Конспект урока памяти подвига Зои Космодемьянской.




Цель занятия:развитие патриотического воспитания обучающихся на примере истории личности и подвига Зои Анатольевны Космодемьянской.

Задачи:

воспитательная:

- формирование социально-ценностных знаний (1-й уровень воспитательных результатов) и отношений (2-й уровень) обучающихся к понятию подвиг, жертвование жизнью, здоровьем во благо общества, страны.

- Формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

развивающая: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

обучающая:расширить представление обучающихся о ходе Великой Отечественной войны через призму действий населения.

Методы формирования сознания личности, методы нравственного воспитания (по профессору Г.И. Щукиной). Доминирующий метод – пример.

Приемы стимулирования развития эмоциональной сферы обучающегося (по профессору М.Г. Яновской): просмотр презентации, прослушивание музыкальных композиций, просмотр видеороликов: репродуктивный аудиовизуальный художественно-образный прием стимулирования эмоциональной сферы личности;

Формы организации деятельности детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: техника для воспроизведения видеоматериалов, аудиоматериалов и презентации, музыкальные композиции, посвященные Великой Отечественной войне (песни военных лет, например, М. Бернес «Журавли»)

Примерный план проведение занятия.

Этап занятия, мероприятия Деятельность педагога Деятельность обучающихся
1. Организационно-мотивационный Узнавание как стадия формирования ценностей Беседа. Звучит тихо музыка. Педагог спрашивает у обучающихся, как они понимают слово «подвиг». Есть ли у подвига возраст (т.е. подвиги могут совершать только взрослые? Просит привести примеры из своей жизни, когда их знакомые или близкие совершали действие на благо других. Высказываются о понятии подвига. Делятся своими воспоминаниями
2. Погружение в тему Важно, чтобы педагог отходил от лозунгов к своим личным ощущениям. Рассказ. Педагог рассказывает биографию красноармейца,Зои Космодемьянской (с опорой на презентацию). Вопрос-ответ: какие ощущения после прослушанной информации, какие эмоции у слушателей? Как вы думаете, было ли ей страшно? Было бы вам страшно? Какие личные качества присущи героям подвигов? Зоя выполнила приказ ставки Верховного Главнокомандования, не раскрыла под мучительными пытками информацию. Перед самой смертью врагам в лицо уверенно заявила: «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать армии воевать! Моя смерть за Родину - это моё достижение в жизни». Примерные вопросы для обсуждения: как ты считаешь, поступок Смирновой,для чего она так сделала? Почему остальные жители деревни поддерживали врагов, а кто-то смалодушничал или держался в стороне? Какую роль сыграл староста? Что значит самоотверженность? Что значит предательство? Выполнение приказа как закон военного времени. Маленькие дела ведут к большой победе – как вы понимаете смысл этой фразы? Рассматривают фотографии, знакомятся с фактами из жизни Героя Великой Отечественной войны   Высказывают личное оценочное мнение, высказывают суждение, сомнения.
3.Обсуждение, рефлексия. Беседа. Педагог подводит финальную черту занятию: 18-летняя девушка, только перешедшая в 10 класс, принявшая мученическую смерть во имя патриотическихидеалов, Зоя Космодемьянская навсегда останетсяобразцом жизненной энергии и мужества. В честь неё, называли улицы (в Москве есть улицы Александра и Зои Космодемьянских), устанавливали памятники и мемориалы. Существуют астероиды № 1793 "Зоя" и № 2072 "Космодемьянская" (по официальной версии, назван в честь матери девушки - Любови Тимофеевны). В 1943 году в честь героини советского народа был назван сорт сирени. "Зоя Космодемьянская" имеет светлые лиловатые цветки, собранные в крупные соцветия. Согласно китайской мудрости, лиловый цвет является символом положительный духовной силы, индивидуальности. Музейный комплекс «Зоя». Хотели бы дети самостоятельно изучить художественную литературу, музыку, живопись, современные и советские киноленты, посвященные Зое Космодемьянской? Почему важно, чтобы было во что верить, кого помнить и чем гордиться? У кого родственники участвовали в Великой Отечественной войне? Педагог подытоживает высказывания ребят, что ВОВ – трагедия всей страны, когда жизнь людей поделилась на до и после. Предложение обучающимся: расспросите своих близких о родственниках-участниках ВОВ, обратитесь к электронным ресурсам, таким как «Память народа», узнать, про парк «Патриот» и увековечивание имен Героев в нём. Высказывают свои суждения, для чего необходимо сохранять в памяти подвиги героев. Высказываются, что нового они узнали.

Дополнительные материалы для подготовки к занятию:

Правда о Зое Космодемьянской. https://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2011/07(91)-2011/10270/

Диктант победы. Зоя Космодемьянская. https://xn--80achcepozjj4ac6j.xn--p1ai/articles/zoya-kosmodemyanskaya

Электронная база документов Героев войны https://pamyat-naroda.ru/, https://podvignaroda.ru/?#tab=navHome

 

 

Квест-игра

«Пионерские острова»

Цель: знакомство с историей пионерского движения в России

Задачи: содействовать воспитанию гражданско-патриотических чувств, нравственных качеств личности; познакомить обучающихся с пионерскими традициями; способствовать развитию творческих способностей обучающихся; разучить пионерские песни, игры; рассказать о школьных объединениях.

Участники игры:

В игре принимают участие команды пионерских отрядов школы в составе 6-ти человек (учащиеся 5-6 классов) и 1 руководителя.

Место и время проведения: МОУ «Шараповская СШ»

 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, фонограммы шума моря, гудка парохода, песен. На столах у ребят тексты песен.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие под Алыми парусами на острова Пионерии за сокровищами. Почему на Алых парусах? Да потому что, так уж повелось, что Алые паруса символизируют романтику, мечту, поиск, открытие и пионерский галстук тоже алого цвета. Да и объединение у нас называется «Алые паруса». А какие сокровища мы там найдем, вы догадаетесь сами. Нет на этих островах ни сундуков с золотом, ни мешков с серебром, ни подвалов с драгоценными камнями, а что там есть, вы совсем скоро узнаете. Я буду вашим капитаном, а вас назначаю – членами экипажа. Ребята, что нужно для того, чтобы путешествие прошло удачно, без чего не обходится любое хорошее дело? Конечно же, без хорошей песни! Давайте вместе споём песню “Алые паруса”.

Исполняется песня “Алые паруса”

Ведущий: Наш корабль держит курс на Пионерские острова!

фонограмма шума волн

Ведущий: Мы на острове “Исторический”!

фонограмма гудка и прибытия парохода

Ведущий: Ребята, предлагаю вам выполнить небольшой тест, после чего мы сможем отправиться в дальнейшее путешествие. (Командам дается тест)

Выбрать правильный вариант ответа:

1) Год образования общественного объединения «Алые паруса»:

А) 1990 год; б) 1992 год; в) 1998 год

2) Праздник пионерской дружбы отмечается:

А) 13 сентября; б) 9 мая; в) 19 мая

3) Какая пионерская традиция родилась 8 февраля 1964 года?

А) отмечать день памяти юного героя-антифашиста;

Б) отмечать день смеха;

В) отмечать день пионерской дружбы.

Ведущий: Молодцы! Не будем задерживаться, нам пора в путь! Мы отправляемся дальше! Поднять паруса!

фонограмма шума волн

Ведущий: Слева по борту остров «Символград»

фонограмма гудка и прибытия парохода

В этих словах перепутаны буквы. Прочтите эти слова и запишите. За каждое правильно названное слово команда получает 1 балл.

1. НРГО ________ 5.РАБАНАБ ____________

2. ЛАФГ ________ 6. СТУЛГАК ____________

3. МЯЗНА ________ 7. КОНЗА ____________

4. ТЮЛАС________ 8. ЧОЗНАК ____________

Ответы: 1.Горн 5.Барабан

2.Флаг 6.Галстук

3.Знамя 7.Закон

4.Салют 8.Значок

 

Ведущий: Молодцы, ребята! Отправляемся на следующий остров «Эрудиты».

фонограмма шума волн

фонограмма гудка и прибытия парохода

Ответьте на вопросы.

1. Чем должны были взвиться «синие ночи»? - кострами

2. Клич пионера? ----------------------------"Всегда (будь) готов!"

3. В этой песне - пионеры - дети именно такого класса трудящихся- рабочих

4. Из какой ткани пионеры 30х годов в основном шили галстуки? – из скромного ситца.

5. Пионеру по плечу любое……? – дело

6. Пионеры не искали каких путей?.... легких

7. До какой поры пионеры считали минутки?.... до обеденной

8. Пионеры бьют поклон именно этому овощу! Он их идеал!….. картошка

9. Под какоЮ звездоЮ мы живём в краю родном?... под счастливою

10. Чьи заветы пионер помнит твёрдо?... заветы отцов

11. Чем смелее идем к нашей цели, Тем скорее к… ЧЕМУ мы придём? …… к победе

12. Перед нами они все открыты…… двери!

13. Там, где труднее и круче пути…ОН всегда впереди…. Гайдар

14. Что пионеры поднимут в бою как отрядное знамя?..... песню

15. На какой улице мы выстроим дом и с друзьями там заживём? На улице Мира.

16. Сильное оружие, главное оружие на Земле? …….. дружба!

17. Им салютует шум прибоя, В глазах их небо голубое, и их Ничем не испугать. О ком речь? ….. об орлятах!

18. Какому крейсеру снится сон?.... крейсеру Аврора.

19. Волны крутые, штормы седые - Доля такая у кораблей. Судьбы их тоже чем-то похожи, Чем-то похожи на…Что? На судьбы людей.

20. Весёлые… они умолкли навеки…. КТО? …… хлопцы.

фонограмма шума волн

фонограмма гудка и прибытия парохода

Ведущий: Ребята, прямо по курсу остров «Шуточный». Чтобы отправиться дальше, вам предстоит ответить на шуточные вопросы.

 

Ответить на шуточные вопросы

1.Когда мальчишку называют именем девочки? (Когда долго спит – Соня)

2.Что можно приготовить, но никак нельзя съесть? (Уроки)

3.Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)

4.Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной палок? (2, 4, 6)

5.Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Нет, ночь разделяет дни)

6.Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой рекой в Европе? (Иволга)

7.Тройка лошадей пробежала 6 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (6 км)

8.В корзине лежит 5 яблок. Как разделить их между пятью девочками, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (1 девочка должна взять яблоко вместе с корзиной)

9.Археолог заявил, что нашел монету, датированную 35 г. до н.э. Может ли это быть на самом деле? (Нет. Те люди не знали, что будут жить «до нашей эры»)

10. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (феврале)

Ведущий: Ребята, мы заканчиваем своё увлекательное путешествие и отправляемся домой.

фонограмма шума волн

фонограмма гудка и прибытия парохода

Ведущий: Вот мы с вами и побывали на пионерских островах. Я думаю, вы догадались, какие сокровища мы искали /показывает на карте/. А важны ли эти сокровища для вас сегодня в наше время?

ответы ребят

Ведущий: Вы узнали многое о жизни и законах пионеров, и наш корабль прибыл в порт Раньше история детского движения была связана с Всесоюзной пионерской организацией. Есть пионеры и в наше время. Пионерия не погибла. Сегодня пионерские организации и объединения действуют в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане. В нашем районе действуют детские организации. С 1963 по 1994 годы в нашей школе тоже была пионерская дружина. А потом образовались различные детские объединения по интересам. Ребята из детских объединений нашей школы расскажут, чем они занимаются в этих объединениях:

выходят представители детских школьных объединений, рассказывают о своей деятельности

  1. Биологический клуб
  2. Отряд юных инспекторов дорожного движения “Перекресток”
  3. Отряд добровольцев “Руки добра”
  4. Патриотический клуб “Память”

Ведущий:На стенде представлены названия и эмблемы детских объединений нашей школы.

учитель называет объединения и их руководителей, показывает эмблему

Ведущий: Наше путешествие закончилось. Я хочу вам казать, что с таким экипажем я смело бы отправилась в любое дальнее плавание. Мы отыскали сокровища пионеров, это дружба, верность слову и песня, но я думаю, во все времена, для всех детей важны и такие сокровища как солнце, мир и мама. А теперь предлагаю спеть вместе ещё одну замечательную песню “Солнечный круг”.

исполняют песню “Солнечный круг”

Ведущий: Возьмите с собой тексты этих песен и дома спойте их ещё раз вместе со своими папами и мамами, я уверена, что они расскажут вам много интересного о том, как они сами были когда–то пионерами. Я желаю вам, чтобы вы всегда добивались поставленной цели, заботились о старших и младших, и стали достойными гражданами своей страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: