного строительства: что делать для достижения политических и социально-экономических целей в этом секторе или еще шире – в сфере внешнеэкономической деятельности. Поэтому – это особая сфера интересов, особая форма деятельности государства, особый государственный институт

В практическом отношении ответ на вопрос: «Что делать?» превращается в следующие два вопроса: как это делать и чем (какими инструментами) это делать. Поскольку наиболее явная форма воздействия государства на экономические процессы – это управление, а государственные институты – это институты управления, то из всего этого вытекают два важных следствия[6].

Процесс управленческого воздействия должен быть соотнесен с одной или несколькими функциями управления. В данном случае, как уже отмечалось, в качестве такой функции конституционно закреплена функция таможенного регулирования. Другими словами, таможенное дело в функционально-процедурном выражении напрямую соответствует одной из функций государственного управления – таможенному регулированию.

В процессе таможенной деятельности функция регулирования реализуется в форме таможенного контроля. И в этой связи, учитывая известный исторический опыт, целесообразно рассматривать функции регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое.

Для реализации функции таможенного регулирования необходимы адекватные инструменты. Учитывая то, что речь идет о государственном управлении, то ответ на второй вопрос (какими инструментами реализовать функцию) практически предопределен: инструментами администрирования или административными мерами и средствами.

Введем следующие определения:

Таможенное администрирование –

это специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемая и управляемая с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля, обеспечения социально-экономической эффективности этого сектора экономики и экономики России в целом.

Более простое, но более сущностное определение следующее: Администрирование – это инструментальное обеспечение реализации функций таможенного регулирования и контроля или инструмент управления.

В соответствии с рис. 2 может быть дано еще одно определение: таможенное администрирование – это системное организационно-технологическое воздействие таможенных органов России на сферу ВЭД с целью ее эффективного регулирования.

Администрирование - деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления. Административные или административно-управленческие методы - способы воздействия на управляемый объект в целях обеспечения однозначного поведения и действия исполнителей в сложившейся ситуации.

В правовом и организационно-технологическом отношениях таможенное администрирование представляется соответствующими институтами, а в их системном выражении – системой таможенного администрирования. Для России в современных условиях организационное «ядро» такого института представляет Федеральная таможенная служба.

Институт (от лат institutum - установление, учреждение) - организация норм права, охватывающих определённый круг общественных установлений. Russ Portal Company Ltd, Большая Российская энциклопедия, 2001 г. В контексте данного изложения институт рассматривается как определенное учреждение или организация, формируемые и действующие в рамках соответствующей совокупности норм права. В этой связи в процессе институциализации в дальнейшем выделяются два основных аспекта: институционально-организационный и институционально-правовой и два соответствующих института правовой институт и организация как институт.

Таможенное администрирование осуществляется на двух качественно различимых организационных уровнях (уровнях администрирования).

На первом уровне администрирования формируется политика, определяются идеи, цели, экономические механизмы и стратегия таможенного дела. На втором – создаются и функционируют организационно-технологические инструменты и осуществляется практическая реализация таможенного регулирования и контроля.

Правовую основу такого подхода составляют: Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные конвенции в области таможенного дела.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: