Бронзовый век, Апеннинский полуостров (где совр. Италия). Этруски имели развитую культуру. Этрурия существовала одновременно с древним Римом царского и республиканского периодов, с Египтом позднего периода (когда Египет утратил независимость и его сначала завоевала персидская империя, а затем в 4 в до н.э Александр Македонский), Древней Грецией (с архаики до эллинизма). Область, где была обнаружена древняя Этрурия - современная Тоскана в Италии. В I в до н.э. завоевана Римом, влилась в Римскую империю.
Ведущий вид искусства: архитектура. Города-полисы 1) Крепостные сооружения из камня: ворота Марция и Августа в Перудже (3-2 в. до н.э.) – арка! 2) Жилища из дерева (не сохранились, но сохранились саркофаги, в виде жилых домов). Организация внутреннего пространства: колодцев, водопровода не было, собиралась с крыш домов дождевая вода, поток которой распределялся при помощи антефиксов (3), и хранилась в сводчатых резервуарах. Главное помещение в доме этрусков, как и потом в римском доме – атриум. В крыше, накрывающей атриум, имелось отверстие (комплювий), а под ним, в полу, – имплювий (бассейн), в который сливалась дождевая вода. Центральное помещение этрусских домов предназначалось для того, чтобы оградить хозяев, занимавших внутренние комнаты, от шумной прислуги, жившей в помещениях при входе. Такой дом стал прототипом римского дома (домуса для 1 семьи) с центральным залом, тремя комнатами и садом.
Культовые сооружения, 2 типов: древние святилища под открытым небом на возвышенности со ступеньками (1) и деревянные храмы со статуей бога (2). Строительные материалы: кирпич для фундаментов и ступеней, дерево, использование терракоты в декоре зданий. Сходство с греческими образцами этрусского храма: портик + целлы. Портик с двумя рядами колонн, а за ним три помещения- «целлы», центральная целла больше боковых. Колонны этрусских храмов, часто деревянные, были обычно гладкими - не имели каннелюр (ребристая поверхность ствола колонны). Как и строители греческих храмов, этруски использовали для крыш черепицу, а также греческие (эолийские и ионические) типы капители (3,4). По краям кровли помещались антефиксы (5) и статуи-акротерии (6). Открытые деревянные элементы храмов этрусков покрывались терракотой. На фризе сначала изображались группы богов или людей, сидящих или находящихся в движении, а позднее – изящный цветочный орнамент. В отличие от греков этруски часто оставляли фронтон открытым и не заполняли его фигурами вплоть до эллинистического периода. Вся терракотовая отделка часто окрашивалась в разные цвета, поэтому храмы должны были производить поистине ослепительное впечатление. Римляне, точно так же как и этруски, использовали терракотовую скульптуру для украшения храмов вплоть до I века до н. э. Появление в Этрурии нового ордера – тосканского (7).
|
Мемориальные сооружения этрусской знати: тумулосы (купольный свод!) (1), склепы. Росписи в склепах «Авгуров» (2,3), «Быков» (4,5), «Щитов» (6).
Основные темы и сюжеты росписей: аристократические пиры с музыкантами и танцорами
Скульптура Этрурии. Связь с культом предков, обусловившая развитие портрета. Влияние культа предков на архитектуру и скульптуру. Этрусские каменные и терракотовые саркофаги: «Саркофаг из Кьюзи. Глина. Нач. IV в. до н. э. Париж, Лувр. (1), «Саркофаг из Черветри» (конец VI в. до н.э.) (2). Декоративная терракотовая скульптура: «Статуя Аполлона» из храма в Вейях (VI в. до н. э.) (3), Голова Гермеса из Вей (4), акротерии (5),
|
антефиксы с головами Тифона (1), Горгоны, Силена и Менады (2) – из терракоты (обожженая глина).
Развитие скульптуры из бронзы: статуя воина – «Марс Тоди» (3), воины в шлеме с высоким гребнем (4), капитолийская волчица (5), лошадки (6). Декор бронзовых котлов
ДПИ: этрусская черная керамика – «буккеро». Ювелирное искусство (частые изображения бога реки Ахелой)
Связи этрусской культуры с Египтом, Грецией, отражение этих влияний в мифологии, алфавите, сюжетах с изображением аристократических пиров, охоты и спортивных игр. Архаическая улыбка. Значение искусства этрусков в становлении римского искусства.