Методология исследований в агрономии




Вопросы

1. Методы и уровни исследований

2. Понятие исследовательской программы

Ключевые слова: Методология, уровень исследований, анализ, синтез, исследовательская программа

 

1. Методология. Методы и уровни исследований

Общенаучный термин методология используется на нескольких уровнях познания и всегда требует пояснения при употреблении. Наивысший философский уровень (Слайд) предполагает при использовании данного термина рефлексию, сомнение в правильности и

достаточности применяемых познавательных средств, порядка или способа их использования. Это понимание в целом достаточно и на общенаучном уровне. Однако на уровне конкретной науке использование термина методология означает просто набор взаимоувязанных методик, методов. То есть чаще всего приводят систему методов, которую без рефлексии именуют методологией. В нашем случае мы будем использовать данный термин исключительно в первом – классическом варианте.

При получении нового знания используют различные методы (Слайд 5) исследований, которые выстраивают в уровни.

Традиционные исследования начинались на эмпирическом уровне (слайд 6). Как и естествоиспытатели, исследователи агрономы использовали метод наблюдения, в процессе которого изучаемый объект (культурное растение) подвергали опробованию. К примеру, измеряли высоту, массу, подсчитывали количество пораженных, больных, анализировали состав и

 

Слайд 6

т. п. Но на этом уровне исследователи не изменяли природу объекта релевантно математической модели, что является обязательным признаком экспериментально-теоретического уровня.

Следующий (Теоретический) уровень исследований редко также использовали анализ и синтез, но здесь речь идет об анализе понятий, а не «материи». К сожалению, в агрономии слишком редко встречаются работы на теоретическом уровне. Однако я призываю молодых ученых не бояться работать на этом уровне. Особенно, владеющим английским. Что касается метатеоретического уровня, где анализируются сами новые теории, то естественно он не используется в прикладном знании. Итак. Начинающим исследователям придется иметь дело с методами эмпирического уровня (слайд 7). В перечень методов этого уровня входит и анализ (к примеру, химический), который не следует смешивать с одноименным термином теоретического уровня. (слайд 10).

Понятно, что анкетный опрос не используется агрономией и приведен для понимания особенностей и отличий агрономии от наук гуманитарной направленности.

На метатеоретическом уровне используется системный анализ и диалектический метод. (слайд. 10).

2. Понятие исследовательской программы

Вступление. Основным компонентом взаимоувязанной и системно-ориентированной целевой функцией магистерской подготовки является выполнение исследовательской работы и оформление ее виде диссертации. Это значит, что каждый студент должен в плановом режиме выполнить исследование, требующее предварительной работы по созданию программы действий, которую обозначают в современной методологической литературе словосочетанием «Исследовательская программа» (ИП).

По своему содержанию и структуре ИП представляет собой своего рода «Бизнес проект» будущего исследования, из которого понятны основные намерения, цели, методы и средства достижения целей и ожидаемые научные, экономические и другие эффекты. В общенаучном плане она включает как минимум три крупных раздела по основным этапам (слайд 12).

Очень важно с первых дней магистратуры начать думать о своей ИП, поскольку в современных условиях бюджетирования, в государственных образовательных учреждениях сложно ожидать срочного получения необходимых для реализации эксперимента средств. Как правило, основные заявки на исследования формируются до декабря месяца, что напрямую исключает оттягивания сроков.

В соответствии с рабочей программой дисциплины каждый студент персонально разрабатывает ИП, выступает с ней на семинаре и письменно отвечает на экзамене по ее содержанию. Поэтому, сегодня следует быть собранным и максимально внимательным.

Самое главное –что ИП, это не хорошо известная по бакалавриату программа исследований (ПИ), используемая при выполнении выпускной квалификационной работы. Если в программе исследований не требовалось обоснования, и студент получал готовое руководство к действию, то теперь необходима полная транспарентность, позволяющая выбрать наиболее рациональный путь достижения целей. По структуре исследовательская программа во многом напоминает ПИ. Она включает блоки: название работы с целью и задачами исследований, рабочую гипотезу, схему (ы) эксперимент (ов)а (первый блок), схематический план, с обоснованием способа размещения вариантов и повторений в пространстве, математическую модель на основе которого будут обрабатываться и в дальнейшем интерпретироваться данные (второй блок), методы учетов и наблюдений (Третий блок), описание работ по обеспечению требуемых условий, затраты на исследование, экономический эффект от внедрения результатов (четвертый блок).

1. Название работы и цель исследований.

Очень важно максимально согласовать название работы с ее целью и гипотезой, причем стремиться максимально конкретизировать по ключевым терминам. Это требование вытекает из создания максимальных условий для успеха в поиске данной работе в Интернет. Следует помнить, что все работы будут вывешены на кафедральных сайтах, но станут известны широкой научной общественности прежде всего, если будут обозначены операциональными ключевыми терминами. К примеру, работ в Интернет по влиянию удобрений на урожайность зерновых миллионы, на урожайность ярового ячменя сотни тысяч, азотных удобрений на урожайность ярового ячменя- десятки тысяч и т п. Что касается логической согласованности, то понятно неудачное оформление при названии влияния удобрений на урожай ячменя, цели –агрономическая эффективность, а гипотезы – влияние на качество.

Очень важно правильно понимать в исследовании постановку проблемы и не подменять имеющееся для науки затруднение при ее решении и отсутствие подходов от проблемы производства. Но этот вопрос мы будем обсуждать позднее.

Опыт показывает, что наиболее сложным является вопрос формулирования рабочей (научной) гипотезы. Ошибки делаются в замене предполагаемого утверждения целевой функцией или просто названием. Гипотеза должна максимально ориентировать на схему эксперимента. Отсюда в ней крайне нежелательно использовать общие выражения. К примеру, нежелательно формулировать: имеются различия в урожайности новых сортов. Необходимо использовать урожайность конкретного сорта, гибрида (к примеру, Иволга) выше Московской (стандарт) и Немчиновки и Донецкой. В этом случае, в схему опыта включат как минимум данные сорта. Но не менее важное и другое. Необходимо буде обосновывать и количество сортов (вариантов) и их представителей (кроме обязательного, лучшего для данных условий – стандарта). Понятно, что увеличение числа вариантов функционально связано с возрастанием затрат на получение нового знания. Отсюда надо помнить не только, что я хочу знать, как точно я хочу знать, но и как дорого будет стоить это новое знание.

Пример формулирования гипотезы

Название работы Неправильно Правильно
Оценка продуктивности нового гибрида подсолнечника Л-121 Имеются различия в продуктивности гибридов подсолнечника Продуктивность нового гибрида подсолнечника Л-121 существенно выше стандарта

 

После схемы опыта разрабатывают схематический план. Этот этап исследовательской программы не может выполняться без информации по условиям в опыте. Понятно, что для участка на двустороннем склоне (косогор) не желательно использовать метод полной рандомизации, и даже рандомизированных повторений поскольку остаточная дисперсия в опыте будет значительной. Одновременно с обоснованием плана определяют повторность опыта.

Только теперь можно приступить к обоснованию размера и формы делянок, защитных полос и.т.п. Понятно, что все элементы эксперимента взаимно увязываются и согласуются с условиями и техническими средствами, используемыми при закладке и ведении опыта.

Обосновав элементы опыта, определяют программу наблюдений и учетов. Этот этап ИП включает не только перечень наблюдений в максимально упорядоченном (хронологически) виде, но и содержание, включая инструментарий по каждому показателю. Так, к примеру, необходимо указать не только число пунктов (площадок) опробования, но и пространственное расположение на делянке. Следует помнить, что только наличие предварительной информации по условиям эксперимента позволяет корректно выполнить данный этап исследовательской программы и реализовать задачи. Если такая информация отсутствует, то планируют ее получение в предварительных исследованиях.

Понятие об этапе предварительных исследований.

Чаще всего потребность в проведении дополнительных исследований встает перед исследователем, когда он не имеет ключевой информации по условиям, которые могут влиять на результаты эксперимента. К примеру, на продуктивность растений оказывают влияния факторы их жизни (температура, свет, тепло, вода, элементы питания). Понятно, что при попадании тестируемого по продуктивности варианта в иные по сравнению с контролем условия, будут получены искаженные результаты и соответственно ложное знание. Имея информацию по пространственному распределению (картине) условий, возможно существенно повысить точность эксперимента и даже планировать необходимую (экономически) приемлемую точность. Но как организовать предварительное исследование? Ответ на этот вопрос будет понятен, если

К примеру, отбирают пробы и находят необходимое для расчета объема выборки стандартное отклонение. В этом случае заведомо исходят из случайного нормального распределения, позволяющего опираться на гауссову статистику. Не трудно понять, что при ином виде распределения оцениваемого признака в пространстве необходимо использовать другие статистические модели. Найти распределение признака с высокой степенью надежно при использовании сеток (размер «ячеи» сетки завит от природы объекта) распределения учетных единиц, позволяющих иметь картину, либо распределение частот. При проверки вида распределения следует планировать сетку с числом проб не менее 50 (для критерия хи квадрат) и даже 25 при наличии возможности использования критерия Колмогорова-Смирнова. В ряде случаев, достаточно ограничится отбором проб по трансекте в направлении изменения признака.

Завершает ПРОГРАММУ НАБЛЮДЕНИЙ И УЧЕТОВ экологическая экспертиза, в рамках которой рассматриваются экологические ограничения. Так, к примеру, при изучения пестицидов обязательно проводится определение остатков, при изучении легкорастворимых удобрений- наличие их в глубоких горизонтах и.т.п. Имея объемы работ и сроки проведения легко принять решение по потенциальной возможности реализации программы. Определить потребность в помощи на отбор проб и проведение анализов.

Следующим этапом обоснования целесообразности проведения исследований является оценка материальных и трудовых затрат и расчет ожидаемой эффективности. Опыт показывает, что для многих студентов этот этап представляет собой значительную трудность, поскольку они не имеют нормативов и цен. Однако только в этом случае удается завершить программу и сделать заказ на реактивы и оборудование. Именно на этом этапе выявляется необходимость заключение договоров на использование научного оборудования с другими исследовательскими организациями, поиска реактивов специальных компьютерных программ и нередко финансовых ресурсов. Но только в этом случае возникает возможность обращения за финансовой поддержкой в отраслевой бизнес-инкубатор.

Понятно, что если ожидаемый экономический эффект от позитивного результата будет равен или больше затрат на исследование, то можно начинать получать новое «безубыточное знание».

 

Литература к лекции

1. Локатос И. Методология научных исследовательских программ. // Вопросы философии. 1995, №4

2. Фридланд В.М. Структура почвенного покрова и методы ее изучения. Труды Почвенного ин-та. М.: 1973, -№ 1.- с.4-14.

3. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М.1984.с.216

Интернет-ресурсы

Доспехов Б.А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки результатов исследований), М. Агропромиздат, 1985 (WWW pochva. Com./ studentu)

Никифоров А.Л. Философия науки. История и методология. М.1998 (WWW phlsci-univ.kiev.ua/biblio/Nikiforov.html)

 

Программное обеспечение

1. Exel –при демонстрации познавательных приемов на частотно-структурном уровне

2. Straz при демонстрации познавательных приемов многомерной статистики (автоматической классификации)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: