(с 3 тыс. до н.э. – 4 в. до н.э.)
Раньше других перешли от бронзы к железу (на рубеже 3-2 тыс. до н.э.)
Общая характеристика: ведущий вид искусства - архитектура:
1.зиккурат (террасная планировка, пандусы), 2.фризовая композиция, декоративный стиль, 3. первыми применили мозаику в декоре зданий («Красное здание» в Уруке), 4. глазурованную облицовку кирпича (н-р, ворота Иштар).
1. Шумеро-Аккадский период - 3 тыс. до н.э. (27 – 21 вв. до н.э.) – бронзовый век (на территории совр. Ирака) Архитектура: культовые здания-зиккураты (Белый храм в Уруке в правление Гильгамеша, светские –дворцы («Красное здание» Урука). Скульптура: самое древнее из дошедших изображений этого периода – «стела коршунов» многофигурная композиция, изображает победу над противником; портреты правителей (Саргон Древний – Саргон I и Гудеа), адоранты, рельефы и мозаики с фризовой композицией и ограничением по цвету (три цвета), глиптика.
2. Вавилонский период – 2 тыс. до н.э. (18 по 12 вв. до н.э.) – ранний железный век (на территории совр. Ирака). Расцвет искусства при царе Хаммурапи: архитектура: городские укрепления, сооружения для полива земель. Дворцы царя и его приближенных в Мари: украшения стен фризовой росписью и глазурованной плиткой. Скульптура: рельеф на диоритовом столбе свода законов царя Хаммурапи, диоритовый портрет царя Хаммурапи, мифологический жанр: алебастровая статуя богини Иштар, рельефное изображение бога Мардука и его дракона Сируша.
3. Ассирийский период – 1 тыс. до н.э. (9-7 вв. до н.э.) на территории совр. Ирака. Ранний железный век. Образование военной монархии; ее влияние на развитие архитектуры: возведение крепостей, каменных мостов и дорог. Развитие нового типа города - города-крепости с единой строгой планировкой. Дворцовые сооружения: 1.дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (711-707 гг. до н.э.), 2.дворец Ашшурбанапала. 3 Портальная скульптура. 4. Рельефные композиции, батальные и охотничьи сцены из дворцового быта (львиная охота, героизация личности царя). 5 Крылатые гении-хранители – шеду.
|
6 Ссоздание первой в истории библиотеки (при царе Ашурбанапале, Ассирия), где было обнаружено самое древнее из дошедших до нас лит. произведение (эпос) – 7 Сказание о Гильгамеше, шумерском правителе Урука (8). Падение Ассирии от напора вавилонян.
4. Нововавилонское царство - 1 тыс. до н.э. (7 – 6 вв. до н.э.) – ранний железный век. Подъем культуры и искусства времени правления Навуходоносора II. Вавилон –центр Передней Азии. Ведущий вид искусства: архитектура. Храмовое, оборонительное и ирригационное строительство. Особенности планировки Вавилона (храмы и дорога процессий). Ворота богини Иштар: появление арки в архитектуре (1); рельефные композиции из цветной глазури с изображениями идущих львов, быков и драконов- сируш (2); цветочный фризовый орнамент (2). Главный храм Вавилона, посвященный Мардуку – «Эсагила». 3.Строительство зиккурата «Этеменанки» прообраз библейской Вавилонской башни, его изображали художники поздних веков (наприеммр, «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563) - жилище бога Мардука и его жены, богини утренней зари Сарпанит. Светские сооружения: дворец Навуходоносора II, технические особенности конструкции: возведение помещений на искусственных платформах. Новый тип дворцовых сооружений – «висячие сады». «Сады Семирамиды», возведенные на искусственных террасах+ первый в истории ботанический сад.
|
5. Империя Ахеменидов - 6-4 вв. до н. э. (позже Персия и затем совр. Иран) в Передней Азии, созданная персидской династией. Ведущий вид искусства – архитектура. Столица – Персеполь (Персеполис). Ворота Ксеркса с Шеду, библейская история про Артаксеркса (царя Ксеркса), Амана и Эсфирь (Эстер) – распространенный сюжет классической живописи последующих веков (стиль: классицизм «Царица Эстер». Эдвин Лонг, 1878). В искусстве: «звериный стиль»: монументальная скульптура (рельефы, головы быков, капители с головами быков). Цветочный фризовый орнамент. Глазурованные изображения мифологических существ в декоре зданий. ДПИ: ритуальные сосуды-ритоны.