Формирование ориентировочной схемы доказательства




Методика изучения теоремы

Теорема «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» формулируется на уроке № 3

І. Этап введения

Мотивация целесообразности изучения теоремы

- Ребята, мы изучаем с вами прямоугольный треугольник, сегодня мы познакомимся с очень важной теоремой – теоремой Пифагора. А что вы знаете о Пифагоре?

Ученики отвечают.

-Пифагор – древнегреческий ученый, который родился в 570 г. До н.э. на о. Самос (Греция), постиг все науки Египта (жил там 22 года), в том числе и математику, основал позже школу пифагорейцев. А слышали ли вы что-то о теореме Пифагора?

Ученики отвечают: «Пифагоровы штаны во все стороны равны».

- Верно, это шуточная формулировка теоремы. Теперь я предлагаю вам решить древнюю китайскую задачу.

Задача: «Имеется водоем со стороной в 1 чжан = 10 чи. В центре его растет камыш, который выступает над водой на 1 чи. Если потянуть камыш к берегу, то он как раз коснётся его. Спрашивается: какова глубина воды, и какова длина камыша?».

Для решения этой задачи необходима теорема Пифагора. Но для начала следует повторить пройденный материал.

Актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для сознательного усвоения теоремы

-Ребята, для того, чтобы овладеть теоремой Пифагора, повторим некоторые факты о прямоугольных треугольниках.

Тест «Прямоугольные треугольники: (на партах лежат тесты, учащиеся работают в парах, верный ответ ребята просто обводят ручкой). После выполнения теста ученики формулируют определения и свойства, использованные при решении теста.

Тест «Прямоугольные треугольники»

Обведите кружком правильный с вашей точки зрения ответ.

1. Треугольник называется прямоугольным, если у него один из углов равен:

А) 450 Б)180 0 В) 600 Г) 900

2. Найдите на чертеже прямоугольный треугольник:

А) Б) В) Г)

           
   
   
 
 
 

 

 


3. Стороны МК и КР, образующие прямой угол в прямоугольном треугольнике МКР, называют:

А) катетами; Б) основаниями;

 

В) гипотенузами; Г) другой ответ

 

       
   
 

 


4. По предыдущему чертежу назовите гипотенузу:

А) КР Б) КМ В) МР Г) нет верного ответа

 

5. Чему равна сумма углов <М и <Р в прямоугольном треугольнике МКР (см. предыдущий рис.):

А) 450 Б) 1800 В) 900 Г) нельзя определить

 

6. Укажите формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника с катетами a и b:

А)S = ab Б) S = ab В) S = (a + b)с Г) другой ответ

           
   
 
 
 
   

 

 


Подведение учащихся к формулировке теоремы

Учитель предлагает выполнить практическую работу. Каждому раздается карточка с таблицей, где необходимо заполнить пропуски. В ходе выполнения работы ученики замечают, что ответы в некоторых столбцах совпадают.

Катет а Катет b Гипотенуза c a2 b2 c2 a2+c2 b2+c2 a2+b2
1.                  
2.                  
3.                  

 

ІІ. Этап усвоения

2.1. Формулировка теоремы, овладения ее содержанием, структурой, назначением

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов: c2 = a2 + b2

Краткая запись на доске:

 

Учитель предлагает сформулировать теорему в условной форме:

Условная форма: Если треугольник прямоугольный, то квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Утверждение истинно.

Формирование ориентировочной схемы доказательства

} Организация поиска доказательства.

-Ребята, как в квадрате со стороной а найти диагональ d?

Учитель объясняет, что для этого нужно найти соотношение между а и d. Напомнив формулу площади квадрата S = a2, учитель с учениками устанавливает, что площадь треугольника равна а2. Он обращает внимание на сл. рисунок объясняя, что на нем изображен квадрат составленный из 4-х треугольников, где например AD=d, а AO=a. Вместе с учениками выясняет, что площадь этого квадрата а 2∙4=2а2 из чего следует, что d2=2a2 или d2= а2+ a2. Учитель обращает внимание, что треугольник прямоугольный и равнобедренный.

 

} Составление плана доказательства.

Докажем теорему Пифагора для произвольного прямоугольного треугольника. Существует несколько способов, мы будем использовать метод доказательства через подобные треугольники:

1)изобразим прямоугольный треугольник ABC и проведем высоту CH

2)Устанавливаем подобность между треугольниками ABC, ACH, CBH и используем полученные соотношения.

Доказательство теоремы

1)Пусть ABC есть прямоугольный треугольник с прямым углом C. Проведём высоту из C и обозначим её основание через H.

2)Треугольник ACH подобен треугольнику ABC по двум углам. Аналогично, треугольник CBH подобен ABC. Введя обозначения

получаем

Что эквивалентно

Сложив, получаем

или

, что и требовалось доказать

 

ІІІ. Этап закрепления

Условная форма: Если треугольник прямоугольный, то квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Утверждение истинно.

Обратное утверждение: Если в треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, то этот треугольник – прямоугольный.

Утверждение истинно.

Противоположное утверждение: Если треугольник не прямоугольный, то квадрат гипотенузы не равен сумме квадратов катетов.

Утверждение истинно.

Противоположное обратному: Если в треугольнике квадрат гипотенузы не равен сумме квадратов катетов, то этот треугольник – не прямоугольный.

Утверждение истинно.

Базовый уровень:

Задача: Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника, если его катеты равны 6 см и 8 см.

Задача: Найдите катет прямоугольного треугольника, если его гипотенуза и второй катет равны 15 см и 9 см.

Задача: Найдите диагонали прямоугольного треугольника со сторонами 5 см и 12 см.

Задача: Основание равнобедренного треугольника равно 60 см, а высота, опущенная на боковую сторону – 72 см. Найдите периметр треугольника.

Задача: Найдите высоту, опущенную на гипотенузу прямоугольного треугольника с катетами 5 см и 12 см.

Основной уровень:

Задача: Найдите высоту трапеции с основаниями 4 дм и 14 дм и боковыми сторонами 6 дм и 8 дм.

Задача: Катеты прямоугольного треугольника относятся как 20 к 21,а разность между радиусами описанной и вписанной окружности равна 17.найдите гипотенузу треугольника.

Задача Докажите, что треугольник со сторонами 3 см, 4 см и 5 см является прямоугольным треугольником.

Задача Высота прямоугольного треугольника равна 3 и делит гипотенузу на отрезки, один из которых на 6 см больше второго. Найдите катеты треугольника.

Задача Основание прямоугольной трапеции равны 6 см и 8 см. Один из углов трапеции равен 120˚. Найдите диагонали трапеции.

Высокий уровень

Задача В равнобедренную трапецию вписана окружность с радиусом 2 см. Найдите стороны трапеции, если ее площадь равна 20 см2.

Задача Найдите наименьшую высоту треугольника со сторонами 13 см, 14см, 15 см.

Задача В прямоугольном треугольнике АВС из вершины прямого угла провели медиану СМ и высоту СН. Найдите гипотенузу, если СМ:СН = 5:4, а МН = 3 см.

Задача Диагонали трапеции равны 4 см и 3 см, а отрезок, который соединяет середины оснований – 2,5 см. Найдите площадь трапеции.

Задача Диагонали вписанного четырехугольника взаимно перпендикулярны. Докажите, что полусумма квадратов его сторон равна квадрату диаметра окружности.

 

IV. Этап использования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: